С чем приехал к своему юбилею петрозаводский троллейбус?
В нынешнем году троллейбусному движению в Петрозаводске, как и отечественной пилотируемой космонавтике, исполняется 60 лет. Запустить в карельской столице электрический транспорт предполагалось еще в конце 30-х годов прошлого столетия, но этим планам помешали сначала дефицит медного провода, а потом война, и первые троллейбусы вышли на городские улицы лишь тогда, когда Советский Союз отправил в космос Юрия Гагарина.
Сегодня Петрозаводск обладает одной из самых развитых контактных сетей среди российских городов с троллейбусным движением – ее протяженность составляет более 95 километров, однако судьба самого экологически чистого вида общественного транспорта в последние годы не раз оказывалась под угрозой. Достаточно вспомнить попытки кредиторов из числа частных перевозчиков обанкротить муниципальное предприятие «Городской транспорт» или намерения бывшего главы Карелии Александра Худилайнена заменить петрозаводские троллейбусы маршрутками.
Причина проста: конкуренты бьют по самому слабому месту городских троллейбусов – их убыточности и постоянной бюджетной поддержке. Но электрический транспорт в карельской столице не смог бы выжить без муниципальной субсидии, которая позволяет ему компенсировать затраты без повышения платы за проезд до его реальной стоимости.
По словам нового директора ПМУП «Городской транспорт» Геннадия Няккоева, который возглавил предприятие осенью прошлого года, троллейбусы вынуждены работать в убыток, чтобы сохранить в Петрозаводске социальный проезд. Кредиторская задолженность «Городского транспорта» оценивается сейчас в 40 миллионов рублей, и в основном – это долги за электроэнергию. Как считает Геннадий Няккоев, выбраться из такого финансового положения предприятие сможет, только нарастив выпуск троллейбусов на линию и увеличив пассажиропоток. Однако троллейбусный парк в карельской столице изношен почти на 98%, и новые машины приобрести предприятию просто не на что.
Ситуацию усугубил коронавирусный кризис, когда из-за ограничительных мер, введенных в республике, пассажиропоток на городских троллейбусах упал почти на 30%. По оценке главного инженера ПМУП «Городской транспорт» Ивана Владимирова, предприятие стало возвращаться к докризисным показателям только в начале нынешнего года.
«Новый троллейбус стоит от 20 от 25 миллионов, деньги для нас значительные, – отметил директор предприятия Геннадий Няккоев. – В прошлом году нам удалось получить 27 троллейбусов. Они не новые, но они в рабочем состоянии. Десять мы получили из Москвы, и 17 – из Санкт-Петербурга. Санкт-петербургские оказались более надежные: они хоть и старого образца, не на электронике, как московские, но они у нас все вышли на линию. Все работают и приносят нам выручку. Надо понимать, что эксплуатационный срок троллейбуса – десять лет, а мы их эксплуатируем по 30-40 лет. В Санкт-Петербурге списывают те машины, которые отходили десять лет. Они еще в хорошем состоянии, мы сами их отбираем, и если троллейбус требует большого ремонта, то мы от него, конечно, отказываемся. В этом году Санкт-Петербург обещал нам еще 20 троллейбусов».
Изношенность парка – это далеко не единственная проблема ПМУП «Городской транспорт». За три последние года с предприятия уволились 77 водителей, которых не устраивала низкая зарплата и довольно тяжелые условия труда, поэтому «Городской транспорт» испытывает сейчас острую нехватку кадров.
«В этом году хотели набрать группу водителей не менее 20 человек, – рассказал «Столице на Онего» начальник службы движения ПМУП «Городской транспорт» Денис Архипов. – Уже пятый месяц мы собираем эту группу по крохам, и пока нам удалось найти только десятерых. Восемь человек есть, а двое еще раздумывают, учиться им или нет, но я надеюсь, что согласятся. Хотим начать их обучение в мае, на это уйдет полгода. За это время они должны пройти теорию с учебной ездой и пассажирскую стажировку. Сегодня наш водительский штат составляет 115 человек, и вакантных мест еще хватает. Мы надеемся привлечь на них не только новых водителей, но и тех, кто когда-то от нас ушел».
Как сообщил Геннадий Няккоев, предприятию удалось улучшить ситуацию с оплатой труда: зарплата молодых водителей, которых ПМУП «Городской транспорт» обучил в прошлом году, составляет около 36 тысяч рублей, а с работой в ночные часы и праздничные дни – 40-45 тысяч. По расчетам директора, нынешний водительский штат предприятия нужно увеличить, как минимум, до 140 человек. Однако и тем, кто только пришел на предприятие, и тем, кто хотел бы на него вернуться, необходимо понимать, что у троллейбусного движения в Петрозаводске есть будущее.
«Мы не стоим на месте и продолжаем развивать свою контактную сеть, – подчеркнул главный энергетик предприятия Вадим Брюханков. – В этом году в Петрозаводске начались работы по продлению улицы Куйбышева от проспекта Ленина до набережной Варкауса. Там будет построена четырехполосная магистраль с развязками, где планируется организация троллейбусного движения. Еще один проект – это продление Лососинского шоссе от улицы Попова до микрорайона «Древлянка-8». Мы работали над ним около полугода, он предусматривает строительство тяговой подстанции, которая станет питать новый участок контактной сети и дальнейшее его расширение. Как только будут выделены средства на строительство этой дороги, тут же будет построена и контактная сеть. Сюда мы планируем продлить первый и восьмой маршруты».
Как признался главный энергетик ПМУП «Городской транспорт», предприятие давно мечтает соединить Древлянку с городским центром новым маршрутом, который бы проходил по Гоголевскому путепроводу, возведенному в столице Карелии в рамках подготовки к празднованию 100-летия республики. На путепроводе была даже построена контактная сеть, которая дошла до Республиканской больницы имени В.А.Баранова, но эта линия до сих пор не введена в эксплуатацию, поскольку ее не дотянули до Лесного проспекта, и сейчас на ней нет разворотного кольца.
«Это был бы более короткий маршрут на Древлянку, чем по улице Чапаева, и он был бы очень востребован горожанами», – считает Вадим Брюханков.
«А в Соломенное троллейбус не пойдет?», – поинтересовалась «Столица на Онего» у главного энергетика ПМУП «Городской транспорт».
«Мы в прошлом году разработали концепцию развития троллейбусного движения, которая рассчитана на приобретение 20 машин с автономным ходом. Согласно этой концепции, мы и рассматривали ряд новых маршрутов, которые бы позволили использовать такие троллейбусы. Для этого необходимо, чтобы троллейбус с автономным ходом примерно половину пути шел под контактной сетью и заряжал аккумуляторы. Вторую половину он может идти на аккумуляторах. Для реализации таких проектов не нужна никакая инфраструктура, достаточно только пустить троллейбусы по тем маршрутам, чтобы они могли заряжать свои аккумуляторы. Нами были разработаны несколько таких маршрутов – в частности, из жилого комплекса «Скандинавия» до площади Кирова и в Сулажгору, но для их реализации необходимо приобретение нового подвижного состава», – констатировал Вадим Брюханков.
Валерий Поташов
Фото автора.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание