«В списках не значился»: историческая драма о легендарных защитниках Брестской крепости

Кинотетрис. Кинотетрис
15:40, 02 Мая 2025
фото: © Кадр из фильма «В списках не значился»
Загрузка...

Кинолента снята по канонической повести Бориса Васильева.

На широкие экраны 1 мая вышла военная драма «В списках не значился» (12+). Снятая по одноименной повести Бориса Васильева, накануне 80-летия победы в войне она рассказывает о её начале. Создатели фильма воспроизвели первоисточник близко к тексту, но расстановкой акцентов выделили самое главное на сегодня.

Пагубная невинность

Борис Васильев стал классиком советской литературы не случайно. И дело не только в том, что его лейтенантская проза читается на ура. Как и всякая величина, он принципиально не подцензурен и внутренне свободен. С лёгкостью эквилибриста, например, он на раз-два укладывает тогдашний марксистко-ленинский официоз на лопатки, и даже левым интеллектуалам из западноевропейских вузов придется присесть. Чего стоит одна только сцена с немцем-жандармом в брестском ресторане. Прибывший в Брест Коля Плужников, главный герой повести и фильма (Владислав Миллер), хотел разглядеть в немце представителя угнетенного человечества, но не обнаружил ничего, кроме тупого самодовольства.

В дебри марксистко-ленинских оценок международной ситуации создатели кинокартины, конечно, не лезут, но ошибочность официоза всячески подчеркивают. Сцены невинной, ничего не подозревающей, словно девственница, советской жизни выведены любовно, но в них читается упрек. Так, в отличие от Москвы, в приграничном Бресте из-за кордона доносится рокот танков и слышны намерения покончить с восточным варварством, но отличник военно-политической подготовки Коля собственным ушам предпочитает чеканные формулировки про пакт о ненападении. С другими органами чувств тоже проблема. В приграничном городе — предгрозовой воздух и мелькают зарницы, а что в Москве? Нормально, отвечает Коля. Там и сейчас нормально.

Отчасти достучаться до Коли удается ресторанному скрипачу Рувиму Свицкому. Языком грозного и торжественного Мендельсона он сообщает ему нечто важное, к чему многие и многие желают оставаться глухи. У привыкшего прятаться народа-скитальца хорошо развит слух. А еще он научился быть более проницательными и менее доверчивым. В отличие от Коли. Вообще, сцена со скрипачом — выдающейся художественной силы, и в фильме она передана не менее достойно.

Когда наступил перелом

Впрочем, ошибались не только мы — в частности, в оценке уже внутриполитической ситуации других стран. Да, в конце тридцатых — начале сороковых международная солидарность трудящихся превратилась в тыкву и угнетенный европейский пролетариат покатил в танках на Восток, удивительным образом забыв о классовой борьбе против империалистов. Но фактически та же внутриполитическая ставка не сработала и спустя 80 лет уже по эту сторону границ. Идеология любой природы ошибочна — будь то марксистко-ленинской или леволиберальной. Заставляет своих адептов вечно попадать впросак — и Борис Васильев, и создатели ленты нам об этом напоминают. Один из создателей, к слову, — Владимир Машков. Величина, может себе позволить.

Из-за легкости повествования в художественную сложность «В списках не значился» верится с трудом, но художественные факты говорят сами за себя: не проспать начало войны Коле удается опять-таки благодаря скрипачу-еврею. Его племянница, хромая и картавая Миррочка (Алёна Морилова), долго водит Колю от КПП к КПП, а потом на гарнизонной кухне они засиживаются до вошедшего в мировую историю рассвета. Вместе со снарядами летят листовки, приступают к работе тогдашние телеграм-каналы, начинает вещание рупор цивилизованного мира. И первый налет цивилизации на варварство превращает в руины крепость, оборачивается опустошительным набегом кочевого племени.

Самопроизвольно возникающие окопы из воронок от авиабомб служат укрытием гарнизонным бойцам. Где свои и где чужие, кого пропустить, куда стрелять и откуда бьет пулемет — со стороны броуновское движение ближнего боя тщетно пытаться осмыслить. В белых подштанниках и нательном белье, без касок и с одним наганом крепость встречала цивилизованную орду и шла в атаку. Одна из самых впечатляющих сцен — рукопашная схватка в брестском костеле Святого Казимира, когда кладка божьего храма становится орудием убийства недобрых гостей. Борис Васильев, а вслед и режиссер Сергей Коротаев, пишут двойной, символически нагруженный текст. А ещё напоминают: победа закладывалась в самом начале, и стоит жить, чтобы однажды так умереть, пробежав лишь несколько метров со знаменем в руках. Как стоит сопротивляться — об этом уже финальная сцена, ставшая канонической в литературе и жизни.

Почему Брест

Космополитичный (тогда) Брест — приграничье втройне, где сходятся и где сшиты разные миры. Именно здесь вместе с крепостью, казалось бы, рушится и молодой лейтенант Коля. Русские вообще любят погружаться в пучину отчаяния и часто безвозвратно, но оттуда их вытаскивают жизнерадостные евреи — в данном случае делает это девушка Мирра. Нет, никаких конъюнктурных реверансов в киноленте нет — у Бориса Васильева всё точно так же. А вот счеты на экране появляются, и не как смешок по части понятно чьей расчетливости, а как упрек по поводу ясно чьей нехватки рачительности. Интригующая тема взаимоотношений русских и евреев прослеживается и в повести, и в фильме.

Возвращенный еврейской девушкой к жизни, прошедший ускоренный курс боевой инициации, уже не лейтенант Коля, а командир Плужников взрослеет по часам. И в одной сцене за другой зритель видит, что безусловный моральный императив придумал немец Кант, а воплотил его русский Николай.

В «Списках не значился» видна мощная поступь отечественного кино, слышен гул надвигающейся канонады русского кинооружия. И прав был тот, кто пытался погубить древо российской кинематографии на корню, дабы расцветши, оно не оплело мягкой силой своих ветвей цивилизованный мир. Но хочется верить, что рубить уже поздно, и оно, кинематографическое древо, будет только расти и крепнуть. И «В списках не значился» — ещё один распустившийся листок на его кроне.



Продолжительность: 120 минут. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 1 мая 2025 года. Режиссер: Сергей Коротаев. Сценарий: Олег Антонов, Борис Васильев. Роли: Владислав Миллер, Алёна Морилова, Владимир Машков, Павел Чернышев, Яна Сексте, Наталья Качалова, Виталий Егоров.

В кино ходил Антон Соловьев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

29.04.2025 20:30
Краеведение
Журналист и краевед Ростислав Гладких специально для «Столицы на Онего» продолжает рассказывать интересные факты из истории Петрозаводска.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение