"Чайка" Антона Чехова оказалась слишком сложным вызовом для хореографа.
На прошлой неделе в Петрозаводске открылся Международный фестиваль современной хореографии Nord Dance. Первым спектаклем его афиши стал одноактный балет "Чайка. Искусство любить" на музыку Родиона Щедрина. Приходится признать, что сообщение нескромного анонса: "Новый спектакль Кирилла Симонова способен удивить даже самых последовательных его поклонников" претендует на перефразирование "Новый спектакль Кирилла Симонова способен разочаровать даже самых верных его поклонников".
Прежде всего, конечно, стоит отметить, что "Чайка" Антона Чехова представляет собой неимоверно сложный вызов для хореографа. Спектакль невозможно реализовать без проведения тщательного, досконального исследования, в центре которого находятся эмоции и страсти. Опосредованно согласовать роли артистов балета с нарративом пьесы, где, как известно, все главные события происходят вне сцены, значит продемонстрировать арсенал возможностей постановщика. В классическом прочтении чеховская пьеса – это, прежде всего, отказ от прямолинейной событийности, поворот к внутреннему миру персонажей. В том числе к тем самым субъективным, ограниченным по времени их состояниям, таким как любовь и ненависть, счастье и зависть, амбиции и страх, ревность и месть.
Это формирует основной вектор изложения и в спектакле Симонова, хотя из всей смысловой многослойности чеховской пьесы он выбирает наименее сложную – и призванную стать понятной для публики – любовную линию. Драматический конфликт, помещённый в пространство балетного искусства, должен был ярко продемонстрировать сложное переплетение мучительных противоречивых чувств, которыми живут главные персонажи "Чайки". Но именно этого в постановке и нет.
Центральные партии на премьерном показе исполнили солисты Московского театра имени Н. Сац Анна Маркова (Заречная), Иван Титов (Треплев) и Олег Фомин (Тригорин). Технически удовлетворительное, но совершенно отчуждённое, невыразительное и безэмоциональное трио. Роль Аркадиной хореограф доверил актрисе театра "Ad LIBERUM" Елене Сапегиной. Вполне предсказуемо она находится вне танца, обозначая своё участие в действе в основном при помощи истерически выкрикиваемых обрывочных цитат из пьесы.
В отличие от Плисецкой, Бонди и Ноймайера (ранее ставивших "Чайку"), Симонов честно пытается следовать лишь за первыми двумя действиями пьесы, при этом решительно заменяя бодрым кордебалетом всех прочих, кроме главной четверки, чеховских персонажей и стирая практически все намёки на их временную, профессиональную и прочую принадлежность. Помогло ли это сфокусироваться на том, чтобы максимально выразительно передать те самые "пять пудов любви" (которыми сам Антон Павлович характеризовал свою "Чайку")? Увы, нет. И причина тут – не только в техничной отстранённости солистов, но и в самой хореографии, которой явно не хватило выразительности.
На помощь были призваны – в явном избытке для 40-минутного действа – и эклектичные пассажи Аркадиной, и неизменно умиляющие местную публику "ужимки и прыжки" одного из характерных танцовщиков, и набившее уже оскомину курение на сцене, и сама наклонная сцена (по которой катились вниз кружки, вёдра, теннисные мячи и сами артисты), и висящий над ней экран с выводимым на него чёрно-белым квази-артхаусом.
Конечно, всё это можно назвать "синтетическим искусством", но, право, тогда не стоило указывать "одноактный балет". Естественно, всё это можно попытаться списать на фестивальный характер постановки, но даже в таком формате хореограф оказался не способен демонстрировать действительно инновационный балет, действительно вдохновлённый самой глубокой и философской из всех чеховских пьес. "Чайка", переведённая на язык хореографии, беспощадно демонстрирует скудость и ограниченность собственного языка балетмейстера. Он не убедителен, не дисциплинирован и, кажется, внутренне уже не свободен от штампов.
Аплодисменты в конце спектакля – не столько награда исполнителям и не свидетельство успеха постановки, а скорее дань уважения за попытку предложить ещё одну хореографическую интерпретацию классической пьесы.
Наталья Павлова
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание