Исконно русский продукт с карельской «изюминкой»

Чтиво. Без политики
11:34, 27 Августа 2021
фото: © АО «Корпорация развития Республики Карелия», Татьяна Голдобина
Загрузка...

Туристический бум, который в последнее время переживает Карелия, сопровождается ростом интереса ко всему, что называется «местным колоритом».

Это не только памятники деревянного зодчества и карельская кухня с ее калитками, но и все, чем богата республика. Например, наши ягоды. Продукция из карельских ягод уже стала брендом Карелии, и это не только морсы с вареньем. Из ягод можно делать много чего вкусного, перспективы бизнеса неисчерпаемы. В этом на собственном опыте убедились создатели торговой марки ECOHRUM, под которой выпускается ягодная пастила. По словам главного «двигателя» этого проекта предпринимательницы Татьяны Голдобиной, все началось с того, что ей захотелось порадовать свою маленькую дочку чем-нибудь сладким, в чем нет сахара и всякой «химии». Что из этого вышло, читайте дальше…

— Любой успешный предприниматель становится таким не сразу — у каждого есть своя история: мечта превращается в бизнес-идею, а потом вырастает до готового продукта. Какая история была у вас?

— Это не первый мой проект в качестве предпринимателя. После вуза я пошла преподавать электротехнику в железнодорожном комплексе, и мне это нравилось, но я все время думала, неужели я буду просто преподавателем, или я все-таки могу что-то еще? На тот момент я была не замужем, у меня не было детей, и я начала пробовать все подряд. Начинала со сферы услуг такси. Сначала была просто сотрудником, поработала и диспетчером, и таксистом, и много кем еще, а потом стала партнером в бизнесе. Поскольку у меня была основная работа, я работала бесплатно. Мне было это неважно — платят мне или не платят, просто было интересно, как это все устроено, как это работает, вся эта движуха. В итоге с этим бизнесом ничего не вышло, он развалился, но на этом опыте, на наших ошибках, я училась предпринимательству. Я потом анализировала, почему не пошло, что было не так сделано, и этот негативный опыт позволил мне потом строить свое предприятие.

Я продолжила заниматься преподавательской деятельностью, совмещала это с разными другими работами, в том числе, репетиторством. Занималась с детьми физикой и математикой. Работала в режиме 24/7. Были мысли по поводу организации репетиторского центра, но поняла, что каждый репетитор преимущественно работает сам на себя. В 2016 году я первый раз ушла в декрет, но в декрете тоже не могла просто так сидеть и через 2 месяца после того, как родила дочку, стала снова работать репетитором. А пока гуляла с коляской по улицам города, голова не переставала работать и придумала организовать квест. Это был мобильный квест «Форд Боярд» по мотивам известной телеигры. Мы сделали оборудование из дерева, которое можно было собрать, разобрать, перевезти на любое место и проводить игры, как в телеигре. Были даже мадагаскарские тараканы — помните, когда туда руку суешь?.. Потом эти тараканы еще долго жили у меня в квартире. Первый опыт был самый печальный. Вместо 10 школьников пришло 20, ведущий заболел, и что-то из оборудования сломалось — все неприятности, которые могли случиться, случились в один день. Я сама вела в этот квест, жутко устала и поняла, что это не мое!.. В общем, все это дело я упаковала и продала. В итоге набралась очередного опыта, узнала лучше себя, что я могу, какие мои стороны сильные, какие слабые.

Какое-то время у меня не было никаких бизнес-идей, я занималась дочкой. И стала задаваться вопросом, чтобы ей дать такое вместо сахара. Я вообще против употребления сахара — мы с мужем стараемся сахар не есть. Увидела в интернете, что есть пастила, в которой вообще нет сахара, и решила, что буду делать дочке пастилу вместо конфет. Попробовала сначала сделать в духовке, не получилось. Тогда я купила дегидратор — это такая специальная сушилка, с помощью которой выпаривается влага из пюреобразной массы. Дочке понравилось. И не только ей, но и всем, кого я угощала этой пастилой. Я экспериментировала с разными ингредиентами, приходили друзья и хвалили, как вкусно. И вот тут я поняла: а спрос то есть! Поняла, что у нас в Петрозаводске никто такого не делает, и вот тогда я уже посмотрела на это с точки зрения бизнеса.

— Ваша пастила выглядит не так, как-то, что мы видим в магазинах. У вас она в виде свернутых тонких пластинок, а мы привыкли, что она должна быть в виде брусочков…

— То, о чем вы говорите, это вообще не пастила. Не знаю, почему ее так называют. Пастила — это исконно русский продукт, ее называли «подстилкой», потому что она выстилается. Или есть еще такое название как «подошва». Как это делали раньше? Брали фрукты или ягоды, надо было растолочь их в пюре и на крышах домов выстилали сушить. Это же южный продукт. Сушили под лучами солнца. Моя мама выросла на юге, и она говорит: я помню, моя бабушка так делала. Получались такие плоские штуки, их резали, скручивали и хранили чуть ли не всю зиму. А мы делаем это на специальном оборудовании. Используем пюре из кислых сортов яблок с добавлением карельских ягод, других ингредиентов, эта пюреобразная масса заливается в дегидратор, там высушивается, и получаются такие пластины круглой формы. Они потом нарезаются, скручиваются, и упаковываются.

А то, что люди привыкли называть пастилой — вот эти брусочки — возможно, связано с другой древней традицией. Цари кушали взбитое яблочное пюре с яичным белком, и оно получалось как раз таким воздушным. Но настоящая пастила, как я сказала, это совсем другое.

— Давайте вернемся к тому моменту, когда угощение для семьи и друзей превратилось в бизнес-продукт.

— Я решила изучить спрос. Мы сделали страницу в Инстаграме, я нашла менеджера, который ведет страницу, и еще одну сотрудницу, которая уже непосредственно занялась производством. При этом я продолжала работать репетитором и зарабатывала на развитие этого проекта. Купила еще один дегидратор, но делать это дома оказалось очень сложно: жар стоит, гудит по 12-14 часов, и я поняла, что нужно свое нормальное помещение — цех. У нас были очень хорошие продажи даже тогда, когда мы работали кустарно. Вся реклама и заказы шли через Инстаграм. Еще совпало, что как раз в это время в 2019 году я победила в проекте «Мама-предприниматель», который проводил карельский Центр «Мой бизнес», где получила грант 100 тысяч рублей на развитие. Через неделю после этого я родила второго ребенка, а еще чрез две недели сняла в аренду цех. Я прошла сертификацию, оформила ИП, но все оказалось не так радужно. Этот новый этап начался с провала, на самом деле. У моего продукта сезонный спрос. Он очень хорошо идет как туристический, нас оценивают больше как подарок — то есть вместо коробки конфет подарить что-то необычное, а я смогла запуститься только в октябре 2019 года. Кроме того, был еще один момент. Мы стали продавать пастилу в закрытых пакетах и люди не понимали, что это такое, продажи не шли. Я поняла, что надо что-то перестроить. Мы изменили упаковку, она стала прозрачной, чтобы люди видели, что там внутри, и продажи сразу пошли вверх.

— А потом началась пандемия, закрытие границ, запрет на работу предприятий, в том числе турфирм. Как вы это пережили?

— Да, все туристические объекты закрылись, и у нас все продажи опять встали. Это было очередное испытание на прочность. Я рванула на маркетплейсы (интернет-магазины — прим. ред.), мы стали там потихонечку продавать продукцию в разные регионы России. Но туристический сезон-то не начался из-за пандемии, никто не понимал, что будет!

А потом бомбануло! Когда открыли Карелию для туристов, заказы пошли в таком количестве, что мы не справлялись. Очень много было заявок. Очереди на неделю вперед. И мы за полгода заработали больше, чем за весь предыдущий год. В итоге смогли закупить дополнительное оборудование и планируем расширяться. Тем более, что появилась возможность взять кредит под маленький процент (по программе господдержки бизнеса — прим. ред.). Параллельно я начала работать над темой экспорта. Есть такой проект Центра поддержки экспорта, который помогает искать партнеров в Финляндии. И сейчас у нас есть дистрибьютор в Финляндии, которому мы отправили образцы нашей продукции. Они предложили адаптировать упаковку на финском языке и готовы продавать там. С маркетплейсами тоже все неплохо, я поняла, как это правильно делать, мы отправляем по всей стране продукцию. Это позволит мне уйти от сезонности, от зависимости от туристического сезона.

— Кроме расширения уже существующего производства, есть планы, выпускать что-то новое?

— Мы запустим производство рассыпного ягодного чая в виде гранул. Он будет как добавка к обычному черному чаю или как добавка к пище — к кашам, например. Это как альтернатива ягодам, или фруктам.

— Последнее время государство пытается популяризировать малый и средний бизнес. На этой волне появляются разные «бизнес-тренеры», которые обещают научить, как создать свое дело. Но, наверное, самый лучший совет может дать человек, сам прошедший весь этот путь. Что вы могли бы посоветовать начинающим предпринимателям?

— Все не так просто. Надо продумать всю стратегию, понять есть ли у вас реальные ресурсы. И надо повышать свою квалификацию. Я за время декрета изучала вопросы продаж, бухгалтерии и еще много чего. Во время бессонных ночей с ребенком читала, анализировала… И надо везде стучаться. Я обращалась в карельскую Торгово-промышленную палату, региональный Центр «Мой бизнес», в налоговую службу. Просто приходила и спрашивала, как мне сделать то или это. Стучалась во все двери.

— Двери открывались?

— Да, мне идут на встречу, готовы помочь. Большинство, кто задумывается о своем бизнесе, сами в себе душат этот порыв. Много преград в собственной голове. Ой, я этого не смогу, ой, это сложно, ой, нужен дядя с волосатой лапой, который поможет. Вы сначала сходите, вы попробуйте, а потом говорите, что это невозможно. Просто хотите, действуйте, делайте!

Подготовил Алексей УККОНЕ

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego
Выбор читателей

Чтиво

14.03.2023 14:42
Ушли быть блогерами
Как 10 лет отработать в школе, а потом уйти в блогеры и зарабатывать в 4 раза больше?