Политолог Олег Реут выделил самые важные тенденции и возможные последствия формирования нового состава правительства Дмитрия Медведева для нашей республики.
Формирование нового состава российского правительства предоставляет возможность оценить, насколько технократический тренд, доминирующий при формировании губернаторского корпуса, применим к обладателям высоких кабинетов в Белом доме. Вопреки ожиданиям некоторых политических обозревателей, ни Алексей Кудрин, ни Андрей Белоусов, позиционируемые как сторонники либеральных ценностей, в обновлённое правительство Дмитрия Медведева приглашены не были. Ставка сделана на хорошо знакомых людей, которым новый(-старый) премьер полностью доверяет. Однако имеет смысл выделить несколько важных тенденций.
Во-первых, в когорте правительственных назначенцев пока нет ни одного руководителя из региона. В прошлом составе правительства таких было минимум двое – Михаил Мень до назначения федеральным министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства возглавлял Ивановскую область, а Александр Ткачёв до назначения министром сельского хозяйства был губернатором Кубани. Нынче выходцы из провинции не востребованы. Регионы перестали поставлять новых восходящих звёзд.
Во-вторых, для самого Медведева обновлённый корпус вице-премьеров выглядит не самым комфортным. Он потерял своего человека – Аркадия Дворковича, который контролировал ключевые направления: промышленность, ТЭК, транспорт и связь. Компенсацию он получил не самую утешительную – однокурсник премьера Константин Чуйченко возглавит аппарат правительства.
Остальные заместители Медведева – совсем не его люди. Чуть странно, но они – соратники или остающегося в тени Кудрина, или самого Путина. Старые проверенные кадры, которые либо работают в правительстве ещё с 1990-х годов, либо хорошо знакомы президенту со времён мэрии Санкт-Петербурга (хотя, конечно, само реферирование к ельцинским годам всех уже порядком утомило за последние восемнадцать лет).
Повышение по сравнению с прежней должностью главы Минздравсоцразвития в путинском кабинете 2008–2012 годов получила Татьяна Голикова (сейчас глава Счётной палаты) – она будет вице-премьером по социалке. Первым вице-премьером с сохранением министерского поста станет министр финансов Антон Силуанов. Опять же эти чиновники занимали достаточно высокие посты в правительстве ещё в 1990-е годы.
Что объединяет новых вице-премьеров? Многие из них – люди, которые с готовностью и покорностью перемещались на посты, которые им предлагал Владимир Путин. При этом они максимально старались приобрести "слой тефлона", защищающий от обвинений в коррупционных проявлениях и запредельных публичных тратах. Скандалы обходили их стороной.
Хотя возникают вопросы совсем другого плана. О каких кадровых лифтах в системе государственного управления можно говорить, если в итоге и президент, и премьер всё равно выбирают людей, с которыми работают десяток лет (а то и не один)? Действительно ли способны эти руководители эффективно исполнять обязанности в режиме усиливающихся международных санкций и практически полного торможения национальной экономики?
В-третьих, очевидным приоритетом в работе нового российского правительства станет так называемый "майский указ Путина", который в значительной степени основан на программе развития экономики, подготовленной Центром стратегических разработок Алексея Кудрина. Она предполагает резкий рост затрат на образование, науку и инфраструктуру при сокращении расходов на оборону, безопасность и госаппарат. Но одних этих сокращений на реализацию программы явно не хватит. Именно поэтому в принципиально новое направление правительственной работы оформляется задача развития цифровой экономики России.
Здесь самое время провести сравнение происходящего в Москве с тем, какие приоритеты, судя по структуре своей деятельности, декларирует карельское правительство. Обращают на себя внимание приоритеты в распределении вице-премьерских должностей. Первым заместителем Медведева станет Антон Силуанов, который при этом продолжит руководить министерством финансов России. В Карелии же единственным заместителем премьер-министра, одновременно находящимся во главе органа исполнительной власти, является Владимир Лабинов, министр сельского и рыбного хозяйства республики. И министр финансов, и министр экономического развития и промышленности Карелии обладают значительно меньшим объёмом властных полномочий.
В структуре карельского правительства нет ни одного ведомства, занимающегося развитием цифровой отрасли. Чуть более двух лет назад, в апреле 2016 года, был упразднён Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий. Теперь же формирование специализированного, проектного по характеру своей деятельности министерства уже не привилегия на уровне региона, а исключительная необходимость. Но готовы ли на этот комплексный шаг премьер Александр Чепик и его заместитель по финансово-экономическим вопросам Дмитрий Родионов? Ведь это вопрос не аппаратного взаимодействия или межличностных коммуникаций. Фактически это вопрос способности республиканской власти модернизировать региональную экономику в соответствии с задачами федерального центра и запросами общества.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание