Джаз рождается в душе, живет там, он не подвластен нотам и классическим музыкальным канонам, он во власти ритма и импровизации. Джазовая музыка сильна настоящим моментом, и момент этот зависит от музыканта: захочет-будет светлый добрый мир, наполненный любовью, а захочет-он в одночасье рухнет. Вот что такое джаз!
Первая. Вторая. Третья. Считаю мысленно девушек, входящих в кафе. Должна быть четвертая. Четвертой пока нет.
Рассматривая вошедших, продолжаю ловить себя на мысли, что они наполняют собой пространство, делая и без того маленькое кафе, совсем крохотным. Их сложно не заметить. Так, еще раз по списку, думаю я:
Светлана — блондинка с прекрасной улыбкой, сродни своему имени — светлая, ясная, глядя на нее невольно хочется улыбнуться в ответ;
Татьяна — стильная, статная, с виду строгая, на самом деле, думаю, трепетная и нежная, одним словом — роскошная брюнетка;
Анастасия — весенняя, ласковая, как солнечный лучик, уверена, что её звонкий смех слышен далеко за пределами кафе — она заразительна;
Алина — где Алина? Алина как настоящая женщина, никогда не торопится, но всегда почти вовремя. А вот и она. Сразу заметная. Добрая, милая, про таких говорят «уютная», «своя».
Итак, все в сборе, говорю себе, заканчивая этот мысленный монолог. Можно начинать.
Всё выше прочитанное вами исключительно личное мнение автора, сделанное с первого взгляда, пока эта яркая, шумная четверка собиралась за столиком в кафе. Эта шумная четверка — уникальный вокальный квартет «Ladies In Jazz». В чем его уникальность, что такое джаз, как и где научиться петь, в чем секрет красоты и молодости узнаете из нашего разговора.
— Первый вопрос, который хочется задать: почему «джаз»?
— Нас нельзя назвать классическим джазовым коллективом. Мы не исполняем джазовые стандарты. Квартет «Ladies In Jazz» — это музыка с элементами джазовой гармонии: единение звука, голоса и ритма.
Джаз для нас — это музыка свободы, откровение, исповедь перед публикой. Джаз рождается в душе, живет там, он не подвластен нотам и классическим музыкальным канонам, он во власти ритма и импровизации, этим джаз и уникален как для исполнителя, так и для слушателя.
— Идея «звучащей четвёрки» возникла сразу или это дело случая? Расскажите об истории создания квартета?
— История создания квартета началась в 2018 году. Всё в нашей жизни дело случая, но, если ты действительно к чему-то стремишься, этот случай обязательно произойдет. Татьяна Александровна Кончакова, тогда еще начинающий композитор, обратилась с просьбой исполнить ее сочинение «Парус». Для его исполнения требовалось четыре женских голоса. Этими голосами стали: Светлана Семенова, Анастасия Бурцева, Алина Кардакова и Анастасия Карлова. Исполнив эту композицию, мы решили продолжить «звучать вместе». Анастасия Карлова стала основным вдохновителем коллектива джазового направления, благодаря ей пополнялся наш репертуар, она виртуозно делала для нас переложение известных джазовых композиций. Но в 2022 году Анастасии пришлось покинуть квартет и к нам присоединилась великолепная Татьяна Косарева.
— Давайте немного поговорим о каждой из вас. Вы все талантливые, красивые, успешные. Музыка для всех вас не только увлечение, но и профессия. Светлана, расскажите о Вашей профессиональной деятельности.
— Я художественный руководитель и дирижер Образцового детского коллектива Хора мальчиков и юношей «Пеллерво» и руководитель вокальной студии Педагогического колледжа.
— Сколько мальчишек занимается под Вашим руководством?
— Восемьдесят. Хотя мальчишками их сложно всех назвать, это мальчики, юноши и даже выпускники хора — мужчины.
— Как Вы справляетесь с ними?
— Я работаю с мальчишками уже более 20 лет. Мы хорошо ладим: я их понимаю с полуслова, они меня с одного взгляда, не любить этих парней невозможно. Люблю каждого и всем сердцем. Как говорят, любовь правит миром, ну, а с хором и подавно справится. Мальчишеское братство для меня бесценно.
— Вокальная студия Педагогического колледжа — это из другой «оперы»?
— Нет. Это всё о музыке и безграничной любви к ней. Конечно совсем другая специфика работы. Это юные девушки, которые хотят петь. Определяющее здесь — хотят. Уровень подготовки у девушек разный: у кого –то есть за плечами обучение в музыкальной школе, у кого-то кроме желания петь — ничего. Но это не мешает нам звучать вместе, при этом очень красиво звучать. Студия и создана для того, чтобы научиться петь и получать от процесса удовольствие. Сейчас в студии 7 поющих девушек.
— Восьмой возьмёте?
— Безусловно. У нас незакрытые коллективы. Обычно набор в хор и студию объявляется в начале года, но, если ребенок и не совсем ребенок (прим. хохочет) очень желает, возьмем и в течение года. Причем вокальная студия Петрозаводского колледжа принимает студентов из других учебных заведений.
Мы всегда рады новым голосам. Приходите.
— Татьяна, я знаю, что Вы тоже имеете непосредственное профессиональное отношение к хору мальчиков «Пеллерво»?
— Да, я хормейстер этого замечательного коллектива и преподаватель дирижирования Петрозаводского музыкального колледжа им. К. Э. Раутио.
— Для читателей, сильно любопытных, но не сильно разбирающихся в профессиональной иерархии музыкантов, поясните кто такой хормейстер.
— Правая рука руководителя хора, дирижера: разучивает произведения с хористами, партии по голосам. Ведет с артистами хора групповые и индивидуальные занятия, добиваясь высокого уровня исполнения. Помогает в организации концертов и выездов.
— А преподаватель дирижирования? Он учит обращаться с дирижерской палочкой? Есть какая-то специальная азбука дирижирования?
— Многие думают, что хором или оркестром управляет не дирижер, а его палочка. Примерно так! (прим. берёт со стакана трубочку, и в ее руках она превращается в изящный инструмент). Нет. Дирижировать — это не махать палочкой, подавая знаки!
Палочка тут же вернулась обратно, превратившись в обыкновенную трубочку, которая грустно, и даже обиженно, поглядывала со стакана на Татьяну. Как же они умеют оживлять всё вокруг себя? Всё, о чем бы они не говорили, до чего бы не дотрагивались наполнялось энергией и новым смыслом. Что же происходит, когда они начинают петь? Строгий голос Татьяны вернул меня обратно, не дав ответить на этот вопрос.
— Возможно Вы думаете, что дирижер просто машет руками? Нет. Он определяет темп, динамику и метр музыки, он интерпретирует произведение, чтобы оно было целостным. Не мои слова, но я их разделяю: «Дирижер как авиадиспетчер, одновременно руководящий взлётом и посадкой сотни самолётов. На миг ослабит внимание — «передержит» паузу, заглушит один инструмент или голос другим — и произойдёт катастрофа, музыка погибнет». Вот этому и учит педагог по дирижированию — анализировать изучаемое произведение, доносить до исполнителей его интерпретацию при помощи дирижерского аппарата, и это совсем не палочка, это руки, лицо, тело, душа в конце концов.
На занятиях по дирижированию также обучают исполнению произведений aʼcappella. На экзаменах студент должен сыграть «акапелку» на рояле и представить комиссии своё «идеальное звучание» исполняемого произведения, только потом он встает и дирижирует его. Поэтому дирижер — это «не палочка», это вдохновитель. Это как художник, рисующий великолепный пейзаж и рисует он его так, как ОН это видит! Нужно научить его видеть!
— Вы строгий преподаватель?
— Да. Я строгая. Но если студент занимается и старается, занятия проходят легко, а порой и очень весело, так как с чувством юмора у меня проблем нет, только с терпением (прим. смеётся). А вот если студент приходит не готовый, я могу отругать, и даже выгнать с урока, но недалеко и ненадолго (прим. опять смеётся).
— А что Вы цените в учениках и что стараетесь развивать в первую очередь?
— Ценю и стараюсь развивать в студентах музыкальность, самостоятельность и умение преодолевать трудности, не останавливаться и двигаться вперед. У меня даже свой педагогический девиз есть «Не будь «мямлей»! Причем не только в музыкальном плане, а по жизни. Решительность и настойчивость — залог успеха!
Среди «поющей» четверки есть еще один представитель профессионального сообщества хормейстеров. Анастасия Бурцева — хормейстер и педагог Образцового детского коллектива художественного творчества старшего хора девочек «Теллерво».
— Анастасия, Светлана нам рассказала, как работать с разновозрастными мальчиками, а как Вам работается в женском коллективе?
— Придерживаясь музыкальной линии нашего разговора, скажу, что женщина — виртуозный музыкальный инструмент. Виртуозный значит сложный, многогранный, а иногда и причудливый, притом это совсем не зависит от возраста, это я сейчас про причуды (прим. смеётся). Мы все одинаковы. А если количество женщин на один квадратный метр значительное, то и уровень нашей причудливости соответствующий. Поэтому отвечу так — с девочками сложно.
Самый сложный возраст для хоровой работы — это 7-8 класс, когда у девушек переходный возраст, каждая требует индивидуального подхода. Плюс ко всему имеет место мутация голоса, повышаются нагрузки, ученицы не выдерживают и, к сожалению, бросают занятия. Получается, ты и педагог, и психолог, и друг, а иногда и мачеха, но добрая и заботливая! Я люблю их и то, что мы делаем вместе!
— Алина, Ваша профессиональная реализация отличается от Ваших коллег по квартету.