Главные события прошедшей недели. Авторский взгляд Натальи Захарчук.
Прошедшая неделя была богата на политические события – выбрали детского омбудсмена, утвердили в первом чтении бюджет, мечеть опять же, заложили. Ну, и Артур Олегович, конечно, жег. Сначала прикрыл свою знаменитую "стену плача", а потом, забыв про мармелад, занялся пропагандой сыра как будущего бренда Карелии. В общем, не скучали.
В начале недели в Петрозаводске заложили первый камень в строительство культового мусульманского центра. Мечеть начнут возводить в будущем году. В церемонии приняли участие глава Карелии Артур Парфенчиков, руководители Петрозаводска – Ирина Мирошник и Геннадий Боднарчук, а также лидер карельской мусульманской общины муфтий шейх Саид Абдуль Азиз.
Как выяснилось, земельный участок под мечеть (достаточно большую, судя по проекту), городские власти выделили на Вытегорском шоссе еще в 2015 году. Однако, до последнего времени дела со строительством никак не продвигались, и только после прихода в республику нового губернатора – человека религиозного, как-то сразу сдвинулись с мертвой точки. Хотя Парфенчиков – православный, а речь идет о культовом сооружении приверженцев иной веры, уже весной стало очевидно, что руководитель республики, тогда еще с приставкой и.о., будет оказывать мусульманам всяческую помощь. Артур Олегович сам об этом не раз говорил. Все, что касается религии (и это пора понять), у нас теперь на первом месте.
В связи с этим вспомнилась дискуссия, которая развернулась в Петрозаводске в далеком 2001 году. Тогда мусульмане предприняли первую попытку получить разрешение и построить в городе мечеть, причем, в самом центре, в районе Первомайского проспекта. Однако, получили отказ, поскольку многие горожане выступили против. Автор этих строк хорошо помнит ту дискуссию – она разворачивалась, в том числе, на страницах газеты "Столица", которая в те годы выходила в печатном виде.
Идею строительства в начале нулевых активно лоббировал муфтий Висам Али Бардвил. Мэром Петрозаводска тогда был Андрей Демин, а главой республики – Сергей Катанандов. Последний, кстати, максимально дистанцировался от возникшего конфликта. Зато Андрей Демин открыто выступил против "поспешного" строительства. Он заявил, что сначала нужно провести общегородской опрос по поводу возведения мечети, а уже потом принимать решение. Никакого официального референдума за этим не последовало, однако, судя по публикациям в СМИ, общественное мнение сложилось не в пользу строительства. И Андрей Демин его не разрешил - мечети на Первомайском не появилось.
С тех пор прошло почти 17 лет. И сегодня, как видим, настали другие времена. Мечеть в Петрозаводске будет.
Не особенно учитывали общественное мнение и при утверждении кандидатуры нового уполномоченного по правам ребенка. За руководителя исполкома регионального отделения "Единой России" Геннадия Сараева в Заксобрании проголосовал 21 депутат, против высказались 9. И хотя оппозиция напомнила главе Карелии, что по результатам опроса большинство общественников поддержали другого претендента на эту должность – юриста и члена Общественной палаты Елену Пальцеву, - никто не прислушался. Артур Парфенчиков даже выступил с короткой речью о том, что не стоит злоупотреблять общественным мнением, преследуя политические цели. И зачитал длинный список организаций, которые поддержали партийного функционера.
Впрочем, никто конкретно против Сараева и не выступал. Скорее, наоборот, каждый, кто не соглашался с его кандидатурой, спешил отметить, что не имеет к нему "ничего личного". Все претензии касались того, что детский омбудсмен не должен быть представителем власти, а, тем более, какой-то одной партии. И в ответ на это Сараев пообещал, что приостановит свое членство в "Единой России", покинет все руководящие органы партии и будет одинаково работать со всеми. Что ж, остается ему верить на слово.
Выборы омбудсмена в этот раз прошли спокойнее, чем при Худилайнене, который долго не мог "продавить" кандидатуру Старшовой. Однако, вопрос остался все таким же излишне политизированным. Можно подумать, что спором "Сараев или Пальцева" общественность пытались отвлечь от других, более важных проблем. Ведь республиканский бюджет, который утвердили в первом чтении в тот же день, что и кандидатуру детского омбудсмена, будет определять нашу жизнь весь будущий год, а принятый проект гарантирует Карелии отсутствие развития и дальнейшее прозябание.
Простому человеку сложно понять, как это возможно – при государственном долге почти в 27 миллиардов рублей, карельские власти приняли… бездефицитный бюджет. Да, в правительстве расставили циферки так, что оказалось – сколько доходов, столько и расходов. Больше не требуется. А депутаты Заксобрания взяли под козырек и всю эту фикцию утвердили большинством голосов.
Когда бюджет на 2018 год еще проходил стадию обсуждения, чиновники не скрывали – принимать сбалансированный бездефицитный бюджет регионы заставляет федеральный центр. На реалистичность можно внимания не обращать, главное – чтобы на бумаге все красиво сходилось. И как тут откажешься? Представляете себе такую картину: звонит Артур Олегович в администрацию президента, или на худой конец своему другу Дмитрию Анатольевичу Медведеву и говорит, что в Карелии экономика развалилась, доходы брать неоткуда, госдолг огромный, социалку вообще непонятно, как вытягивать… ну и так далее; и отказывается выдать федералам бездефицитный бюджет. Я лично не представляю. Вот и Артур Олегович не смог.
А что в итоге? В итоге доходы в бюджете "нарисовали", исходя из того, что объемы производства в 2018 году будут наращиваться, новые предприятия – открываться, а действующие организации по мановению волшебной палочки "улучшат свое финансовое состояние". Ну а расходы пришлось урезать, причем под нож легли те сферы, которые и без того уже оптимизированы до нитки – здравоохранение и образование. А еще, по новому бюджету, в 2018 году у республики будет меньше денег на ремонт дорог и предоставление земельных участков многодетным семьям. И стоит ли удивляться, что на себе любимых экономить не стали? На пиар и СМИ, непонятный и, как может показаться, никому не нужный ситуационный центр… - все эти десятки миллионов потеряться не могли. И они не потерялись.
Кстати, голосование по принципиальному бюджетному вопросу окончательно расставило по местам депутатов Заксобрания и показало, кто есть кто в карельском парламенте. Оказалось, что называющие себя оппозицией ЛДПРовцы и справедливороссы, все эти петеляевы, беседные и иже с ними – обычные спойлеры единороссов. Ведь они голосовали "за" бюджет вместе с фракцией "Единой России". "Против" оказались коммунисты (вся фракция КПРФ в полном составе) и "яблочники" (без Залецкой, которая не стала нажимать ни одну из кнопок, хотя присутствовала на сессии). Тут, как говорится, комментарии излишни.
Проект бюджета на будущий год – только один из показателей того, что все не ладится в нашем королевстве. С каждым днем Артур Парфенчиков и его окружение выглядят все более потерянными. Они как будто не знают, а что, собственно, делать, как управлять республикой в существующих реалиях. О программе, с которой новый глава шел на выборы, уже никто не вспоминает. При этом никакой другой стратегии в действиях чиновников не наблюдается.
В результате наших новых руководителей кидает из стороны в сторону. Парфенчиков то мармелад из дикоросов собирается делать брендом Карелии, то сыр (потому что "трава для коров хорошая"). Они либо занимаются тушением пожаров, когда что-то где-то в очередной раз "взрывается" (как в пряжинсокм зверосовхозе), либо строят прожектерские воздушные замки из сыра и мармелада. А это даже не пудожский кластер Нелидова, над которым все смеялись, но все-таки признавали каким-никаким проектом.
А на прошлой неделе и последняя выдающаяся "фишка" нового губернатора – его открытость в соцсетях – перестала работать. Парфенчиков объявил, что на его странице во "Вконтакте" вводятся правила модерирования и комментирования. То есть сломался и прикрыл "стену плача", на которую сыпались бесконечные жалобы.
Правда, иногда он продолжает отвечать жителям республики. Но, право слово, в некоторых случаях лучше промолчать.
Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание