Цены на новые легковые автомобили в Карелии растут, как и, в целом, по России, но в республике есть свои особенности.
Стоимость легковых автомобилей иностранных брендов в Карелии за год выросла на 22%, отечественных марок – на 14,9%. Такой вывод следует из проводимого Карелиястатом мониторинга потребительских цен. В конце сентября средняя стоимость иномарок, которые продают дилеры в Карелии, достигла 1,4 млн рублей, что на 250 тыс. больше, чем год назад. Автомобили отечественных брендов за год подорожали на 93,6 тыс. рублей, в результате чего, средняя цена достигла 720,9 тыс. рублей.
Темпы роста цен в Карелии выше чем в целом по России, но в рублевом выражении подорожание не так ощутимо.
По данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России достигла 2,1 млн. рублей, что на 21% больше, чем в начале года. За этот период средняя стоимость выросла на полмиллиона.
Такая разница с ценами в Карелии не связана с политикой дилеров – они держат их на том уровне, который рекомендуют головные офисы. Но в республике продают, в основном, автомобили бюджетных марок. Элитные авто большинству жителей Карелии не по карману. Поэтому средняя цена в республике ниже, чем по России.
Одна из основных причин роста цен очевидна – рост курса доллара и евро. Он влияет, в том числе, на стоимость продукции иностранных брендов, чьи заводы работают в России. Комплектующие привозят из-за границы, а цены на них в рублевом эквиваленте растут.
Еще более сильное влияние оказывает глобальный дефицит полупроводников для автоэлектроники. Одни заводы приостанавливали производство из-за пандемии коронавируса, другие – из-за торговой войны Китая и США, третьи – из-за стихийных бедствий.
Дефицит полупроводников привел к сокращению объемов производства на заводах мировых автогигантов. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей весной заявляли GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio. Это привело к дефициту автомобилей в крупных городах, где период ожидания автомобиля, приобретенного у дилера, доходит до нескольких месяцев. Жители Санкт-Петербурга, например, ездят за новыми машинами в соседние регионы. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в сентябре 2021 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В таких условиях рыночные цены не могут контролироваться производителями. Покупателям приходится брать, что есть в наличии. Увеличение спроса провоцирует дилеров поднимать цены, чтобы компенсировать общий спад продаж.
В Карелии есть и свои местные особенности — жителям республики машины нужны больше, чем во многих других регионах. Такой вывод был сделан еще весной в аналитическом обзоре отделения Северо-Западного главного управления Банка России — Национального банка по Республике Карелия.
По оценке Нацбанка рост цен в республике обусловлен «более высокой востребованностью личного автотранспорта в Карелии».
«Доля легковых автомобилей в потребительской корзине региона более чем вдвое превышает показатель по России в целом в связи с наличием на территории республики большого числа труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, невысокой плотностью населения, а также популярностью загородного строительства», — пояснили в Нацбанке.
Эксперты уверены, что рост цен на автомобили продолжится. В Карелии в течение года ценники на иномарки переписывались около 10 раз, а отечественные бренды поднимали стоимость примерно раз в квартал. Прогнозы на будущее неутешительные — дефицит полупроводников будет ощущаться в 2022 году, серьезного укрепления рубля ожидать тоже не приходится. Ассоциация «Российские автодилеры» прогнозирует, что до конца года машины подорожают еще на 5%.
Алексей УККОНЕ
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание