"Хотел бы снять "Любовь и голуби", но рука тянется к пистолету и крови"

Чтиво. Без политики
09:30, 02 Апреля 2018
Загрузка...

"Столица на Онего" пообщалась с 32-летним петрозаводчанином Александром Хаакана, который летом планирует выпустить свою криминальную драму "Деньги".

Если судить по трейлеру, нас ждет не просто интересное, но и качественное кино – удивительно, что снято оно любителем.

Фильм "Деньги" рассказывает историю фрилансера Александра (его играет актер театра "Творческая мастерская" Александр Галиев), который неожиданно находит набитый долларами дипломат. Это обстоятельство запускает цепь событий с неожиданным финалом.

Съемки картины продолжались 15 месяцев. Есть сцены, снятые в Петрозаводске (герой Галиева живет в квартире на Древлянке), в Виданах и Тель-Авиве. Сейчас Хаакана занят пост-продакшном фильма: цветокоррекцией, монтажом, озвучиванием.

Отдельно хочется сказать о саундтрэке к "Деньгам". Композитором в фильме выступил лидер местной группы "Апельсины под холодильником" (БББ АПоХ) Денис Антошин. Кроме того, в картине будет звучать песня из нового альбома известной питерской команды "Пилот".


Александр Хаакана и Илья Черт

"Показал Илье трейлер. Сказал, что я простой парень, который снимает кино и хотел бы использовать в своем фильме песню из их нового альбома. Он посмотрел, сказал: "Круто, бери!". Денег не попросил. Мы все закрепили юридически, чтобы не было подозрений в нарушении авторских прав, - рассказывает Александр Хаакана. – Я группу "Пилот" в 2000 году еще начал слушать, очень мне нравилась, фанател, можно сказать".

"Простой парень, который снимает кино"

В 2000-х Александр Хаакана, уроженец Сортавалы, жил в Питере. Там окончил сначала гимназию с углубленным английским и информатикой, потом военное училище. Попал по распределению в Астраханскую область.

Сейчас старший лейтенант Хакаана несет службу в радиотехнических войсках в Петрозаводске.

"Кино – это не моя работа, это моя инициатива и мой интерес. Я могу заниматься фильмом только в свое свободное время. Поэтому за 15 месяцев у нас было всего 27 съемочных дней. Когда удавалось всех состыковать, я молился на этот день: не дай бог, на службу выдернут, потому что такое случается. Заранее предупреждал, что у меня съемка. Люди относились с пониманием", - говорит он.

С детства Александр хотел быть или артистом, или военным.

"Военным – потому, что у меня в семье военных не было, только дед в Великую Отечественную воевал, и я воспринимал службу как нечто романтическое, - вспоминает он. - И вот я заканчиваю 11-й класс и думаю: куда мне дальше? Зашел в какой-то театр – хочу, говорю, быть артистом. А мне в ответ: "Ты сначала свою грассирующую "р" убери, а потом приходи".

В военном училище Александр увлекся созданием видеороликов о буднях курсантов:

"Мы с друзьями купили цифровой фотоаппарат, который мог снимать видео, но не более 120 секунд. Мне захотелось из этих видеокусочков собрать одну историю. Я пошел на "Юнону" (один из крупнейших рынков Санкт-Петербурга, - "Столица на Онего"), купил пиратский диск для монтажа видео и начал осваивать это дело. В итоге получались шутливые клипы, военные истории…"

Увлечение съемкой и монтажом привело к тому, что, окончив военное училище и отслужив в Астраханской области, Александр Хаакана поступил на режиссера в Санкт-Петербургский государственный университет (ныне – институт) кино и телевидения.

"Заочно можно было учиться только на режиссера телевизионных программ. Но мне мастер сразу сказал, что мы вольны выбирать направление: документалистика, телевидение или игровое кино. Я пошел на игровое кино", - рассказывает он.

Дипломной работой Хаакана стал полнометражный художественный фильм "Вильгельм Телль", комедийный боевик про бандитов из российской глубинки.

В Петрозаводске был организован показ "Вильгельма Телля", но премьера прошла для многих незаметно, сейчас фильм можно посмотреть на YouTube.

"Чувствую, что этот фильм будет круче"

Александр Хаакана снимает кино на собственные средства. Бюджет фильма "Деньги" составил около 300 тысяч рублей, если не брать в расчет оборудование, которым он потихоньку обзаводится с 2012 года. Специально для съемок этой картины была куплена камера Blackmagic 4K.

"У кого-то в приоритетах автомобиль, путешествия, а мне даже в отпуск не хочется ехать, хочется снимать кино, - признается он. – Мне мама говорит: "Ты тратишь на кино кучу времени, денег. Что тебе "Вильгельм Телль" дал?" Я ей объясняю, что это была очередная ступень, а сейчас я поднимусь еще чуть повыше. Чувствую, что этот фильм будет круче".

В дебютной картине Александра играли его друзья, в новой заняты три профессиональных актера, которым Хаакана платил деньги за работу – для него это принципиальный момент.

"Я платил актерам, потому что у них образование, а я с большим уважением отношусь к людям, которые профессионально выполняют свою задачу, - объясняет он. - Мне очень повезло, что Саня Галиев согласился у меня сниматься".

Когда Александр Хаакана задумал пригласить Галиева на главную роль в своей картине, они не были знакомы. Режиссер написал актеру в "ВКонтакте". Тот прочитал сценарий и дал добро. Хаакана замечает, что Галиева "очень заинтересовала одна штука в сценарии", но не говорит какая.

"Галиев – это мой главный козырь, - продолжает Александр. - Когда Настя Айтман узнала, что Саша у меня снимается, то и она согласилась, вслед за ней согласился Димка Иванов (Айтман и Иванов являются актерами Национального театра Карелии, - "Столица на Онего"). Эпизодические роли я дополнил своими друзьями".

 


Александр Галиев

Над сценарием "Денег", который в процессе несколько раз переписывался, Хаакана работал вместе с Сергеем Рахамимовым, своим университетским другом.

"При написании сценария бывают такие тупиковые моменты, когда не знаешь, что делать дальше. И Серега несколько раз подкидывал классные идейки, которые поднимали градус происходящего и выводили из тупика, - рассказывает Александр. – Вообще, Серега – это моя фокус-группа. Он не щадил моих трудов, заставлял быть более внимательным к деталям. Мне ведь приходилось быть и оператором, и функции режиссера выполнять, и подготовкой сцен заниматься, организовывать весь процесс. Я более масштабно смотрел на ситуацию, поэтому кое-где торопился. Но приезжал Сережа и говорил, что некоторые сцены нужно переснять. Я злился, но переделывал и в итоге ему благодарен, потому что действительно стало лучше".   

Одну сцену для фильма Рахамимов снял, когда был в Израиле, специально собрал там из числа знакомых маленький second unit – вторую съемочную бригаду.  

Александру вообще везет на людей, многие готовы бескорыстно помогать. Писать звук помогает директор видеостудии Сергей Ребрейчук. А пиротехник с Ленфильма, которого Хаакана вызывал в Петрозаводск, чтобы снять сцену с попадающей в человека пулей, после съемок отказался от денег за работу, взял только за проезд.

"Может быть, проникся процессом, увидел огонь в наших глазах", - отмечает Александр. 

Кино, говорит он, многие хотят снять, но далеко не всех это желание "мучает, сидит внутри, не дает покоя". Хаакана даже подумывает уволиться из армии, чтобы профессионально сосредоточиться на кинематографе.

"Истинное счастье"

"Мне очень много армия дала: закалила меня, я стал более коммуникабельным, в чем-то смелым, а в чем-то – более жестким и принципиальным. Так что я совершенно ни о чем не жалею, - замечает он. - Потому что если бы я тогда, давно, поступил на актерское, то еще неизвестно, куда бы меня та дорожка привела. А сейчас я уже сформировавшаяся личность, чувствую, что пора уходить из армии".

"Раньше служба позволяла параллельно заниматься кино, но сейчас идет капитальное преобразование Вооруженных Сил, требования совершенно другие, - продолжает Александр. - Сейчас, если ты военный, то должен быть крутым парнем, который все знает и умеет, служит с полной самоотдачей и не хочет в отпуск. Я прислушался к себе и понял, что пришло время выбирать. Мне все говорят: послужи еще, будет квартира, пенсия. Но меня душой и сердцем тянет в другое".

В кино, говорит Хаакана, он нашел для себя истинное счастье.

"Иногда на съемках начинаешь думать: как я залез во всю эту историю, как мне теперь из нее выпутываться? Но назад хода нет, надо идти до конца. А на следующий день ты поснимал – и вдруг все получилось. И ты понимаешь: вот оно, твое истинное счастье. Если бы я не получал от этого такого дикого кайфа, то давно бы все бросил".

Хаакана надеется, что "Деньги" станут его "визитной карточкой": картину заметят на кинофестивалях, ее полюбят зрители.   

"Кто меня вдохновлял на создание этого фильма? Ну конечно, на мои увлечения и стремления в кино повлияли Гай Ричи, Тарантино, Балабанов", - говорит он. По мнению Сергея Рахамимова, "Деньги" по атмосфере "ближе к Балабанову, чем к Тарантино", но ждать, что фильм будет в стиле Балабанова, не стоит.

Предполагаемый хронометраж картины составит 40-45 минут.

"У нас изначально была задача снять короткометражный фильм, - говорит режиссер. - Из "Вильгельма Телля" тоже нужно было делать короткометражку, тогда он был бы более насыщенный. Но я только сейчас это понял, потихоньку чему-то учишься".

Летом Александр хочет устроить показ фильма "Деньги" для тех, кто принимал участие в его создании, и разослать картину по фестивалям. Выход в широкий прокат тоже будет, но позднее…

Хаакана мечтает, что однажды у него в фильме снимется Алексей Серебряков или Александр Паль. Это будет новая ступень и, возможно, другой жанр. 

"Я бы очень хотел снять что-то другое, - говорит режиссер. - К своему стыду, я только пару лет назад для себя полностью открыл всю прелесть советского кино. "Белые росы", "Любовь и голуби", "Старший сын"… Смотришь эти фильмы и становишься добрее, хочется именно такое кино снимать. Но видимо, пока я для этого не созрел – рука тянется к пистолету и крови".

Лида Панасюк

Фото из личного архива Александра Хаакана.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей