ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Без политики
09:06, 07 Сентября 2018

"Сегодня нет хиппи, но есть другие, а свобода – всегда свобода"

Олег Липовецкий рассказал "Столице на Онего" о работе над мюзиклом "Бременские музыканты" в Музыкальном театре Карелии.

В последние годы режиссер Олег Липовецкий практически не бывает в родном Петрозаводске. За пределами Карелии он оказался гораздо более востребован, чем здесь. Спектакли петрозаводского режиссера с успехом идут на сцене театров разных регионов страны.

Так, один из его последних спектаклей, "Мёртвые души", поставленный в Лесосибирском театре "Поиск", был отмечен на нескольких крупнейших российских и международных фестивалях ("Театры малых городов", "Новосибирский транзит", "Территория" и др.), а "Капитанская дочка", которую играют актеры Ульяновского драматического театра, вошла в лонг-лист национальной премии "Золотая маска".

График Олега Липовецкого расписан на несколько лет вперед. И в нем – к большой радости карельских театралов – нашлось место и для Петрозаводска.

Несколько дней назад Музыкальный театр Карелии сообщил, что в новом театральном сезоне Олег Липовецкий поставит на сцене "карельского Большого" спектакль "Бременские музыканты", в котором прозвучат всем нам с детства знакомые песни Геннадия Гладкова на стихи Юрия Энтина.

Судя по тому, что Олег Липовецкий рассказал в интервью "Столице на Онего, это будет яркий и современный спектакль, на который будет здорово сходить всей семьей.   

"Детям и родителям будет что обсудить после спектакля"

- Музыкальный театр Карелии анонсировал в новом сезоне премьеру мюзикла "Бременские музыканты" в вашей постановке. Вы сами выступили с такой идеей или это театр сделал вам предложение? 

- Театр сделал мне предложение, и я с большим удовольствием на него откликнулся, поскольку "Бременские музыканты" – культовое произведение, знаковое для меня и по своим смыслам, и как неотъемлемая часть моих детства и юности. И, конечно, потому что это – прекрасные музыка и тексты песен.


Первоисточник спектакля – мультфильм, но Липовецкому важно создать «сегодняшнюю, настоящую жизнь вокруг всем известного сюжета»

- Уже встречались с артистами, распределили роли?

- У меня были две встречи с артистами. Роли распределены, но пока озвучивать распределение я не буду. Сохраним интригу. Будут сюрпризы.

- В какой стадии находится работа над спектаклем?  

- Сейчас артисты работают над своими партиями, а музыкальная группа – над новой аранжировкой наших с вами любимых песен.

- Предполагается, что это будет мюзикл для детей. Это вашу задачу усложняет? 

- Я определяю будущий спектакль как семейный. Мне интересно заложить в него два пласта: один – для детей, основанный на зрелищности, сюжете и простых понятиях, другой – для их родителей, основанный на идее, метафорах, подтекстах. Детям и родителям, я надеюсь, будет что обсудить после этого спектакля. И, конечно, там будет много юмора.

"Время наполняет старые песни новыми смыслами"

- Это будет классическая постановка?

- Вопрос в том, что считать классикой. Если речь о музыке и текстах песен, то да. Зрители услышат любимые мелодии и стихи. Но звучание музыки будет современным. Мы не станем делать копию того, что и так уже прекрасно сделано до нас и доступно в видео- и аудиозаписях. Бесполезно копировать великое. Даже очень хорошая копия – всего лишь копия. Наши музыканты и артисты живут сегодня, а не в 1969 году, когда на экраны вышли "Бременские". Сегодня другое время, и мы его слышим по-другому. А раз по-другому слышим, то по-другому и играем. Время наполняет старые песни новыми смыслами. Либо возвращает им актуальность. И наша задача – передать это зрителю.

- Какой первоисточник у будущего спектакля – сценарий мультфильма или пьеса?

- Если говорить о первоисточнике, то это, конечно, мультфильм, потому что пьеса была написана после успеха мультфильма и на его основе. Но когда я взял в руки пьесу, то понял, что не смогу с ней работать, поскольку текст сцен и их предлагаемые обстоятельства стали сегодня архаичны. В мультфильме всё прекрасно работает, потому что мы его воспринимаем неотрывно от времени, когда он был создан. Это можно сравнить с тем, как вы сейчас смотрите старое-старое кино, какой-нибудь прекрасный фильм. Но теперь представьте, что с него сняли фильм-копию. Не ремейк, а, именно, копию. В которой актёры современные, но двигаются в том же ритме, что и 50 лет назад, говорят то же и так же, носят те же костюмы и, главное, жизнь вокруг имитирована та же, что и тогда… Понимаете? Она не настоящая, поскольку давно в прошлом. Это имитация жизни. Вы сразу почувствуете фальшь. Можно играть хоть в древнегреческих костюмах, но только если проблемы и условия понятны и волнуют тебя сегодня. Поэтому для меня было очень важно создать эту сегодняшнюю, настоящую жизнь вокруг всем известного сюжета. То есть, герои те же, события те же, а жизнь вокруг – уже другая. Не такая, как в 1969-м. На этапе текста мне это удалось. А что получится на этапе спектакля – решит зритель.

- Про что будет ваш спектакль?

- Про то же, про что и первоисточник. Помните, в мультфильме: хиппи, рок-н-ролл, романтика… И главные строчки главной песни: "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы"? Сегодня нет хиппи, но есть другие. А свобода – всегда свобода. Вот об этом.

- Это ведь ваш первый опыт в постановке музыкального спектакля. Страшно? 


«Спектакль сам по себе не поставится, даже если всё здорово придумано»

- Нет, не первый опыт музыкального спектакля. Но первый опыт работы в музыкальном театре. И я благодарен театру за эту возможность. Незадолго до этого предложения мы разговаривали с Яковом Кажданом – замечательным художником, с которым мы выпустили уже не один спектакль, о том, что здорово было бы вместе поработать в музыкальном театре, и вот…

Да, работа в музыкальном театре имеет свою специфику и очень отличается от работы драматического театра. Работа с актёром оперного театра тоже не такая, как с драматическим. Но главные слова здесь всё-таки "Театр" и "Актёр". Театр – искусство синтетическое. В театр зритель приходит не только слушать музыку, но и смотреть. Он приходит не только за музыкальными мыслями, но и за историей, идеей, своим отношением. Если бы было иначе, то музыкальных театров просто бы не было. Ведь гораздо удобнее слушать и исполнять музыку, арии на концертах – там ничего не отвлекает. В музыкальном театре главное выразительное средство – музыка. Она главный герой. Но это не отменяет других героев. Всё как в спектакле: на одном действующем лице долго не продержишься. Законы не меняются. Другие предлагаемые обстоятельства.

Страшно ли? Нет. Волнение и страх – разные вещи. Но я люблю волнение. Знаете, есть присказка: "мёртвые не потеют". А я – потею. Я – живой.

- Когда ждать премьеру "Бременских музыкантов"? 

- Мой постановочный период – май-июнь. А озвучивать даты премьеры может только театр.

"Наверное, я живу в театре"


- Вы сейчас где живете? Приедете в Петрозаводск на премьеру? 

- Моя семья пока в Петрозаводске. В Петрозаводске мой дом. Значит, я по-прежнему, пока, петрозаводчанин. По крайней мере, прошу, чтобы на афише рядом с моей фамилией ставили в скобочках: Петрозаводск. Я люблю этот город. А вот ответить, где я живу, сложнее, потому что очень много времени провожу в других городах. Больше, к сожалению, чем дома. Наверное, я живу в театре.

- Если верить Интернету, вы работаете одновременно над несколькими проектами в разных городах: в Новосибирске ставите "Лисистрату" Аристофана, в московском РАМТ – "Фото topless" по пьесе Натальи Блок, в Ульяновске только что выпустили "Ревизора" Гоголя. Как все успеваете? 

- Не совсем одновременно. Я всё-таки не волшебник и не могу находиться в нескольких местах сразу. А спектакль сам по себе не поставится, даже если ты всё здорово придумал. Но разрабатывать несколько проектов параллельно могу. Это нормально. Тут главное – правильно распланировать совместно с театрами график и рассчитать свои время и силы. Один проект, например, в стадии реализации, другой в разработке, а третий на уровне идеи и т. д. И, конечно, жаль, что в сутках всего 24 часа. Потому что идей, желания и сил гораздо больше, чем времени.

- Где нравится работать больше всего и почему

- Я уверен, что одна из важнейших книг о театре и для театра – "Этика" Станиславского. У великого мастера есть две замечательных фразы. Первая: "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве". И вторая: "Талант – это, во-первых, желание работать, а во-вторых, работоспособность". Мне нравится работать там, где об этом помнят.

- В Петрозаводске в ближайшее время что-то еще планируете поставить?

- В ближайшее время, скорее всего, нет, потому что почти всё время до 2021 года уже расписано под постановки в других городах. Да если честно, то у меня и нет предложений от петрозаводских театров. Спектакль в Музыкальном театре Карелии – это, скорее, счастливое исключение. И я очень благодарен театру за возможность сделать спектакль для родного города. За возможность общения на языке театра со своими земляками. За возможность высказаться там, где живут люди, которых я люблю.

Беседовала Лида Панасюк

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Аналитика

17.10.2018 12:32
Обществоведение
Как в Петрозаводске ПКФ СЛОВО растит себе молодую смену.

Чтиво

Сегодня 12:21
Без политики
Программа обучения в автошколе изменилась за последние 4 года, пожалуй, больше, чем за предыдущие 30 лет.

Опрос

Как вы считаете, достаточно ли защищены дети в образовательных учреждениях Карелии?