Фотохудожник из Петрозаводска Юлия Утышева рассказала «Столице на Онего», как создавала «сакральную геометрику».
В Петрозаводске вечером 21 апреля открывается выставка работ фотохудожника Юлии Утышевой, которую многие в карельской столице знают как руководителя Академии фотографии и мастерской «Фотоглаз/Photoglass». Новая экспозиция в медиа-центре «Vыход» называется «Сакральная геометрика», а в черно-белых пейзажах запечатлены городские кварталы, старинные поморские и вепсские деревни, небеса и деревья.
«Столица на Онего» оказалась одним из первых посетителей выставки и поговорила с ее автором перед самым вернисажем:
— Юлия, название твоей экспозиции — это отсылка к архаическому искусству?
— В какой-то степени да. Более известно выражение «сакральная геометрия», но я решила, что нужно немного снизить пафос и назвать выставку «Сакральная геометрика». Для меня это название, с одной стороны, связано с «гео», то есть с некой геолокацией. Все эти снимки сделаны в Карелии. Но даже не Карелия здесь важна, а сама эта земля. Я думаю, что подобные сюжеты можно найти в любом уголке нашей страны. Ну, а «метрика» … У новорожденного, например, есть своя метрика. То есть это понятие связано с каким-то жизненным циклом, и все мои сюжеты связаны с жизненным циклом.
— А поскольку ты начала с геометрии, в твоих работах нет цвета, это — черно-белые пейзажи?
— Да, и во многих моих сюжетах очень важны какие-то геометрические формы и линии. На этом строится кадр.
— И в этом тоже прослеживается связь с архаичным искусством.
— Наверное.
— Ты используешь технику альтернативной ручной печати. Как это происходит?
— Это цианотипия, которая появилась примерно тогда же, когда и возникла серебряная печать — в 40-е годы XIX столетия. Сначала цианотипию использовали ботаники, которые изготавливали фотограммы растений, поскольку эта техника позволяет выйти на улицу с листом, покрытым чувствительной эмульсией, положить на него любой предмет и получить солнечный отпечаток на бумаге. Однако сама цианотипия синего цвета, потому что в ней используются два вещества — красная кровяная соль и аммоний железа, которые дают разные оттенки синего. А мои работы тонированы в кофе и отбелены в соде.
Вот такой технологический процесс, в осуществлении которого мне помогала моя подруга, выпускница Академии фотографии Аня Кондюкова, и еще две других моих подруги из мастерской «Фотоглаз/Photoglass». А с Аней мы просто всю неделю утром встречались и в восемь вечера расставались, печатали работы целый день.
— Иными словами, это все-таки больше художественная выставка?
— Да, в фотографии есть такое понятие «мутные техники». Это альтернативные виды фотопечати, которые связаны не с серебряным процессом, а, например, с цианотипией, которой я занимаюсь. Они дают понижение резкости, в какой-то степени понижение контрастности, и снимок становится менее реалистичным. За счет этого размытия он превращается в образ, а не в документ.
— А традиционная фотография как искусство умерла?
— Ну, нет, я так не скажу. Я понимаю, что для многих фотография — это то, что они снимают на мобильный телефон и потом выкладывают в соцсети. Есть еще и свадебная фотография, семейная фотография, и детская фотография. Но это все я называю «дом быта». А есть еще фотография, которая связана с искусством.
Например, наш петрозаводский фотограф Сергей Вараксин занимается только искусством. К сожалению, он сейчас совсем ушел из социальной жизни, перестал выставляться и встречаться с молодыми фотографами, печатает у себя дома снимки и полностью погрузился в этот процесс. И, в общем, наша мастерская «Фотоглаз/Photoglass» тоже ближе к фотографии, как к искусству.
Думаю, что у нас в городе есть и другие фотохудожники. Просто они не столь заметны на фоне визуального потока, с которым мы сталкиваемся в социальных сетях. А, вообще, в тех же соцсетях достаточно больших художников, которые занимаются фотографией как искусством.
Интервью записал Валерий Поташов.
Фото автора
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание