Аналитика. Капитал
10:15, 14 Января 2019
фото: gov.karelia.ru

Вот так полетали!

Рано или поздно это должно было произойти – компания S7 Airlines прекратила выполнение рейсов по маршруту Москва – Петрозаводск.

Рано или поздно российская компания S7 Airlines должна была прекратить выполнение рейсов по маршруту Москва–Петрозаводск. 12 января состоялся последний из запланированных рейсов. На протяжении двух лет все они были дотационными. Очевидно, что в какой-то момент в адрес S7 Airlines было бы сделано более выгодное предложение или дотации были бы прекращены.

Из сообщения республиканского правительства следует, что в бюджете региона на 2019 год средства на компенсацию расходов авиакомпании по обслуживанию авиарейсов Москва–Петрозаводск не заложены. В таких обстоятельствах S7 Airlines не намерена работать на коммерчески невыгодном направлении.

Данная история требует детального рассмотрения. И на первый план целесообразно поставить две взаимосвязанные проблемы.


gov.karelia.ru

Собственное авиапредприятие

Как разъяснил Андрей Наумов, начальник отдела транспорта министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии: "Авиакомпания  S7 получала дотацию за каждый оборотный рейс. В случае если в Петрозаводск прилетал "Аэрбас-319" этой компании, вместимостью 147 пассажиров, субсидия составляла 160 тысяч рублей, а если 86-местный "Эмбрайер-170", то 100 тысяч".

А теперь давайте возьмём в руки калькулятор. 160 000 рублей прямых дотаций за оборотный рейс, 365 рейсов в год, это уже 58 400 000 рублей.


gov.karelia.ru

Этих денег было бы достаточно для того, чтобы создать (а если обратиться к прошлому опыту, то воссоздать) в Карелии собственное авиационное предприятие. Для начала взяв в лизинг абсолютно новый Sukhoi SuperJet (SSJ100). Для всех региональных компаний России уже третий год установлена льготная цена на новый отечественный лайнер. Государственная транспортная лизинговая компания предлагает операционный лизинг с минимальной ставкой платежа в 5 000 000 рублей в месяц (60 000 000 рублей в год). Размер среднего платежа зависит от времени лизинга, который в среднем составляет 10-12 лет, но всё чаще российские региональные компании ориентируются на продажу самолётов через 5-6 лет эксплуатации и приобретение новых лайнеров.

Даже сопоставление объёма бюджетных дотаций и годового лизингового платежа в достаточной степени демонстрирует, что Карелии экономически целесообразно иметь собственное авиационное предприятие. Его доходы формировались бы от продаваемых билетов, а самолёт мог бы выполнять более чем один рейс в сутки.

В настоящее время государству выгодно обеспечивать российские региональные авиакомпании судами отечественного производства. Поставки новых лайнерах ведущих мировых производителей – компаний Airbus, Boeing и Embraer находятся во внутренне противоречивом санкционном режиме. На фоне отказа ряда международных авиакомпаний от приобретения SSJ100 его каталожная цена на внутреннем рынке только снижается.

Через шесть-семь лет устойчивой работы республиканского авиапредприятия можно было бы ставить вопрос о приватизации 20-25% компании. Привлечённые инвестиции направить на приобретение в лизинг второго ближнемагистрального пассажирского самолёта. И, конечно, всё это должно было бы базироваться на комплексной республиканской программе по развитию авиационной отрасли, на профессионально выполненных бизнес-планах, критериях эффективности и так далее.

За два года ничего этого сделано не было. За два года карельские власти просто передали 120 миллионов рублей на счета S7 Airlines, которая ни в региональный, ни в местный бюджеты не заплатила ни рубля налогов, а теперь полностью покинула карельский рынок обслуживания авиапассажиров.


gov.karelia.ru

Аэропорт

Не менее интригующие события происходят и с аэропортом. В соответствии с перечнем мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", в юбилейном 2020-ом должен быть завершён проект строительства объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец) из расчёта… не менее 300 пассажиров в час. Стоимость проекта – 1 043 500 000 рублей.

Как следует из вышеприведённого ответа господина Наумова, при выполнении одного-единственного рейса S7 Airlines 147 или 86 пассажиров прилетали в Бесовец в течение суток. Расчётные параметры нового аэровокзального комплекса предполагают суточный поток в 7 200 пассажиров. Но кто их будет перевозить? Может быть… местное авиапредприятие, ориентированное на внутриреспубликанские рейсы? Ответы на эти вопросы находятся в обосновании ФЦП:

"Авиационная инфраструктура в Республике Карелия не соответствует нормативным требованиям. Основная часть аэродромов с искусственным покрытием (гг. Пудож, Сортавала) требует реконструкции. Все площадки имеют высокий уровень износа основных фондов. На острове Кижи отсутствует необходимая авиационная инфраструктура, кроме площадки размером 20х20 метров".

При простой констатации проблемы карельское правительство не предлагает ни одного более или менее системного решения. Именно поэтому отказ S7 Airlines от выполнения московского рейса необходимо рассматривать в проекции развития (а вернее – отсутствия развития) всего транспортного комплекса республики. Без системной и последовательной работы по данному направлению истории с отказами авиакомпаний – такими были "Трансавиа", "Архангельские авиалинии", "РусЛайн", а теперь S7 Airlines – будут повторяться, а объёмы неэффективно растраченных бюджетных средств только расти.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

boosleq
2019-01-16 11:48:45
Наверное экономика авиапредприятия состоит не только из лизинговых платежей. Самолет надо обслуживать, платить огромные зарплаты экипажу и прочее прочее. Одна лицензия на перевозки, наверное, стоит половину бюджета Карелии. Думаю простого решения тут не существует. Но вполне очевидно что нынешнее положение дел, с директорами-временщиками-уборщиками из столиц и прочими приставами-исполнителями ведет в очередное банкротство аэропорта.
Олег Реут
2019-01-16 12:34:21
Вы правы, экономика авиапредприятия состоит не только из расходов на обслуживание лизинга, найм экипажей и бортпроводников, развитие и поддержание системы продажи билетов. (Росавиация рассматривает заявку на получение сертификата эксплуатанта бесплатно.) Но при этом экономика авиапредприятия складывается и из доходов, получаемых от продажи услуг по перевозке пассажиров. Средний налёт находящегося в лизинге самолёта – 9-10 часов в сутки. – В материале поставлен вопрос об эффективности прямых дотаций стороннему перевозчику. В этом случае никаких доходов точно нет, одни расходы (из республиканского бюджета).
Сеня
2019-01-15 21:19:40
Для того, чтобы летать, не обязательно иметь крылья. Обязательно — иметь желание взлететь… ( с )
Leopol'd
2019-01-16 10:21:22
Сеня, обязательно разрешение Росавиации! Специфика этой страны. )))
Leopol'd
2019-01-15 11:05:14
Нужны экономичные рейсы в Пудож, Костомукшу, Архангельск.
А вместо этого упорно продавливается реконструкция Бесовца и дотируемые рейсы в Москву. Приятно, конечно за государственный счет оборудовать vip зал и летать в столицу, как "большие люди". И чтобы посетить один кабинет на пару часов, на три дня выписывать командировку, с проживанием в хорошей гостинице.
Но может и про развитие региона надо думать.
Олег Реут
2019-01-15 13:31:43
Вы совершенно правы. Выполнять регулярные рейсы на Костомукшу и Пудож может только региональное авиапредприятие. Современный аэропорт «Петрозаводск» тоже, конечно, нужен. Но уж точно не под пассажиропоток в 2.6 млн чел в год (а именно такой и строится).
Ожидаемые 2.6 млн пассажиров – это в два раза больше, чем, например, принял в прошлом году аэропорт «Пермь», в который летают … 11 российских авиакомпаний. Не 11 рейсов в сутки, а 11 авиакомпаний – и «Аэрофлот», и «Победа», и «S7 Airlines», и «UTair» выполняют на пермском направлении по несколько оборотных рейсов.
Зачем Петрозаводску такой масштабный аэропорт, если до 29 марта выполняется один рейс в сутки и лишь четыре дня в неделю, а после 29 марта «Победа» переходит на летнее расписание, в котором рейс Москва – Петрозаводск не запланирован?

German
2019-01-14 15:33:53
Вот опять , Олежка , "шмонаешь" правительство . Но ведь там такие чинушки-приставы собрались , ну не понимают они ничего , да им и не надо , они там все временные , их задача не авиасообщение налаживать , а пересидеть смутное для артурки время и свалить . Это тебе всё интересно в Карелии , а им интересно где то на Арбате .
Олег Реут
2019-01-14 16:42:40
Даже если кто-то и «пересиживает смутное время», то нам, живущим здесь постоянно, не всё равно, что происходит. Миллионы прямых субсидий из республиканского бюджета могли быть направлены на действительно системные проекты, которые дали бы мультипликативный эффект.
German
2019-01-14 16:59:51
Олежка , согласен полностью . Будь моя воля , в 24 часа выгнал бы с должностей этих никчёмных управленцев -приставов , да и бурятов туда же . Хуже то что такое положение дел во всех сферах деятельности данного некарельского правительства .
Гость

Аналитика

18.04.2019 15:39
Капитал
В Карелии обсудили новую программу расселения из аварийного жилья, которая начинается в этом году и продлится до 2025 года.

Чтиво

18.04.2019 14:10
Частная жизнь
Жительницы Чалны рассказали, как они пытаются выжить в доме, который держится на монтажной пене.
15.04.2019 14:08