Отечественная гражданская авиация 9 февраля отмечает 100-летний юбилей.
9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации. Дата была выбрана неслучайно - именно в этот день в 1923 году в советской России появился воздушный гражданский флот. Отечественной гражданской авиации исполнилось 100 лет со дня образования. Указом Президента России эту знаменательную дату отмечают во всех регионах страны, включая Карелию.
В преддверии праздника, 8 февраля, в главном корпусе петрозаводского госуниверситета состоялось торжественное открытие выставки «100 лет отечественной гражданской авиации». Подготовил ее 69-летний электромонтер ПетрГУ Игорь Жуков, ранее почти 30 лет проработавший в малой карельской авиации штурманом и страшим штурманом. На выставке – 80 фотографий, рассказывающих о работе карельских авиаторов не только в нашей республике и других регионах России, но и за рубежом: во Франции, Швеции, Финляндии, Либерии, других государствах. Сам Игорь Жуков участвовал и в трех Антарктических экспедициях в 2002-2007 годах. Он награжден знаком «9 000 часов безаварийного налета» и Почетной грамотой Рослесхоза. Вручили ему и учрежденную президентом Владимиром Путиным юбилейную медаль «100 лет гражданской авиации России».
По словам Игоря Жукова, которого с самого детства манило небо, авиаторы, как, пожалуй, никто другой, не имеют права на ошибки.
Посетители выставки не смогут пройти мимо многих фотографий. И далеко не все знают, что единственной в Карелии женщиной-пилотом была командир самолета «АН-2» Маина Савельева.
О Маине Ивановне Савельевой карельские авиаторы отзываются как об уникальном человеке и замечательном пилоте самолета «АН-2». Как сообщила сама Маина Савельева журналисту «Столицы на Онего», после окончания в 1959 году летной школы ДОСААФ в Калуге, она начала работать в петрозаводском авиапредприятии. Начинала рядовым пилотом, а «доросла» до командира самолета «АН-2», вторым пилотом которого был мужчина. В самолете иногда находился еще и штурман, тоже представитель мужского пола.
- Сегодня малой авиации в Карелии практически не существует, - с сожалением сказала Маина Савельева. – А в годы моей работы в авиапредприятии мы выполняли пассажирские и грузоперевозки, санитарные рейсы и задачи по авиалесоохране на всей территории республики. Летали и садились на аэродромах и посадочных площадках, например, в Пудоже, Калевале, Сегеже, Питкяранте, Сортавале, Паданах, Толвуе, Ламбасручье, Великой Губе, Сенной Губе и, конечно, в Кижах. Здесь зимой садились прямо на прочный лед Онего или, правильнее, снежно-ледовую поверхность. Выполняли также авиарейсы и в Ленинград, Череповец, Белозерск.
За 29 лет – до 1988 года, напряженной работы, в основном командиром «АН-2», Маина Савельева налетала 12 000 часов! Таким результатом может похвастаться не каждый пилот-мужчина, а что уж говорить о представительнице «слабого» пола.
После завершения летной работы Маина Ивановна трудилась педагогом технического творчества в петрозаводском Доме творчества – бывшем Доме пионеров. Преподавала уроки ОБЖ в школе, а потом вышла, как принято говорить, на заслуженный отдых.
В свои сегодняшние 83 года единственная в республике женщина-пилот Маина Савельева на удивление энергична и жизнерадостна. Она состоит в международной организации женщин летных специальностей «Авиатриса» - так назывались женщины-авиаторы в Российской империи в начале 20 века. Эти летчицы освоили управление самолетами в России или за рубежом и получили дипломы Императорского Всероссийского аэроклуба.
В Большом Кремлевском Дворце съездов 9 февраля состоится торжественное заседание, посвященное 100-летию отечественной гражданской авиации. Единственным представителем Карелии на этом важном мероприятии в Москве будет наша замечательная землячка Маина Савельева.
Кораблик-флюгер на шпиле башни построенного в 1704 году здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге считается одним из символов северной столицы России. По одной из версий, кораблик весом 65 килограммов, на позолоту которого ушло 2 килограмма чистого сусального золота, - прототип корабля, вошедшего первым в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Им был фрегат «Орел» - первый русский военный корабль, построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1667-1669 годах. Именно на фрегате «Орел» впервые был поднят русский морской флаг.
Позолоченный кораблик требовалось периодически чистить и реставрировать, а затем снова устанавливать на шпиль 72-метрового здания Главного Адмиралтейства. С этой, крайне сложной, работой 21 июля 1977 года успешно справились специалисты петрозаводского авиапредприятия: командир вертолета «МИ-8» Анатолий Бережной и бортмеханик Александр Мещеряков, а также пилоты-инспекторы из Санкт-Петербурга и Архангельска. Александр Алексеевич признался журналисту, что он и сейчас до подробностей помнит приземление их вертолета на Дворцовой площади. Но, прежде всего, сам процесс бережной установки кораблика-флюгера, не пострадавшего во время этой уникальной операции, о которой сообщили многие питерские СМИ (на снимке: Александр Мещеряков с 8-летним внуком Мишей).
Карельские авиаторы работали во многих странах мира: Франции, Швеции, Финляндии, Заире, Сьерра-Леоне, Либерии… А также в Антарктиде – единственном материке, где нет границ.
В расположенном на юге Франции городе Бордо наши авиаторы по финансовому контракту петрозаводского авиапредприятия с местным аэроклубом, «выбрасывали» из карельского вертолета «МИ-8» парашютистов, включая любителей такого вида спорта. Эту работу три летних месяца 1997 года выполняли командир летного отряда Вадим Иванов, командир вертолетного звена Леонид Лагутенок и уже названный нами бортмеханик Александр Мещеряков.
По информации авиаторов, двое парашютистов-любителей (на фото), которые не один раз благополучно прыгали с нашего вертолета, позднее, после неудачного прыжка с высокой горы, насмерть разбились в каньоне.
На территории клуба в Бордо карельские авиаторы увидели необычный экспонат – старый советский многоцелевой самолет «ПО-2» (ранее «У-2»). Такие самолеты еще называли бипланами-разведчиками, а немцы в Великую Отечественную войну – «ночными ведьмами». По словам наших авиаторов, они были приятно удивлены надписью на самолете «За СССР», но огорчены самим фактом - продажей этого раритетного боевого самолета чужой стране.
В этой связи на выставке мне рассказали, как работники петрозаводского авиапредприятия транспортировали сбитый в Отечественную войну в районе Мончегорска немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88», в аэропорт Мурманска. Оттуда купившие его частные лица из Германии увезли «родной бомбардировщик» к себе домой для восстановления, с последующей передачей в немецкий музей. А в 1995 году, по информации Игоря Жукова, он с коллегами перегонял четыре карельских «АН-28» в Заир. Как говорится: что имеем, не храним, потерявши – плачем.
В Финляндии осенью 1997 года работники петрозаводского авиапредприятия - командир самолета «АН-2» Валерий Ратников (на фото – в центре), командир эскадрильи «АН-2» Николай Петров и старший штурман Игорь Жуков - доставляли в назначенные места операторов-геофизиков из Санкт-Петербурга. В Суоми они проводили аэросъемки.
Начиная с 2000-х годов лозунгом многих карельских авиаторов стал девиз «Даешь Антарктиду!».
- По заказу Санкт-Петербургского института Арктики и Антарктики мы осуществляли здесь полеты с целью проведения питерскими специалистами геофизической аэросъемки, - рассказал Игорь Жуков. – Кроме того, на наших вертолетах и самолетах доставляли топливо, стройматериалы, продукты и другие необходимые для жизни вещи сотрудникам, находившимся в Антарктиде полярных станций: «Мирный», «Прогресс», «Дружная-4» и «Новолазаревская».
Первым в Антарктиде работал командир самолета «АН-28» Владимир Дворников. А командир «АН-2» Валерий Ратников трудился здесь семь сезонов, с 2002 до 2010 года. В Антарктиде также работал командир летного отряда Вадим Иванов (фото: Вадим Иванов на северном полюсе) и многие другие карельские авиаторы.
За каждой фотографией, представленной на юбилейной выставке, стоит интересная история. Рассказать о каждой из них в одной статье невозможно. Выставка очень понравилась и выступившему на ее торжественном открытии 8 февраля первому замглавы Минтранса Карелии Дмитрию Кондрашину. Он с оптимизмом смотрит в будущее авиации в республике. Но все ветераны, выступая на вернисаже, говорили о необходимости возрождения в Карелии, в первую очередь, малой авиации.
Поздравляем ветеранов гражданской авиации республики, ее нынешних работников со 100-летним юбилеем действительно очень нужной всем нам службы! Желаем мирного неба над головой и всего наилучшего!
Светлана Лысенко
Фото: из домашних архивов Игоря Жукова, Валерия Ратникова и автора публикации.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание