"Мы заставим работать по нашим правилам!"

Аналитика. Обществоведение
14:56, 20 Июля 2018

Директор ООО "Автоспецтранс" Иван Новиков рассказал о трёх первых месяцах "мусорной" реформы в Карелии.

Операторы в районах не были готовы к изменениям

- Реформе по обращению с ТКО в Карелии 3 месяца. Срок невелик, для того чтобы говорить о каких-то уже свершившихся глобальных преобразованиях, но достаточен для осознания верности принимаемых региональным оператором решений и выбора пути, по которому мы идем.

За 3 месяца мы отрегулировали графики вывоза мусора, наладили работу с операторами. Причем им пришлось откровенно помогать, потому что самостоятельно начать работать по-новому они не сумели. А по-новому – это значит вести маршрутные журналы, оформлять путевые листы, соблюдать график вывоза, выявлять потребителей, которые ранее не были охвачены услугой по вывозу мусора. В первый месяц были сбои в работе. За сутки в адрес в "Автоспецтранс" поступали десятки жалоб от жителей республики. Сейчас их по 4-5, причем 3 из них касаются квитанций. Срок устранения замечаний не более суток, и мы стараемся его придерживаться.         

Вывоз мусора в каждом районе контролируем жестко. Налажена фотофиксация контейнерных площадок до и после уборки. В противном случае работа не принимается и уж тем более не оплачивается. Мы приучаем наших партнеров отвечать за то, что сделано.

Мусор у контейнеров – кто виноват и кто должен отвечать?               

- Нередко приходится слышать, что региональный оператор не может организовать уборку рядом с контейнерной площадкой. А он и не должен этим заниматься. Регоператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления. Содержание мусорных площадок – ответственность собственников земельных участков, и никак иначе. Кто сомневается в истинности сказанного, пусть изучит законодательство, а именно постановление правительства РФ № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами". Если контейнерная площадка для ТКО является общим имуществом многоквартирного дома и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая компания. Если же она расположена на муниципальной земле, ответственность лежит на местной администрации.

Региональный оператор порой сталкивается с ситуациями, когда юрлица и частники привозят целыми машинами строительный и крупногабаритный мусор и вываливают его у контейнерных площадок, образуя, по сути, стихийные свалки. Данные факты мы фиксируем и передаем в правоохранительные органы. На вывоз таких отходов, не относящихся к категории ТКО, должен быть заключен отдельный договор.  "Автоспецтранс" будет требовать ликвидацию этих свалок от органов местного самоуправления.

О недобросовестных компания, юрлицах и кассовом разрыве        

- У нас более 10 тысяч активных юридических лиц, о работе с нами сегодня заявило только 50% из них. А остальные – это нерадивые потребители: управляющие компании и юрлица, которым мы оказываем услугу, а они не подают заявку на заключение договора с ООО "Автоспецтранс". Им это выгодно – услуга-то оказывается. В результате региональный оператор не получает деньги и кассовый разрыв растет. Сейчас "Автоспецтранс" не собирает достаточного количества средств, чтобы рассчитываться с операторами. Мы закладывали в план сбор от потребителей за предоставленную услугу в размере 50%. На деле он составляет 40%. Нивелировать кассовый разрыв компании помогло правительство Карелии. Оно предоставило льготный заем в размере 40 млн рублей, благодаря чему мы обеспечены достаточным объемом средств для расчетов с подрядчиками. На сегодняшний день нами без замечаний принята работа операторов за май на общую сумму более 42 млн рублей, такая же сумма перечислена на их счета.

То, что часть потребителей-юридических лиц сегодня находится в тени, их не спасет. Мы все равно выявим "теневиков" и привлечем к административной ответственности штрафами (их размер может достигать 250 тысяч рублей) или приостановлением деятельности на срок до 90 суток. А самое главное - им придется оплатить нам услугу плюс пени и судебные издержки. Весь объем средств будет взыскан через суд.

Почему некоторые подрядчики не получают от регоператора денег?

- "Автоспецтранс" неоднократно рассказывал операторам о том, как правильно оформлять документы. Повторюсь, для многих это было в новинку: маршрутные журналы, реестры, путевые листы и прочее. Не скрою, процесс обучения и воспитания продолжается. Не все нас слышат, к сожалению. Среди операторов есть те, кто пытается работать в обход нас, получая деньги с юрлиц за вывоз мусора, что противозаконно, да еще и нам выставляют эти объемы для оплаты. Есть такие, кто вывозит ТКО под видом отходов производства, тем самым снижая наши договорные параметры и выручку, претендуя при этом на оплату работы. Бывают вообще беспрецедентные случаи, когда оператор из района говорит нам о том, что ему нерентабельно ездить в отдаленные, малонаселенные деревни и поселки. С этим оператором ведется претензионная работа, и в процессе выясняется, что на самом то деле он туда ездит, да еще и деньги незаконно собирает с потребителей.  Также ведет себя и один из петрозаводских операторов.

Все эти мошеннические уловки выявляются нашей многоуровневой системой контроля. Правительство Карелии определило для регионального оператора по обращению с ТКО 8 месяцев на отладку работы, и в части взаимоотношений с операторами мы уже понимаем, с кем нам по пути, а с кем отношения необходимо завершать.

Определяемся, где будем работать сами

- У нас есть операторы, которые уже попали в черный список, и с нового года "Автоспецтранс" возьмет на себя обслуживаемые ими зоны. Мы не выставим эти территории на торги, законодательство позволяет это сделать. Региональный оператор по обращению с ТКО 49% отходов по массе может транспортировать самостоятельно. К тому же самостоятельная транспортировка поможет сэкономить предприятию порядка 50 млн рублей в год.

Месячный оборот нашей компании составляет порядка 80 млн рублей, а потому проблем в приобретении техники у нас не будет. Судите сами: один мусоровоз стоит 2 млн рублей, на район их в среднем требуется два. Авансовый платеж по договору лизинга обойдется нам еще меньше - в 500 тысяч рублей. Мы завалены сейчас предложениями от лизинговых компаний. Мы для них преимущественный клиент, приоритетный, да к тому же компания с госучастием.   

Очередные торги, по итогам которых определятся исполнители (операторы) на оказание услуг по транспортировке отходов пройдут в ноябре 2018 года, и уже сейчас мы определяемся, где будем работать самостоятельно. В этих районах "Автоспецтранс" будет предоставлять ту же услугу, только дешевле. У нас не будет накладных расходов и расходов на управленческий аппарат. Экономия позволит максимально долго не повышать тариф на услугу регоператора.

Почему квитанции пришли с опозданием и будут ли начислены льготы

- Наш партнер по выставлению платёжных документов и сбору средств за коммунальную услугу "обращение с отходами" - Единый расчетный центр РК. Начиная с мая, в ЕРЦ поступают сотни заявок на заключение договоров с регоператором. Эти заявки требуют обработки и перепроверки, а, следовательно, времени. Кроме того, информация, необходимая для начисления платы за услугу регоператора, поступила от управляющих компаний в ЕРЦ РК не вовремя, поэтому платежные документы за май и июнь выпускались по факту получения сведений. Признаем: неоперативность работы налицо, за что мы приносим свои извинения. Очень просим наших потребителей обратить внимание на указанные в квитанциях сведения, а именно ФИО, количество человек. В случае, если данные изменились или не соответствуют действительности, необходимо обязательно обратиться в АО "ЕРЦ РК". Предоставленная информация будет учтена в следующем месяце. Кстати, есть потребители-физические лица, которые до сих пор не получили квитанции. В этом случае стоит уточнить в управляющей компании (УК, ТСЖ, ТСН и пр.) или Едином расчетном центре по телефонам (8-8142) 59-46-05, 8 (911) 05-05-021, выполнены ли необходимые действия для того, чтобы платежный документ был выставлен.                      

Многие волнуются, будут ли распространяться на услугу "обращение с ТКО" льготы. Да, будут. С началом мусорной реформы в Карелии услуга по вывозу мусора перешла из категории жилищных в коммунальные, поэтому для льготных категорий граждан предусмотрена господдержка в виде компенсации части расходов на ее. Для расчета льготы потребителям следует обращаться в Центры социальной работы по месту жительства.

О свалках, полигонах и экотехнопарке

- В зоне деятельности регионального оператора – ликвидация мест несанкционированного размещения отходов. Сейчас на территории Карелии порядка 150 незаконных свалок. Злые языки утверждают, что "Автоспецтранс" не ликвидировал ни одной из них. Это не так. В течение 3-х месяцев мы вывезли шесть: пять – в Прионежском районе общим объемом 470 кубов и одну более 900 кубов в Медвежьегорске. Сумма, предполагаемая к взысканию составляет 2,8 млн рублей. Сейчас начинаем работу по ликвидации свалки в деревне Суккозеро.

А теперь о мусорных полигонах. Их у нас в Карелии 18, и ни один на 100% не соответствует современным стандартам и экологическим требованиям. В перспективе поэтапно они будут рекультивированы, и в первую очередь полигон в Орзеге, которому уже более 36 лет. Он давно себя изжил, это прошлый век. Его негативное воздействие на окружающую среду подтверждено исследованиями и экспертизами. По сути все отходы в Орзеге сейчас сваливаются в незащищенный грунт. От таких свалок нужно уходить. Отстаивать подобные полигоны может только тот, кто извлекает от работы с ними сверхприбыль, не вкладывая при этом копейки.   

        

Сегодня необходимо создавать новые объекты, соответствующие трафику отходов, и внедрять альтернативные способы утилизации, например, мусороперерабатывающие заводы. В Карелии старт строительства такого завод мощностью до 100 тонн тонн ТКО в год вместе с современным полигоном и небольшими производствами по переработке вторичного сырья запланирован на 2019 год. Собственно говоря, это будет первый экотехнопарк в регионе. Место для строительства уже определено – это земельный участок площадью 18 га в Кондопожском районе рядом с федеральной дорогой и старой городской свалкой. Кондопога вообще очень выгодно расположена с логистической точки зрения. Это центр всех нагрузок, всех потоков. 

О ценности вторичного сырья и раздельном сборе мусора

Раздельный сбор позволяет выделять из общей массы ТКО так называемые полезные фракции - материалы для переработки и повторного использования. Наиболее распространенные из них - ПЭТ-бутылки и другие полимеры, стекло, бумага, картон, металл. Много лет кладезь полезных компонентов в отходах подлежала захоронению. Это деньги, которые просто зарывались. С приходом регионального оператора внедряется раздельный сбор мусора. Чистые, полезные фракции, которые составляют по сути своей сырье для производства, ценны сами по себе. Это актив. Они выделяются из сырых органических отходов, и процесс их обработки упрощается. Не нужно вкладывать огромные средства в современные обрабатывающие производства: моющие, чистящие, с оптической- и пневмосепарацией. Небольшая обработка, складирование, тюкование – эти процессы переводят вторсырье в товарную продукцию. Это небольшие затраты. С внедрением раздельного сбора региональный оператор планирует получать прибыль, в том числе и от реализации полезных компонентов. К внедрению раздельного сбора мусора республика уже готовится. Мы сейчас разрабатываем технико-экономическое обоснование, подыскиваем необходимые площади для размещения пунктов приема и сортировки ТКО, рассчитываем ресурсы, создаем у себя в штате специальные подразделения, приглашаем экспертов в этой области, чтобы создать банк отходов и обеспечить наших переработчиков сырьем.        

Почему эта отрасль ранее не развивалась? Не было достаточного объема сырья, операторы были разрознены, никто отдельно мусор не сортировал. Поступали просто: открывали пункты приема, где покупали у населения вторсырье, к примеру, за 4 рубля, и отвозили в Питер за 8. Мы планируем сами обрабатывать отходы, чтобы создать продукцию с добавочной стоимостью. Кстати, мытый флекс, а уже тем более гранулят, готовы принимать в Финляндии. 

Не все операторы морально готовы к внедрению системы раздельного сбора мусора: по их убеждениям, гораздо дешевле захоронить отходы и получить за это свои деньги. Но мы постепенно будем уходить от захоронения, потому что по отношению к природе – это варварство.

Чтобы прийти к цели, единственное, что нужно – идти

- У нас много планов, и пока мы находимся в начале пути. Статус регионального оператора присвоен "Автоспецтрансу" сроком на 10 лет. Первый шаг уже сделан. Мы идем вперед, развиваемся: в Муезерском районе оператором приобретены два новых мусоровоза, новым мусоровозом пополнился парк техники у оператора в Пудожском районе. Там же, в Пудоже, местная администрация ведет активную работу по обустройству и приведению в порядок мест накопления ТКО. Планы по покупке техники есть у оператора, работающего в Пряжинском районе. В Лоухи, Суоярви, Петрозаводске, Пудоже, Кеми и Лахденпохье установлены новые контейнеры, в Кондопоге, Костомукше и Петрозаводске на полигонах введены в эксплуатацию весовые пункты контроля.                                     

Дальнейшие задачи - обеспечить максимальный охват нашей услугой всех потребителей Карелии, создать в регионе эффективную систему управления в области обращения с отходами, организовать цивилизованное обращение с мусором. По сути, региональный оператор – это инструмент для экологического и экономического регулирования государством сферы обращения с ТКО. 

Мы реалисты и понимаем, что при реализации реформы еще не раз столкнемся с трудностями и ошибками. Но не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы будем работать, засучив рукава. Для этого у ООО "Автоспецтранс" есть необходимы ресурсы, поддержка правительства республики, профессиональный коллектив и немалое количество единомышленников.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей