Рост цен на бензин, наблюдавшийся в Карелии в течение всего предыдущего и начале текущего года, неожиданно остановился, хотя остальные товары продолжают дорожать.
О динамике цен на автомобильное топливо можно судить по данным Карелиястата. За период с конца апреля 2021 года до аналогичной даты 2022 года средняя цена на бензин АИ-92 в республике поднялась на 5,9%, АИ-95 — на 7,2%, АИ-96 — более чем на 8%.
Если сравнивать с общей инфляцией, то цены на бензин всегда росли не так быстро, как на остальные товары. Особенно это проявилось в марте текущего года, когда общая инфляция «взлетела» сразу на 20%, а стоимость бензин выросла всего на 5-6%.
Это заметил и вице-премьер правительства республики Дмитрий Родионов в ходе трансляции в группе «Объясняем. Республика Карелия» ВКонтакте.
«Мы обращаем внимание, что рост цен на бензин сегодня не такой высокий как на продовольственные группы. Я думаю, что в ближайшее время он тоже стабилизируется и если будет расти, то очень небольшими темпами в связи с соответствующими инфляционными процессами», — сказал вице-премьер.
Эти ожидания оправдались. В апреле цены на бензин в Карелии не только не выросли, но и немного снизились. Рекордный показатель был зафиксирован в середине месяца, когда средняя стоимость бензина превысила «психологическую» отметку в 50 рублей за литр. Через неделю цена опустилась ниже этой планки и стабилизовалась. Средняя цена за литр АИ-92 зафиксировалась на отметке 45 рублей 56 копеек, АИ-95 — 48 рублей 14 копеек, АИ-98 — 55 рублей 52 копейки.
Чем объясняется такое «странное» на первый взгляд «поведение» цен на автомобильное топливо на фоне общей инфляции? По мнению экспертов, причиной всему западные санкции. Они толкают вверх цены на оказавшиеся под запретом импортные товары, но одновременно сдерживают подорожание бензина.
Об этом «Российской газете» сообщила старший аналитик ИГ «Петромаркет» Мария Арье.
Один из факторов — сокращение экспорта нефтепродуктов из России. Предложение на внутреннем рынке серьезно обогнало спрос. Нефтяные компании поставляли на европейский рынок половину всего произведенного в России дизеля, также за границу уходило до 10% всех объемов выпуска бензина. А сейчас экспорт на Запад затруднен. И
С конца февраля средние оптовые цены отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на бензин марки АИ-92 и АИ-95 опустились на 25% и 22%, соответственно. Это стало следствием образовавшегося на внутреннем рынке профицита — запасы автобензина на НПЗ и нефтебазах за последний месяц увеличились почти на 8%, превысив 2 млн тонн, отмечает Арье.
Цены на дизельное топливо в опте также снизились, хотя и не так значительно — на 5%. Но его предложение на внутреннем рынке выросло значительно сильнее, чем на бензин, поскольку на экспорт отправлялись большие объемы. Отсюда и сильное снижение цен в рознице.
Увеличение предложения топлива сейчас не сопровождается адекватным ростом внутреннего спроса, поясняет эксперт. Владельцы автомобилей сокращают их эксплуатацию по сравнению с тем, что могло считаться нормой в докризисные времена, в связи с падением реальных доходов или растущими рисками такого снижения в будущем.
По мнению Арье, на внутренний спрос также негативно влияют эмиграция, потеря работы, вынужденные «отпуска» или переход на удаленную работу. Кроме того, уровень эксплуатации личного транспорта снижается из-за опасений его владельцев, что при проведении технического обслуживания или ремонта автомобилей, они столкнутся с трудностями, обусловленными решением многих автомобильных брендов приостановить свою деятельность в России.
В результате предпосылок для роста розничных цен на автобензин сейчас нет, считает эксперт.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание