Ночь с "ТехРентом"

Аналитика. Обществоведение
11:20, 22 Января 2019
фото: Николай Смирнов / "Столица на Онего"

Журналист "Столицы на Онего" выехала с "ТехРентом" на ночную уборку Петрозаводска.

Карелию атаковали циклоны – Дональд, Хиннэ. На протяжении нескольких дней в районах республики и в Петрозаводске шел снег. Засыпаны дороги и дворы. Измучены пешеходы и водители, вынужденные преодолевать снежные заносы.

"ТехРент" работает 24 часа в сутки. Вся техника выведена на дороги города.

Выехали с подрядчиком на ночную уборку дорог и узнали, как организована работа по очистке улиц от снега.

Борьба человека со стихией

Конечно, можно сказать, что зимой снегопады - это нормально – надо просто вовремя убирать, тогда все будет в порядке.

Но ведь понятно, что уборка снега в снегопад - это борьба человека со стихией. Мы можем очищать снег с машины, мести крыльцо, но через 15 минут нашей работы не будет видно.

А теперь представьте целый город, район или дворовую территорию – огромные площади. Их метут, скребут, убирают, а через непродолжительное время работы дворника, подрядчика не видать.

Смену сдал – смену принял

Ночная смена у "ТехРента" начинается в 20.00, именно в это время основная масса горожан, как правило, добирается до дому. На дорогах становится свободнее, и спецмашины могут начинать убирать снег, не создавая заторов.

Как рассказал "ночной мастер" Виталий Полыванчук, несмотря на то, что смена начинается в 20.00, он приходит в 19.00, чтобы определить фронт работы, раздать задания.

"У нас весь город поделен на четыре участка, - рассказал Виталий Полыванчук, - каждый участок включает определенное количество улиц, которые убирает бригада. На каждом участке есть свой бригадир, который следит за выполнением работ. Я старший, раздаю задания, решаю вопросы, когда, например, ломается техника или припаркованные автомобили мешают уборке. Мне утром, в 8 часов, когда заканчивается ночная смена, сдают работу бригадиры. А я на планерке отчитываюсь и говорю дневной смене, где, что и как убрано, а также о недоделках".

Как выяснилось, ночной мастер Виталий Полыванчук всю ночь ездит по городу и проверяет, как идет уборка. Ему звонят мастера, советуются, спрашивают разрешения даже на то, чтобы сделать перерыв для отдыха и перекуса.

Встреча на мосту и мокрые ноги

Мы с Виталием Полыванчуком встретились на Гоголевском мосту в ночь с 15 на 16 января, тогда циклон Дональд уже основательно похозяйничал в городе и на подходе был Хиннэ.

Вся техника была выведена на дороги Петрозаводска. 40 спецмашин 12 часов чистили ночные улицы.

"Сегодня вывозим снег с Гоголевского моста, с улицы Чапаева и площади Кирова, - уточнил ночной мастер Полыванчук. – Сейчас поедем, я вам все покажу".

Его слова прорывались через гул уборочных машин. По мосту ползли "золотые ручки", которые ловко загребали снег от самых бордюров и закидывали в Камаз.

Получив свою порцию снежной каши, поспешила за быстро удаляющимся Виталием. Сквозь снег его зеленая куртка была отличным ориентиром. Скажу честно, что бежать по пешеходной зоне моста мне вообще не понравилось, так как ноги то и дело скользили по застывшим снежным колдобинам. И все ж мне удалось целой и невредимой добраться до почищенной дороги, где меня ждал автомобиль.

Видавшая виды небольшая иномарка была вплотную припаркована с пассажирской стороны к заснеженной обочине.

Выпендриваться не стала – смело шагнула в сугроб. Конечно, набрала полные сапоги снега, который благополучно растаял, как только я оказалась в теплой машине.

Мокрые ноги создавали дискомфорт, но отказываться от предложения посмотреть ночную уборку города, не стала. Попросила показать не центральные улицы, которые скребут всем на загляденье, а отдаленные районы.

"Не вопрос, - быстро согласился Виталий, - поехали на Зареку – Луначарского посмотрим, по Калинина проедем и на Мерецкова заскочим, потом на площадь Кирова…"

"Осторожно, саженцы!"

До улицы Мерецкова добрались быстро, правда, по дороге "поймали" провал на Советском мосту, перед бывшей типографией.

Приехав на перекресток ул.Мерецкова – пр.А.Невского, увидели три КДМ (комбинированные дорожные машины), они шли гусеницей – друг за другом, разметая, зачищая дорогу.

Чуть ниже по улице работал трактор с отвалом. Несмотря на то, что предупреждающий знак информировал, что парковка машин запрещена с 00 часов до 6 утра, техника начала работать уже в 23.00.

"Почему раньше времени приступили к очистке? - спросила я. - Люди еще не успели машины убрать".

"Снега много, работы много, - объяснил Виталий Полыванчук, - мы сейчас начнем, чтобы время не терять, потом после 12 ночи еще сюда вернемся и почистим те места, где стояли припаркованные автомобили, если их, конечно, уберут".

Неожиданно Виталий замолчал, повернулся в сторону тракториста и, свистнув, предупредил, чтобы он аккуратнее высыпал снег с дороги на обочину, где росли молодые деревья.

"Осторожно, саженцы!" - крикнул Полыванчук.

"Мы в прошлый раз в центре у какого-то дома случайно повредили дерево, нам потом досталось: оказалось, что его какая-то семья специально откуда-то привезла, посадила, ухаживала, а мы задели…" - пояснил Виталий свою реакцию на действия тракториста.

Тут я увидела, что действительно снега много, а расстояния между саженцами небольшие, и надо быть ювелиром, чтобы не задеть молодые растения. Конечно, такая ситуация осложняет и замедляет работу.

Долго любоваться мастерством тракториста не пришлось. От перекрестка к нам мчался внедорожник с проблесковым маячком.

Это был директор компании "ТехРент" Борис Сидоров. Оказывается, он тоже лично контролирует уборку города, правда, не каждую ночь.

Зная о нашем рейде, видимо, решил встретиться лично.

"Мы социально ответственные люди"

Он легко спрыгнул с машины и подошел к нам. К тому моменту мои мокрые ноги начинали замерзать.

"Ну что, журналисты, не спится?" - бодро спросил Борис Сидоров.

Его приезд меня обрадовал, появилась возможность задать актуальные вопросы.

Первым делом, конечно, поинтересовалась, кто должен убирать пешеходную зону на Гоголевском мосту.

Выяснилось, что пешеходная дорожка длиной 900 метров, почти километр, досталась "ТехРенту" 1 января 2019 года по допсоглашению.

"Нам его отдали заваленным снегом, на тротуарах у нас рабочие три дня вручную скалывали наледи. Расстояние там узкое, трактор не пустишь, этот километр каждый день должны проходить "ручники" и выгребать снег. А когда снегопад постоянный, люди тоже устают".

По словам Бориса Сидорова, отказаться от уборки пешеходной зоны моста они не могли, потому что город обслуживает их организация "ТехРент", да и просто потому, что кто-то должен его чистить.

"Мы, в принципе, всегда так работаем, - сказал директор "ТехРента" Сидоров. - Мы ни разу никому не отказали, даже какие-то объекты, которые не попадают в контракты, выезжаем, убираем, если необходимо и есть свободные машины. Особенно это касается социальных учреждений".

Как объяснил Борис Сидоров, многие социальные учреждения – школы, садики, поликлиники, подъезды к ним - не включены в контракт "ТехРента".

"Например, территория 4-й поликлиники – заезда и территории вокруг поликлиники нет у нас в контракте. Мы регулярно туда выезжаем, - рассказал руководитель подрядной организации, - там у поликлиники какая-то вода вытекает. Никто найти не может причину. Там каждый год крик, потому что никто подъехать не может из-за наледи. Нам звонят, мы туда ставим экскаватор, колем наледи, чистим заезд. Через две недели та же история. Там замело снегом. Позвонили из комитета ЖКХ. Мы ставили КДМ, она почистила, посыпала".

"Мы нормальные социально ответственные люди и понимаем, что не все меряется деньгами. Есть вещи, от которых нельзя отмахиваться, есть объекты, которые в снегопад в первую очередь должны чиститься, - Дом инвалидов, Дом ветеранов, школы, сады, перинатальный центр, который построили. У них там в самый снегопад пропал подрядчик, и дорога оказалась не чищена, скорая подъехать не могла. Они попросили, мы туда отправили машину. Пока ехали, появился подрядчик, и вроде как вычистили, но не все. Мы дочищали. Это нормальная работа, и она ежедневная. Это не какие-то подвиги и из ряда вон выходящие истории.

Если у меня идет трактор, и я понимаю, что мне надо 20 метров к школе прочистить, понятно, я не откажусь, если мне позвонят и попросят", - горячо произнес речь Борис Сидоров.

Директор говорил эмоционально, чувствовалось, что человек всей душой болеет за дело, но большая часть горожан, к сожалению, не видят стараний, торопятся оценить результат. И словно строгие судьи, найдя изъян, выносят жесткие вердикты.

"Мы видим работу каждого"

После такой речи руководителя "ТехРента" нападать не хотелось, и все же спросила об актуальном: в эту зиму водители часто жалуются, что дороги заужены, особенно чувствуется это на Октябрьском и на Древлянке.

"Ничего удивительного, - ответил Борис Сидоров, - самые проблемные районы - это Древлянка, Октябрьский, Соломенное. Все запарковано. В Соломенном еще дороги настолько узкие, что КДМ не пустишь, приходится работать тракторами, грейдерами, "ручников" используем везде. У нас коллектив хороший, ребята свое дело знают. Есть молодые еще сотрудники, которых приходится учить, они с деревень приехали, здесь объемы работы другие, места мало. Так, молодой мастер работал на Октябрьском, боялся задеть плотно припаркованные машины, убирал очень осторожно, в результате работа была практически не выполнена. Утром при сдаче смены мастер это увидел, передал дневной смене, но в дневные часы на Октябрьском проводить уборку снега нельзя, создадим затор, поэтому добавилась недоделка на вечер. Мы видим работу каждого. Исправляем, помогаем неопытным".

"Все в поле"

Борис Сидоров рассказал, что специфика работы такова, что основные магистрали, где днем интенсивное движение транспорта, убираются ночью, а межквартальные проезды – днем, когда люди разъезжаются по делам и освобождают территорию от припаркованных машин.

Межквартальных проездов, как отметил Сидоров, на самом деле немного в ведении "ТехРента", всего 30% от общего числа. Остальные принадлежат управляющим компаниям, ТСЖ.

Но люди в этом не хотят разбираться, им нужно, чтобы было почищено. Все шишки, как правило, валятся на подрядчика, отвечающего за уборку города.

"Почем-то люди не думают, что они машину чистят каждые 15 минут - это нормально, а то, что дороги заметает, - это плохо, - сетует Борис Сидоров, - когда снегопады 2 января были, мы Кукковское кольцо разметали, все вычистили, КДМ дошли до Древлянского кольца, вернулись обратно, а ощущение, что они вообще ничего не чистили. Чистишь – возвращаешься - опять снег. При этом убирают и в день, и в ночь. Ночью работают порядка 40 единиц. Суммарно в ночь выходит максимальное количество техники, в день чуть меньше, в зависимости от погоды. Если снегопад – все в поле".

"Люди устали"

Как признался руководитель "ТехРента", они очень ждут, когда закончатся снегопады.

"Ударят морозы, все подвыдохнут, - сказал Борис Сидоров, - потому что реально тяжело - сыпет и сыпет. Люди устали".

В "ТехРенте" на ручном труде задействовано 60 человек, они работают днем, очищая тротуары от снега, сбивая наледи у пешеходных переходов и у остановочных комплексов.

Ночью им на смену выезжает техника. В этом году, немного похвастался Борис Сидоров, удалось добиться того, что на дорогах не образуется наледи.

"Смотрите, первый год асфальт без наледи, Петрозаводск в асфальте. Раньше такого не было, - говорил руководитель подрядной организации, выйдя на проезжую часть, - раньше, когда снегопад, – наледи, шишки, потом начинают драть их грейдером. В этот сезон заранее подготовили реагент – соль сконусовали, просолили - и вот она работает. И мы в этом году сыпем больше, чем в прошлом".

Ответив на вопросы, руководитель "ТехРента" уехал так же быстро, как и появился.

"Не стоять"

Мы с Виталием Полыванчуком вернулись в машину, которая уже успела остыть. Протянув мокрые ноги в поисках потока теплого воздуха, я с Виталием отправилась по запланированному маршруту: Калинина, Луначарского, Кирова.

На протяжении всего пути Виталию звонили мастера с участков, кто-то спрашивал, куда отправить ту или иную машину, кто интересовался, можно ли остановиться на обед.

"Не стоять пока снегопад, перерыв 15-20 минут и снова выезжайте", - командовал ночной мастер. Чуть позже, правда, признался, что, конечно, рабочие останавливаются и на короткий отдых, и на обед у них час выделяется, если авральной работы нет.

"Я всю ночь до 8 утра катаюсь, слежу за техникой, проверяю задания. Если все сделали, еще задания добавляю. Если не успели, переставляю. Принимаю работу в 7 утра. Если найду недочеты – ругаю. Если злостные нарушения: например, халтурил налево, приходится с такими людьми расставаться".

Виталий рассказывал о своей работе, курил и немного переминался с ноги на ногу.

"Ноги промокли, как всегда, - пробурчал он себе под нос, - иногда за ночь по три раза переодеваться приходится. Сейчас в контору заскочу, переобуюсь".

Я скромно умолчала про свои мокрые ноги и поспешила к своей машине, оставив в ночи работяг "ТехРента", которые трудятся изо всех сил 24 часа, сменяя друг друга, и верят, что, если любить свою работу, как это делают они, то всем от этого будет только лучше.

Список улиц, которые должна убирать компания "ТехРент", - здесь.

Рина Васильева

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей