Маршрутки в Петрозаводске: какой должна быть плата за проезд?

Аналитика. Обществоведение
12:00, 09 Марта 2022
фото: © «Столица на Онего»

Очевидно, что повышения цены за проезд в маршрутках Петрозаводска не избежать.

Известие о том, что транспортные компании собираются 15 марта повысить плату за проезд в петрозаводских маршрутках, вызвало настоящий всплеск народного негодования. Мэр города Владимир Любарский, сообщивший об этом 2 марта на своей страничке в социальных сетях, уже через два дня констатировал, что «более 700 комментариев и более 2200 перепостов общественное отношение к ситуации отражают вполне объективно и конкретно», «импульс, отправленный в адрес перевозчика о том, что в рабочем порядке состоялась встреча с представителями УФАС, городской прокуратуры, Минтранса Карелии, дошел до адресата» и по итогу «перевозчики отозвали уведомления о повышении стоимости проезда». Что же получается, повышения платы за проезд не предвидится? Вряд ли. Так не бывает, чтобы цены на всё и вся росли, а ездили бы мы, так сказать, по «старым билетам».

Кадры решают все

Если честно, ничего принципиально нового в ситуации нет. Как начало в девяностых годах прошлого столетия трясти общественный транспорт столицы Карелии на колдобинах рыночных отношений, так и трясёт до сей пору. И претензии горожан к нему остаются прежними. Отбросив в сторону эмоции, высказанные ими в соцсетях, недовольство сводится к нескольким вопросам: «автобусы станут лучше и чище?», «воспитание, вид водителей улучшится?», «время ожидания уменьшится, количество автобусов станет больше, продолжительность рабочего дня маршруток увеличится?». В общем-то, справедливо. Если растёт плата за проезд, то можно предположить, что и качество услуг должно вырасти. Но как раз этого и не происходит. В чем же причины такого положения дел? Давайте проведем небольшое журналистское расследование.


Фото: © «Столица на Онего»

Трудно поверить, но, несмотря на безработицу, транспортные предприятия Петрозаводска испытывают жуткий кадровый голод. Примерно тридцать процентов автобусов из тех, что могут быть выпущены на маршруты, стоят на приколе. Просто некому сесть за их руль. При этом нельзя сказать, что водители маршруток зарабатывают мало. Зарплата у них вполне достойная.

Не дало результата и решение транспортных компаний обучать новых водителей за счёт предприятий. Не больше десятка человек обратились по размещённым объявлениям, а после окончания учёбы в автошколах остались работать на маршрутах считанные единицы. Остальные нашли другую работу. Подобная ситуация не только в шофёрской среде. Машины нужно обслуживать, а катастрофически не хватает людей рабочих профессий: слесарей, механиков, токарей…

По факту сейчас руководству транспортных предприятий приходится цепляться за всех, кто изъявил желание сесть за баранку маршруток. Оно просто боится «закручивать гайки» в отношении тех, кто, как отмечают петрозаводчане, без излишнего рвения относится к чистоте в салонах, курит во время поездки, порой грубит пассажирам. А что прикажете делать? Увольнять? Тогда не 30, а 40 или даже больше процентов автобусов встанут на прикол, и время их ожидания увеличится.

На наш взгляд, выходом из этого кадрового тупика должны озаботиться, помимо руководителей транспортных компаний, городские власти и депутаты. Может, общими усилиями и будет найден из него выход, и ни один автобус не будет стоять в гараже в тот момент, когда люди мерзнут или мокнут под дождем на автобусных остановках.


Фото: © Администрация Петрозаводска

Не до жиру

Многие горожане убеждены (и это тоже видно по комментариям в соцсетях), что маршрутчики и сейчас неоправданно много берут за проезд, жируют на чужих бедах. Но так ли это?

Два года назад пандемия ударила по всем отраслям. По общественному транспорту тоже. Во-первых, произошло значительное уменьшение пассажиропотока: люди болели, многие переходили на дистанционный режим работы, школьников и студентов отправляли на удалёнку. Естественно, это повлекло снижение доходов предприятий. При этом цены на бензин и дизтопливо стали расти, кто водит свой автомобиль, знает, как они скакнули в последние годы. Увеличилась и стоимость запчастей, а также других расходных материалов, причем вовсе не на величину официальной инфляции в 8%, а порой в разы. Кредиты, выделявшиеся пострадавшим от ковида отраслям, стали спасением в то время, иначе бы просто пришлось закрывать предприятия. Но транспортники все равно ушли по финансовым показателям в минус. Думается, не раскроем коммерческую тайну, если скажем, что их долги перед поставщиками запчастей, арендодателями, коммунальщиками и т. д. исчисляются десятками миллионов рублей.


фото: © Николай Смирнов / «Столица на Онего»

А еще последняя волна пандемии привела к тому, что в январе–феврале нынешнего года началась массовая заболеваемость водителей — порой по 10 человек в день выходили на больничный. Ничего удивительного в этом нет, если за смену ты контактируешь с огромным количеством людей (пусть и в маске), даже в условиях снижения пассажиропотока примерно на 30-35%. Выжить транспортному бизнесу в таких условиях становилось все сложнее.

Повышения цены не избежать

Руководство предприятий, занимающихся перевозками, тянуло с повышением цены за проезд до последнего, понимая, что и петрозаводчанам приходится в нынешних условиях нелегко. Но сейчас вопрос стоит ребром: продолжать возить людей, или повесить замок на ворота и распустить коллективы, насчитывающие в общей сложности более трёхсот человек, по домам, пополнив тем самым армию безработных? Ответ очевиден: прекращать перевозки никак нельзя! Но и работать на прежних условиях тоже невозможно. Тогда и появилось уведомление о повышении платы за проезд, направленное в городскую администрацию. При этом надо отметить, что уже одним этим маршруточники выполнили свои юридические обязательства. Тем не менее, понимая, что есть еще и социальные обязательства перед горожанами, готовы сейчас сесть за стол переговоров с чиновниками, чтобы найти компромиссное решение о величине повышения платы.


фото: © Паблик ВК «Живой Петрозаводск»

Что же касается надзорных и иных органов в виде УФАС, городской прокуратуры, Минтранса Карелии, о которых тоже говорят чиновники, то насчет этого руководство транспортных предприятий совершенно спокойно. Это в лихие девяностые никто не мог отследить, сколько поездок совершили петрозаводчане в маршрутках, и поэтому все «мутили», кто как может. Сейчас 90% оплаты за поездки в маршрутке производится по безналичному расчету.  И контролирующие органы всё видят. То есть, нет места ни серым, ни черным схемам, все работают в правовом поле, «вбелую», если можно так выразиться.

Итак, очевидно, что повышения цены за проезд не избежать. Вопрос: на сколько она должна повыситься? Для примера скажем, что троллейбусное управление в конце прошлого года посчитало себестоимость поездок на этот год и вышло на цифру 48 рублей. И это себестоимость без учета рентабельности, которая никак не может быть ниже 5%. Но на то, чтобы троллейбусы в Петрозаводске продолжали ходить, из бюджета ежегодно выделяется порядка 150 млн. рублей. Маршрутчики такой финансовой поддержки города лишены.

Насчет качества услуг перевозчиков. Под ним обычно понимается далекий от новизны парк маршруток. Если поставить цель обновлять его, то в плату за проезд должна войти покупка новых машин. А ведь даже обычный ПАЗ сейчас стоит не менее 4 млн рублей. Если же говорить о более комфортабельных вариантах, то увеличьте эту цифру в 2,5 раза. Плюс расходы по лизингу. Как следствие, увеличение платы за проезд должно быть гораздо выше, чем было заявлено в мартовском уведомлении в администрацию города. Так что пока от покупки новых автобусов транспортные компании, скорее всего, откажутся. Как говорится, до лучших времен. Что, однако, не отменяет требований к чистоте салона, более ответственного отношения водителей к своему виду и поведению.


Фото: © «Столица на Онего»

Фактически, когда мы говорим о повышении платы за проезд, то речь идет о простой компенсации расходов предприятий на услуги. Ни о чем другом, большем, пока разговора нет. Выжить и сохранить пассажирские перевозки в городе, вот что стоит во главе угла. И за это имеет смысл платить. А вот какова будет цена автобусного билета — это будет решено на переговорном процессе, к которому, как выяснилось, готовы и транспортные предприятия, и мэрия.

Максим Иванов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.