Проведённый "Столицей на Онего" опрос "Где вы предпочли бы видеть в Петрозаводске стелу воинской славы?" очень интересен по своим итогам.
Два ответа "Площадь Гагарина" (24%) и "Нигде" (24%) конкурируют в условной группе лидеров. При этом на них приходится практически половина всех полученных голосов. Столь неоднозначные и внутренне противоречивые результаты требуют отдельного разговора.
Прежде всего необходимо отметить, что практики возведения (и низвержения) памятников на протяжении десятилетий являются объектом всестороннего изучения в общественно-политических науках. Памятники выступают неистощимыми в своей смысловой глубине высказываниями о национальной, региональной и локальной идентичностях. Будущая петрозаводская стела "Город воинской славы" относится к так называемым "административным памятникам". Сами по себе такие сооружения никак не связаны ни с личной, ни с семейной памятью.
Стоит отметить, что сразу после Великой Отечественной войны, со второй половины 1940-х годов, в большинстве городов и посёлков Карелии появились скромные бетонные стелы со списками имён погибших. Они были пирамидальной или прямоугольной формы, с красной звездой на вершине или на гранях. Принцип расположения такого памятника был очень прост: он ставился у дома культуры или на краю кладбища; в деревнях – на одном из главных перекрёстков и не менее часто – у автобусной остановки.
Эти стелы были предназначены для "внутреннего употребления", заказывались на средства, собранные местными жителями, и функционировали как могилы-кенотафы с перечислением имён погибших, но без реального погребения. В первые послевоенные годы государство практически не участвовало в сооружении стел и обелисков; инициатива исходила от местных жителей.
Но уже через двадцать лет после окончания войны организация памятников стала, в основном, централизованной, а их установка кардинально поменяла смысл, переориентировавшись на официальную политику общесоюзных и региональных властей. По мере того, как мирная жизнь постепенно "вымывала" реальность военного опыта, он мифологизировался и фиксировался совершенно по-новому.
В 1960-е годы в административных центрах начали устанавливать мемориальные комплексы, в которые входили архитектурные (стелы, гранитные блоки) и скульптурные (фигуры солдат) элементы; чуть позже там же появился Вечный огонь. Ставили такие памятники чаще у зданий администраций и на центральных площадях. В этот период у монументов появились несколько иные функции и смыслы. Поскольку их устанавливала уже не община (местные жители), а администрация, то субъектом высказывания становился город как административная единица, направлено оно было "вовне", а его содержание отчуждало личный и приобретало государственный, идеологический характер.
В тот же период по всей стране стали устанавливать большие памятники героям революции и Гражданской войны, связывавшие эти исторические события с Великой Отечественной войной в одну сюжетную линию – сначала борьбы за власть Советов, а потом защиты созданного государства. Именно в такой стилистике решён открытый 28 июня 1969 года, в день 25-й годовщины освобождения столицы республики, петрозаводский мемориальный комплекс "Могила Неизвестного солдата с Вечным огнём Славы".
Сегодня многим петрозаводчанам и гостям республиканской столицы кажется несколько странным, что слева от могилы Неизвестного солдата находится Братская могила воинов, павших в 1919-1920 гг., а также государственных деятелей Карелии, захороненных в 1920-х – начале 1930-х гг. Но это вполне соответствовало официальным стандартам установки военных памятников в конце 1960-х – начале 1970-х гг.
В 1980-е и особенно в начале 1990-х начинается новый этап мемориальной деятельности. К мемориалам, построенным на двадцать лет раньше, пристраиваются новые элементы. Появляется множество памятников с изображением матери (часто мать с ребёнком). Монументальности и статичности, характерных для более ранних изображений, нет и в помине. Очень часто рядом с мемориалами строятся часовни и даже церкви.
Проходит совсем немного времени, и на нынешнее поколение выпадают уже "свои" войны – афганская, чеченская, украинская и сирийская. Для каждой устанавливаются или резервируются свои мемориалы и свои памятники.
Возвращаясь к результатам опроса, необходимо констатировать, что стела "Город воинской славы" для участвовавших в социологическом изыскании граждан однозначно отождествляется с "административным памятником". Вариант с установкой на площади Гагарина – прямая и непосредственная референция на установку стелы "на показ".
Неоднократно приходилось сталкиваться с комментариями и объяснениями, описывающими конструкцию "пусть все, кто приезжают в Петрозаводск, сразу увидят, что это – Город воинской славы". Данный вариант установки стелы – для приезжих, а не для горожан, не для их персонально преломлённой и ностальгически поддерживаемой памяти.
Опция "Нигде" фактически представляет собой отзеркаливание – озвучивание позиции, связанной с нежеланием значительной части горожан принимать "административный", а не народный памятник. Ведь в нём нет и никогда не будет памяти о родных и близких. Не будет искреннего гражданского ритуала и "стихийного" вспоминания.
Проведённый "Столицей на Онего" опрос в очередной раз подтверждает, в какой непростой ситуации оказалась администрация Петрозаводского городского округа. Именно муниципальные власти несут основную ответственность за установку, охрану и содержание будущего памятника. Сегодня городская власть в действительности решает две крайне сложно сочленённые задачи – выделить место для сооружения стелы (пока всё идёт к тому, что она появится в Парке Победы (7%) – на пересечении пр. Карла Маркса и ул. Пушкинской) и переформатировать публичный дискурс, не просто примирив сторонников вариантов "Площадь Гагарина" и "Нигде", но и предложив им (а фактически всем горожанам) приемлемую формулу общественного согласия.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание