«Обнимая небо крепкими руками»

Аналитика. Обществоведение
16:00, 09 Февраля 2023

Отечественная гражданская авиация 9 февраля отмечает 100-летний юбилей.

9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации. Дата была выбрана неслучайно - именно в этот день в 1923 году в советской России появился воздушный гражданский флот. Отечественной гражданской авиации исполнилось 100 лет со дня образования. Указом Президента России эту знаменательную дату отмечают во всех регионах страны, включая Карелию.

Целый век без права на ошибки

В преддверии праздника, 8 февраля, в главном корпусе петрозаводского госуниверситета состоялось торжественное открытие выставки «100 лет отечественной гражданской авиации». Подготовил ее 69-летний электромонтер ПетрГУ Игорь Жуков, ранее почти 30 лет проработавший в малой карельской авиации штурманом и страшим штурманом. На выставке – 80 фотографий, рассказывающих о работе карельских авиаторов не только в нашей республике и других регионах России, но и за рубежом: во Франции, Швеции, Финляндии, Либерии, других государствах. Сам Игорь Жуков участвовал и в трех Антарктических экспедициях в 2002-2007 годах. Он награжден знаком «9 000 часов безаварийного налета» и Почетной грамотой Рослесхоза. Вручили ему и учрежденную президентом Владимиром Путиным юбилейную медаль «100 лет гражданской авиации России».

По словам Игоря Жукова, которого с самого детства манило небо, авиаторы, как, пожалуй, никто другой, не имеют права на ошибки. 

Командир самолета «АН-2» Маина Савельева налетала 12 000 часов!

Посетители выставки не смогут пройти мимо многих фотографий. И далеко не все знают, что единственной в Карелии женщиной-пилотом была командир самолета «АН-2» Маина Савельева.

О Маине Ивановне Савельевой карельские авиаторы отзываются как об уникальном человеке и замечательном пилоте самолета «АН-2». Как сообщила сама Маина Савельева журналисту «Столицы на Онего», после окончания в 1959 году летной школы ДОСААФ в Калуге, она начала работать в петрозаводском авиапредприятии. Начинала рядовым пилотом, а «доросла» до командира самолета «АН-2», вторым пилотом которого был мужчина. В самолете иногда находился еще и штурман, тоже представитель мужского пола.

- Сегодня малой авиации в Карелии практически не существует, - с сожалением сказала Маина Савельева. – А в годы моей работы в авиапредприятии мы выполняли пассажирские и грузоперевозки, санитарные рейсы и задачи по авиалесоохране на всей территории республики. Летали и садились на аэродромах и посадочных площадках, например, в Пудоже, Калевале, Сегеже, Питкяранте, Сортавале, Паданах, Толвуе, Ламбасручье, Великой Губе, Сенной Губе и, конечно, в Кижах. Здесь зимой садились прямо на прочный лед Онего или, правильнее, снежно-ледовую поверхность. Выполняли также авиарейсы и в Ленинград, Череповец, Белозерск.

За 29 лет – до 1988 года, напряженной работы, в основном командиром «АН-2», Маина Савельева налетала 12 000 часов! Таким результатом может похвастаться не каждый пилот-мужчина, а что уж говорить о представительнице «слабого» пола.

После завершения летной работы Маина Ивановна трудилась педагогом технического творчества в петрозаводском Доме творчества – бывшем Доме пионеров. Преподавала уроки ОБЖ в школе, а потом вышла, как принято говорить, на заслуженный отдых.

В свои сегодняшние 83 года единственная в республике женщина-пилот Маина Савельева на удивление энергична и жизнерадостна. Она состоит в международной организации женщин летных специальностей «Авиатриса» - так назывались женщины-авиаторы в Российской империи в начале 20 века. Эти летчицы освоили управление самолетами в России или за рубежом и получили дипломы Императорского Всероссийского аэроклуба.

В Большом Кремлевском Дворце съездов 9 февраля состоится торжественное заседание, посвященное 100-летию отечественной гражданской авиации. Единственным представителем Карелии на этом важном мероприятии в Москве будет наша замечательная землячка Маина Савельева. 

Кто установил кораблик на шпиле башни Главного Адмиралтейства

Кораблик-флюгер на шпиле башни построенного в 1704 году здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге считается одним из символов северной столицы России. По одной из версий, кораблик весом 65 килограммов, на позолоту которого ушло 2 килограмма чистого сусального золота, - прототип корабля, вошедшего первым в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Им был фрегат «Орел» - первый русский военный корабль, построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1667-1669 годах. Именно на фрегате «Орел» впервые был поднят русский морской флаг.

Позолоченный кораблик требовалось периодически чистить и реставрировать, а затем снова устанавливать на шпиль 72-метрового здания Главного Адмиралтейства. С этой, крайне сложной, работой 21 июля 1977 года успешно справились специалисты петрозаводского авиапредприятия: командир вертолета «МИ-8» Анатолий Бережной и бортмеханик Александр Мещеряков, а также пилоты-инспекторы из Санкт-Петербурга и Архангельска. Александр Алексеевич признался журналисту, что он и сейчас до подробностей помнит приземление их вертолета на Дворцовой площади. Но, прежде всего, сам процесс бережной установки кораблика-флюгера, не пострадавшего во время этой уникальной операции, о которой сообщили многие питерские СМИ (на снимке: Александр Мещеряков с 8-летним внуком Мишей). 

От Карелии до Антарктиды

Карельские авиаторы работали во многих странах мира: Франции, Швеции, Финляндии, Заире, Сьерра-Леоне, Либерии… А также в Антарктиде – единственном материке, где нет границ.

В расположенном на юге Франции городе Бордо наши авиаторы по финансовому контракту петрозаводского авиапредприятия с местным аэроклубом, «выбрасывали» из карельского вертолета «МИ-8» парашютистов, включая любителей такого вида спорта. Эту работу три летних месяца 1997 года выполняли командир летного отряда Вадим Иванов, командир вертолетного звена Леонид Лагутенок и уже названный нами бортмеханик Александр Мещеряков.

По информации авиаторов, двое парашютистов-любителей (на фото), которые не один раз благополучно прыгали с нашего вертолета, позднее, после неудачного прыжка с высокой горы, насмерть разбились в каньоне.

 

На территории клуба в Бордо карельские авиаторы увидели необычный экспонат – старый советский многоцелевой самолет «ПО-2» (ранее «У-2»). Такие самолеты еще называли бипланами-разведчиками, а немцы в Великую Отечественную войну – «ночными ведьмами». По словам наших авиаторов, они были приятно удивлены надписью на самолете «За СССР», но огорчены самим фактом - продажей этого раритетного боевого самолета чужой стране.

В этой связи на выставке мне рассказали, как работники петрозаводского авиапредприятия транспортировали сбитый в Отечественную войну в районе Мончегорска немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88», в аэропорт Мурманска. Оттуда купившие его частные лица из Германии увезли «родной бомбардировщик» к себе домой для восстановления, с последующей передачей в немецкий музей. А в 1995 году, по информации Игоря Жукова, он с коллегами перегонял четыре карельских «АН-28» в Заир. Как говорится: что имеем, не храним, потерявши – плачем.

В Финляндии осенью 1997 года работники петрозаводского авиапредприятия -  командир самолета «АН-2» Валерий Ратников (на фото – в центре), командир эскадрильи «АН-2» Николай Петров и старший штурман Игорь Жуков - доставляли в назначенные места операторов-геофизиков из Санкт-Петербурга. В Суоми они проводили аэросъемки.

Начиная с 2000-х годов лозунгом многих карельских авиаторов стал девиз «Даешь Антарктиду!».

- По заказу Санкт-Петербургского института Арктики и Антарктики мы осуществляли здесь полеты с целью проведения питерскими специалистами геофизической аэросъемки, - рассказал Игорь Жуков. – Кроме того, на наших вертолетах и самолетах доставляли топливо, стройматериалы, продукты и другие необходимые для жизни вещи сотрудникам, находившимся в Антарктиде полярных станций: «Мирный», «Прогресс», «Дружная-4» и «Новолазаревская».

Первым в Антарктиде работал командир самолета «АН-28» Владимир Дворников. А командир «АН-2» Валерий Ратников трудился здесь семь сезонов, с 2002 до 2010 года. В Антарктиде также работал командир летного отряда Вадим Иванов (фото: Вадим Иванов на северном полюсе) и многие другие карельские авиаторы.

 

С праздником!

За каждой фотографией, представленной на юбилейной выставке, стоит интересная история. Рассказать о каждой из них в одной статье невозможно. Выставка очень понравилась и выступившему на ее торжественном открытии 8 февраля первому замглавы Минтранса Карелии Дмитрию Кондрашину. Он с оптимизмом смотрит в будущее авиации в республике. Но все ветераны, выступая на вернисаже, говорили о необходимости возрождения в Карелии, в первую очередь, малой авиации.

Поздравляем ветеранов гражданской авиации республики, ее нынешних работников со 100-летним юбилеем действительно очень нужной всем нам службы! Желаем мирного неба над головой и всего наилучшего!

Светлана Лысенко

Фото: из домашних архивов Игоря Жукова, Валерия Ратникова и автора публикации.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.