Юбилей без соседей

Аналитика. Обществоведение
13:29, 27 Ноября 2018
фото: Валерий Поташов

Празднование столетия православной церкви Финляндии прошло без участия священников Московского патриархата.

 – Куда едете? – задал обычный вопрос финский пограничник, когда я подал ему свой паспорт.
– В Новый Валаам.
– В монастырь? – уточнил пограничник.
– Да, на юбилейные торжества.
– А что за торжества?
– По случаю столетия православной церкви Финляндии.
– Так ей уже сто лет? – изумился финн...

Торжества на фоне церковного конфликта

Не знаю, что так могло удивить финского пограничника, ведь в прошлом году столетие отмечала сама Финляндия, а вопрос о статусе православной церкви у молодого государства возник почти сразу после того, как оно получило независимость от России. 26 ноября 1918 года сенат Финляндии издал указ о греко-католической церкви, который, собственно, и положил начало финляндской православной автономии. По этому указу будущая Финляндская православная церковь обрела в стране официальный статус, наряду с лютеранской, однако имущество Русской православной церкви, к которой относилась бывшая Финляндско-Выборгская епархия, подлежало национализации и передаче финским "греко-католикам".

"Финляндия стала независимой и хотела самостоятельности даже в церковных вопросах. В 1923 году мы просили у Константинополя автокефалию, но получили автономию. Это дало повод для разного рода спекуляций вокруг нашей церкви, утверждали даже, что мы присоединились к униатам, и многим православным это, естественно, не нравилось. После того, как Константинопольский патриархат предоставил нашей церкви автономию, возникло недопонимание между нами и Русской православной церковью, и нам удалось наладить наши взаимоотношения только в 1957 году", – рассказал нынешний предстоятель ФПЦ, архиепископ Хельсинки и всей Финляндии Лев, с которым мы встретились на юбилейных торжествах в Новом Валааме.

По иронии судьбы столетие Финляндской православной церкви совпало с очередным "недопониманием" в ее взаимоотношениях с Московским патриархатом. В середине октября Русская православная церковь объявила о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом из-за его намерений предоставить автокефалию православной церкви на Украине, возглавляемой патриархом Филаретом. Под запрет на сослужение попали и клирики ФПЦ, которая относится к Константинополю, однако, как подчеркнул архиепископ Лев, Финляндская православная церковь не прекращала евхаристического общения ни с кем.

Как бы там ни было, на юбилейные торжества в Новый Валаам не приехал ни один священник Московского патриархата, хотя прежде они были в единственном мужском православном монастыре Финляндии довольно частыми гостями. Правда, иерархи ФПЦ стараются не делать из этого трагедии – как заметил епископ Йоэнсуу Арсений, такой конфликт возник не впервые, и в Финляндской православной церкви, имеющей большую русскую паству и близкие связи с РПЦ, надеются, что возникшее "недопонимание" не приведет к их разрыву.

Как рассказал епископ Арсений, его самого заявление Священного синода РПЦ застало в Санкт-Петербурге, куда иерарх Финляндской православной церкви отправился поздравить известного профессора духовной академии, где учился финский священник. "Я взял с собой церковное облачение, но уже не смог служить вместе со священниками Русской православной церкви, хотя мне дали слово для поздравительной речи в храме. Как же так? Ведь мы даже друзья", – развел руками клирик ФПЦ.

Мультикультурализм в православном "селе"

По образному выражению епископа Арсения, православную паству в Финляндии можно было бы сравнить с русским селом, живущим по соседству с большим городом. Количество тех, кто причисляет себя к ФПЦ, составляет сейчас около 60 тысяч человек, а это чуть более одного процента населения страны. Наверное, поэтому празднование векового юбилея "второй народной", как принято говорить в Финляндии, церкви прошло не столь заметно, как столетие самого финского государства в 2017 году.

Небольшой каменный храм Нового Валаама, где, собственно, состоялось праздничное богослужение, вместил не только иерархов ФПЦ и немногочисленную братию монастыря, но и всех гостей юбилейных торжеств, для которых в трапезной обители приготовили по-настоящему домашнее угощение, что еще больше напомнило почти ушедшие традиции русского или карельского села. Среди тех, кто приехал на юбилей, кстати, оказалось немало выходцев из бывших карельских земель, утраченных Финляндией во Второй мировой войне. С одним из них – Ристо Инкамо из города Пиетарсаари на берегу Ботнического залива – мне удалось поговорить после литургии, и он рассказал, что их старинный карельский род проживал в деревне Импилахти в Северном Приладожье еще с XVIII века и всегда придерживался православия.

Однако, как заметил архиепископ Лев, у которого самого карельские корни, православная церковь Финляндии сегодня многонациональна и многокультурна. В нее вливаются переселенцы из стран с православными традициями – России, Румынии, Сербии, Греции, и благодаря притоку новых прихожан, которые, в том числе, платят церковный налог, положение ФПЦ на протяжении последних лет остается довольно стабильным, хотя, к примеру, лютеранская церковь Финляндии теряет свою паству.

"Мы наблюдаем картину, когда русские, проживающие в Финляндии, приписывают себя к нашей церкви, а не к Московскому патриархату. Становясь членами Финляндской православной церкви, они платят государству церковный налог. Эти деньги идут потом на нужды прихода, к которому относится плательщик церковного налога. За счет этого налога государство выплачивает зарплату священника и средства на содержание храма, однако все церковные требы для прихожанина бесплатны. Иногда русские хотят дать деньги священникам напрямую, но нам приходится объяснять им, что в Финляндии так не принято. Эти деньги не должны идти кому-то в карман, они нужны всей церковной общине", – сказал епископ Йоэнсуу Арсений.

Как отметил клирик ФПЦ, конфликт Московского патриархата с Константинопольским ударил в первую очередь по Финляндской православной церкви, у которой довольно большая русская паства и близкие связи с РПЦ. Однако архиепископ Лев утверждает, что заметного оттока прихожан из ФПЦ разрыв Москвы с Константинополем не вызвал. Похоже, этот конфликт только охладил взаимоотношения соседних церквей, что показало неучастие священников РПЦ в праздновании столетия ФПЦ в Новом Валааме, но авторитету Московского патриархата у православных Финляндии это явно не способствовало.

Валерий Поташов.

Новый Валаам-Петрозаводск.
Фото автора.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей