ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Кофе со сливками
11:48, 13 Июня 2018

"Мы – первопроходцы"

Гость нашей рубрики "Кофе со сливками" Иван Новиков вершит в Карелии "мусорную революцию".

С 1 мая этого года в Карелии появился единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО "Автоспецтранс".  С этого момента очень многое в мусорной сфере изменилось. Теперь контроль за всей системой сбора, вывоза и утилизации отходов в республике возложен на одну организацию – есть с кого спросить и есть кому пожаловаться. На рынок по транспортировке мусора по итогам торгов пришли местные фирмы, между которыми поделили зоны ответственности в каждом районе. При этом деньги потребителей за вывоз мусора перестали аккумулироваться на счетах управляющих компаний – теперь региональный оператор собирает плату с населения и рассчитывается с поставщиками коммунальной услуги только в том случае, если она оказана качественно и в срок. Изменилась даже методика - плата за вывоз ТКО стала начисляться с человека, а не с квадратного метра.

Новая система в отрасли не сразу заработала. В первые дни к региональному оператору были нарекания, особенно в Петрозаводске, где жители жаловались на нарушения графика вывоза мусора. К чести директора компании Ивана Новикова – он не скрывает, что проблемы на переходном этапе существуют, и их приходится решать буквально в круглосуточном режиме. 

"Когда десятки лет на рынке отходов ничего не делалось, невозможно отладить систему за один день", – говорит директор ООО "Автоспецтранс".

"Сворачиваешь с дороги - оказываешься на помойке"

- Иван Александрович, на сегодняшний день организация, которой Вы руководите, является монополистом на рынке отходов. В СМИ ее назвали некой прослойкой между потребителем и поставщиком услуги, которая, на первый взгляд, совсем не нужна. Объясните, в чем смысл, зачем она создавалась? 

- Приход на рынок в Карелии регионального оператора обусловлен реформированием отрасли в масштабах всей страны.  Наличие в субъекте регионального оператора, который "под ключ" отвечает за накопление, транспортирование, обработку, утилизацию и захоронение отходов, - это требование федерального законодательства.

Государство признало, что ситуация с мусором сложилась ненормальная, а где-то даже опасная. На сегодняшний день по всей России, в каждом регионе скопилось огромное количество несанкционированных свалок. Мы это видим у нас в республике, когда рядом с каждым населенным пунктом, дачным кооперативом, группой домов ИЖС, во дворах, на землях гослесфонда – везде и всюду нас окружают горы мусора. Почему они появились? Потому что законодательных рычагов, чтобы противодействовать этому, в России не было. И введение института региональных операторов продиктовано, в том числе, необходимостью борьбы с такими свалками. Ведь что происходило повсеместно? Раньше управляющие компании собирали деньги с потребителей, аккумулировали их у себя, нанимали перевозчиков мусора. А дальше было все на совести этого перевозчика, никто даже не контролировал: довез он мусор до полигона или не довез. И он, конечно же, не довозил. В результате дошло до того, что сворачиваешь на ближайшем съезде с федеральной дороги - оказываешься на помойке. Понятно, что такая ситуация государство не устраивала, и поэтому была начата реформа. В первую очередь, чтобы осуществлять контроль и наводить порядок. Ну и вторая причина – многие десятилетия в России отрасль не развивается в принципе. У нас, по сути, не внедряется раздельный сбор мусора, не используются современные методы обработки отходов. У нас все, что собрали, просто отвозится на свалку и захоранивается. И это тоже не могло устраивать.

Реформа в нашей отрасли не сегодня началась. Основополагающие нормы были приняты в 2014 году и стали действовать с 2015 года. Сейчас государство установило переходный период: до 1 мая 2018 года все регионы должны были заключить соглашения с региональными операторами, до 1 июля регоператоры должны отправить в органы регулирования заявку на установление единого тарифа на услугу.  И, наконец, с 1 января 2019 года все без исключения российские субъекты обязаны полностью перейти на новую систему - заключить с региональным оператором договор на услугу по обращению с ТКО. В Карелии реформа вписывается в этот график – мы в числе первых перешли на новую систему.

"У свалки всегда есть хозяин"

- Как Вы считаете, республика к этой реформе готова?

- Безусловно. Тянуть до 1 января 2019 года не было никакого смысла, так как в Карелии уже сформирована вся нормативная база, проведены все принципиальные переговоры с участниками рынка, с инвесторами. К тому же, у нас, мягко говоря, не самая лучшая ситуация с мусором, в том числе, статистика несанкционированных свалок.

Ликвидация несанкционированных свалок – это обязанность регионального оператора, поэтому республиканские власти были заинтересованы в том, чтобы он начал работать как можно раньше.

- Сколько у нас таких свалок, Вы уже знаете?  Какой район Карелии больше всего загрязнен?

- Беда равномерно распределилась по всей Карелии. Данные разнятся, но, по официальной информации от органов власти, их примерно 150. Мы отвечаем за любую свалку, в которой больше куба отходов, поэтому наша задача – постепенно их убирать.

- Сколько лет на это уйдет?

- Я думаю, что горячие точки мы ликвидируем до конца года. Это те 100 свалок, которые были заложены в конкурсную документацию. Остальные – по отдельному плану-графику. Многое будет зависеть от финансирования, поскольку эти затраты не заложены в тариф. В данном случае работает механизм возврата средств от собственника. Оператор информирует надзорные органы о несанкционированном складировании и ставит в известность собственника земельного участка - направляет ему обращение о необходимости ликвидировать свалку самостоятельно, а также проект договора с региональным оператором.  Если собственник свалку не убирает, это делаем мы, а затем через суд возвращаем потраченные средства.

- В том то и дело, что у нас свалки ничьи…  Как Вы будете искать собственника?

-  Вся земля в нашей стране кому-то принадлежит или кто-то за нее отвечает. Если собственность на землю не разграничена, значит ответственность несут органы местного самоуправления – в Карелии это либо Петрозаводский городской округ, либо муниципальные районы. Поэтому у земли, а, соответственно, и у свалки всегда есть хозяин.

- Сколько свалок Вы ликвидировали на сегодняшний день?

- Пока только одну - в Заозерском сельском поселении. Поскольку существует обязанность уведомления собственника, а затем происходит возмещение затрат через суд, все это небыстро. Но главное, - механизм заработал.   

"Мы им просто не заплатим"

- Вы сказали, что главная функция – контрольная. Как Вы собираетесь ее осуществлять, ведь региональный оператор – это не полиция и не прокуратура?

- Все очень просто. При старой системе никто не мог гарантировать, что перевозчики довозят отходы до свалки. А сегодня мы им просто не заплатим, пока не убедимся, что все хорошо.  Мы принимаем работы по транспортированию, исходя из объема на контейнерных площадках, проверяем закрывающие документы. У операторов с 1 января 2018 года все машины должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. Распечатка маршрутных журналов вместе с первичными материалами предоставляется нам для оплаты. Отходы на полигон они привозят по нашему заданию, каждая машина взвешивается. С 1 января 2018 года на полигоне в обязательном порядке должен производиться весовой контроль. Если нет весового контроля, мы оплачиваем по объему, поделенному пополам, то есть перевозчики не довезли отходы до полигона, мы выявим это: во-первых, не заплатим за работу, во-вторых, передадим материалы в надзорные органы для привлечения к ответственности, расторгнем договор, предъявим штрафные санкции.

Поэтому новая система хороша уже тем, что с ее введением, мы, наконец-таки, узнаем, сколько отходов у нас образуется от населения и юридических лиц, потому что достоверных данных на сегодняшний день нет - сведения из различных источников разнятся.

-  Понятно, что ликвидация несанкционированных свалок не решит всех проблем, ведь у нас даже законные свалки не отвечают современным требованиям. Что будет с ними?

- Мы отвечаем за реализацию территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами и соответствующей региональной программы. Первый документ принят в 2016 году, в настоящее время происходит его актуализация. Второй находится на завершающей стадии принятия республиканским правительством. Эти стратегические программы предусматривают строительство в республике шести мусоросортировочных комплексов и пяти новых современных полигонов. Это не просто свалки, а настоящие инженерные сооружения, с отводом фильтрата, биогаза и системой очистки.  

Согласно территориальной схеме, в Карелии в течение десяти лет должны быть закрыты все действующие свалки, где подтвержден экологический ущерб.

- Самая большая свалка в Орзеге тоже будет закрыта?

- Да, но одновременно с закрытием, рекультивацией свалки, региональным оператором должна быть построена мусоросортировка с новым современным полигоном. На сегодняшний день рассматриваются два места локации. Либо в Кондопожском районе, либо все в той же Орзеге, но в другом месте. Там достаточно точек, где можно организовать новый полигон. Но прежде предстоят очень серьезные экологические изыскания. Они уже начались.

-  В этой связи не могу не задать главный вопрос – откуда возьмется финансирование всех этих проектов? Или это деньги, заложенные в тариф, то есть все оплатят жители республики из своих кошельков?

- С самого начала у нашего правительства было понимание, что для реформирования отрасли необходимо привлекать значительные средства. Объем стартовых инвестиций программы варьируется в пределах от 1 до 2 миллиардов рублей. Залезать в карман граждан и закладывать это в тариф – неправильно. Плата будет непомерная. Сейчас установлен тариф - 538 рублей 03 копейки за 1 кубический метр ТКО, а если бы мы заложили в него инвестиционную составляющую, то людям пришлось бы платить в полтора-два раза больше. Поэтому было принято решение, что эти средства в тариф закладываться не будут.

- Тогда откуда?

- Во-первых, Карелия может претендовать на субсидии федерального бюджета из платежей, которые поступают в казну в качестве экологического сбора. Насколько я знаю, заявка из Карелии на финансирование региональной программы уже сформирована и отправлена в Москву. Если мы получим субсидию из федерального бюджета, обязательно будет софинансирование из регионального.

Кроме этого, источником могут быть средства инвесторов. Именно поэтому для "Автоспецтранса" была выбрана такая форма собственности, как ООО, хотя нашим учредителем является государственная структура - Корпорация развития Республики Карелия. Такая форма проектной компании позволяет привлекать инвестиции в виде взносов в уставной капитал, в имущество и т.д.

Сейчас мы ведем переговоры с очень крупными инвесторами. Ситуацию поиска облегчает то, что у нас полностью сформирована нормативная база и выбран региональный оператор.  Поэтому я уверен – мы их найдем.

"Регион сохранил контроль над сферой мусора"

- В прессе было много слухов и домыслов. Расскажите, как на самом деле создавалось ООО "Автоспецтранс" и как компании удалось выиграть конкурс и стать региональным оператором? 

- В СМИ были публикации на эту тему, но информация в них зачастую искажалась. Работа по переходу на новую систему в Карелии велась с 2015 года. Регион должен был разработать нормативно-правовую базу, и наше правительство в течение трех лет этим занималось. Республиканские власти поручили проработать этот проект Корпорации развития республики, и я, будучи в то время заместителем гендиректора, был делегирован в рабочую группу по реформированию области обращения с отходами. Позднее меня согласовали на позицию руководителя компании, которая должна была участвовать в конкурсе по отбору регионального оператора со стороны государства.

- То есть, по сути, "Автоспецтранс" – это компания, созданная при участии государства?

- Не совсем, но полностью подконтрольна государству через органы управления учредителя. Сейчас Корпорация развития владеет 100% долей ООО "Автоспецтранс", то есть, по сути, это опосредованно государственная компания, так как 100 % акций Корпорации развития принадлежит Республике Карелия

В свое время Корпорации развития было поручено создать дочернюю компанию для вхождения в капитал инвестора, она называлась "Карелрециклинг". Но позднее изменились требования, и для участия в конкурсе по отбору регионального оператора стали допускать только компании с лицензией. Поэтому планы были скорректированы - Корпорация отказалась от получения лицензии на вновь созданную фирму и на рынке приобрела у физического лица уже готовую компанию с лицензией, это и было ООО "Автоспецтранс". Сначала наша компания была зарегистрирована в жилом помещении, где проживал бывший собственник, сейчас мы проходим перерегистрацию на новый юридический адрес. Это совершенно нормальная практика, поэтому я очень удивился, как этот факт подавался в СМИ - чуть ли не под соусом коррупции.

- Вероятно, это произошло из-за недостатка информации.

- Может быть. Но я в принципе не понимаю, как действующую команду можно подозревать в чем-то, когда все руководители в прошлом либо правоохранители, либо люди в погонах. Тут не может быть ничего незаконного. Наоборот, допустив к участию, по сути, государственную компанию, регион сохранил контроль над сферой мусора. Ведь на самом деле наша миссия во многом была подстраховочной, так как правительство в связи с переходом на новую систему не могло допустить взвинчивания тарифа для населения. Сейчас тариф установлен на уровне 2016 года, и менять его не собираются. Однако победить в конкурсе могла другая компания - желающих взвинтить тариф и повесить всю программу на население, – предостаточно. 

Для участия в конкурсе было достаточно лицензии на транспортирование отходов. Поэтому на конкурс могли выйти все мусоровывозящие компании, все операторы по размещению отходов, и все управляющие компании, оказывающие жилищные услуги. На конкурс первоначально планировали выйти две компании из Сегежи и Костомукши, однако позднее они отказались участвовать и бороться за победу. Думаю, что просто объективно оценили свои силы, ведь, согласитесь, организовать обращение с отходами на всей территории республики - это большая ответственность.

- Но претензии УФАС все равно были…

- Да, по итогам аукциона на транспортирование была жалоба в УФАС от одного из операторов на то, что мы нарушили антимонопольное законодательство о торгах. Но проверка показала, что жалоба была необоснованной. У нас проверили всю аукционную документацию и расчеты, в итоге заявителю было отказано.

"Мы экономим средства наших потребителей"

- Почему у "Автоспецтранса" нет собственной технической базы и в основе компании заложен такой небольшой уставной капитал – 10 тысяч рублей?

- У нас один учредитель - госкомпания, нам незачем иметь огромный уставной капитал. Это не проблема - наделить "Автоспецтранс" имуществом и миллионным уставным капиталом, но в этом нет смысла. Ведь уставной капитал нельзя расходовать на хозяйственную деятельность, он должен оставаться как чистый актив. А на старте у нашей компании было очень много трат – регистрация в системах, оплата банковской гарантии и т.д.

На конкурсе при подведении итогов требовалось наличие банковской гарантии объемом почти 50 миллионов рублей, и мы заплатили порядка 3 миллионов рублей для того, чтобы банк дал нам эту гарантию. На сегодняшний день траты регионального оператора уже составляют порядка 5 миллионов рублей. И да, эти деньги могли быть в уставном капитале, но что бы это поменяло? Ничего.

Что касается отсутствия у "Автоспецтранса" технической базы, то мы сознательно отказались от покупки собственной техники, хотя, конечно, могли бы взять мусоровозы в лизинг. Это продиктовано исключительно желанием правительства поддержать действующих операторов. Сегодня рынок по транспортированию отходов в республике полностью сформирован. Это, как правило, представители малого и среднего бизнеса. Если бы мы пришли на этот рынок со своей базой, что бы произошло с ними? Они бы закрылись! А сейчас, все, кто работали раньше, остались при деле.

Кстати, мы очень многое отдаем на аутсорсинг, это выгоднее – бухгалтерия, квитанции, транспортирование отходов, утилизация и т.д. – всем этим занимаются другие структуры по нашему заданию. Мы экономим средства наших потребителей, поэтому минимизируем затраты, которые закладываются в тариф.

- Тогда интересно узнать, сколько специалистов трудятся в самом "Автоспецтрансе" и кто эти люди? 

- В компании работает 11 человек. Это профессионалы жилищно-коммунальной сферы. Я давно приглядывался к этим людям и переманивал их из других компаний. Все они имеют большой опыт работы в мусорной сфере. Мой первый зам Анна Музалева много лет работала коммерческим директором в петрозаводском муниципальном предприятии "Автоспецтранс", логист тоже пришел к нам из МУПа. Коммерческую службу возглавляет специалист, которого я переманил из ТНС-Энерго. Главный инженер в прошлом директор ОЗОНа, юрист – из правовой службы Корпорации развития. Экономический блок возглавляет в прошлом финансовый директор "Карелэнергоресурса". 

Зарплаты у нас не космические, а средние по рынку или даже чуть ниже. Ну и, как видите, люди подбираются не по принципу "друзья-родные-знакомые", а с учетом профессиональных качеств.

"Они привыкли жить кучеряво"

- Если все так гладко, объясните, почему так много жалоб было в первые дни вашей работы?

- Проблема в том, что за один день – 1 мая - должна была произойти смена зон обслуживания операторов по вывозу мусора. Несмотря на то, что мы исходили из сложившихся традиций по транспортированию, делали лоты на торгах максимально исполнимыми, чтобы мощностей предприятий хватило зайти на эти территории, все равно не обошлось без накладок. Потому что одномоментно нужно было поменять контейнеры, и очень многое зависело от технических служб. А старые зоны мы не могли сохранить, так как это создание преимущественных условий и нарушение антимонопольного законодательства.

Всего было около 200 обращений по Петрозаводску. Основной поток жалоб пришелся на 29 и 30 апреля, в худшем случае, на 1 и 2 мая. Конечно же, все эти замечания отработаны и устранены. В основном, сбой касался зоны компании "Экоград-Петрозаводск", которая вовремя не создала логистику и маршруты. Насколько я знаю, у них сработал человеческий фактор, хотя не удивлюсь, если это было спланированной акцией. Да, мы нашли подходы к каждому оператору, мы работаем, мы партнеры. Но многие все равно не довольны, что мы появились на рынке.  

- Почему?

- Они перестали быть монополистами и теперь не получают денег от населения. А за некачественную услугу и от нас не получат. Раньше их никто не контролировал, теперь мы следим за каждым их шагом. Кому же это понравится?

Ведь не для кого ни секрет, что раньше они могли закладывать в расходы и свои огромные зарплаты, и свои отдыхи, и дорогие иномарки, и все что угодно. Они привыкли жить кучеряво, в том числе за счет потребителей. А теперь это кончилось! Наш расчет их платы входит в общий тариф, и он экономически обоснован. И, могу вам сказать точно, сотого "Ланд-Крузера" уже нет и не может быть в этом тарифе. Мы очень жестко к этому подходим. Да, там есть нормативная прибыль, хорошие накладные расходы, но там нет роскоши и нет излишеств.

- После торгов и распределения зон обслуживания у вас не осталось белых пятен? Есть в Карелии территории, где никто не вышел на конкурс и никто не убирает мусор?

- Мы распределили по зонам транспортирования всю республику. Понятно, что есть в Карелии непролазные деревни, где вывозить мусор экономически невыгодно - три бабушки живут… Но и в этом случае мы будем требовать от оператора исполнений обязательств по договору.

- В Карелии появился новый региональный оператор, объясните, что должны делать потребители – физические и юридические лица, чтобы у них вовремя вывозился мусор. Нужно ли куда-то идти и заключать новый договор?

- Мы получили базы данных от операторов, управляющих организаций, и если раньше потребителям услуга оказывалась, мы об этом знаем. И поэтому мусор будет вывозиться, и квитанция будет выставляться. Все это автоматически, для физических лиц без заключения договора. Для юридических лиц заключение договора в письменном виде обязательно.

Владельцы индивидуальных домов тоже не должны заключать договор в письменном виде. Там, где мусор вывозился, квитанции придут, и услуга будет продолжать оказываться. Там, где люди сами сжигали, компостировали мусор, мы пытаемся организовывать вывоз через операторов по информации, которую получаем от органов местного самоуправления. Соответственно, выставление квитанций тоже происходит.

Если в индивидуальном жилом доме или на даче люди живут, мы их призываем в наш адрес направить заявку, заключение письменного договора тоже не требуется. По этой заявке мы выберем более удобный способ накопления отходов – мешки или контейнеры.

Заявку можно отправить по электронной почте mironova@eirz-karelia.ru, на сайте регионального оператора можно скачать форму заявки и уточнить перечень необходимых документов.

Или же прийти в Единый расчетный центр Республики Карелия (в Петрозаводске на улицу Зайцева, 67А, в районах – по месту расположения филиалов ЕРЦ) и написать заявление вручную, приложив правоустанавливающие документы. 

"Это очень сложно – начинать первыми"

- Вы сказали, что согласование на эту должность получили еще когда работали в Корпорации развития. А что Вас связывает с мусорной сферой?

- Мне 38 лет, и, наверное, я шел к этому, когда учился (у меня два высших образования – строительное и юридическое) и получал опыт в других организациях. Я родился и вырос в Кеми, и девять лет отдал работе в РЖД. Прошел трудовой путь от кочегара до мастера строительных работ - руководителя строительного участка железной дороги. Затем был главным инженером в дистанции гражданских сооружений, которое занимается содержанием и обслуживанием служебного фонда, жизнеобеспечивающих объектов - котельных, насосных станций, объектов инфраструктуры. В полномочия также входил и сбор твердых бытовых отходов, вот тогда я впервые столкнулся с мусорной сферой. Продолжая работу в РЖД, был заместителем начальника эксплуатационного Центра дирекции железной дороги по мурманскому участку и позже начальником железнодорожного вокзала в Кеми. А оттуда перешел на работу в органы местного самоуправления, был заместителем главы администрации Кемского городского поселения - занимался вопросами ЖКХ.

- Почему решили переехать в Петрозаводск?

- Это было в 2011 году, когда меня пригласили из Минстроя на позицию заместителя начальника УКСа. Работала показалась мне интересной и значимой, и я практически не раздумывал. В УКСе я отвечал за реализацию адресной инвестиционной программы, в том числе, курировал проектирование горнолыжного центра в Ялгубе. В последующем команда инвестора пригласила меня руководить этим проектом – и компанией "Эверест" всего за год мы построили горнолыжный центр "Ялгора". Второй инвестиционный проект, участием в котором я горжусь, – это строительство холдинга "Лотос", крупнейшего для республики торгово-развлекательного комплекса с крытым ледовым катком "Лотос-Плаза", где я был техническим директором.

Когда эта грандиозная стройка закончилась, меня пригласили на работу в Корпорацию развития Карелии на инфраструктурные проекты – я курировал проектно-изыскательские работы по строительству промпарков, аэровокзала, ледового комплекса, гимнастического центра, позже меня согласовали на должность директора ООО "Автоспецтранс".

- Не страшно было брать на себя такую ответственность? Все-таки объем работы и спрос – колоссальные. 

- Не страшно, потому что сейчас я не один. Новая власть в республике - более решительная, мне с этой командой комфортно, продуктивно, с ней все получается. Мне нравится, что в Карелию в правительство пришли служители закона: ты не боишься, что тебя подставят, куда-то втянут, предложат что-то не то подписать или сделать. Этого даже близко нет.  И для руководителя это очень ценно. С одной стороны, ты хозяйствующий субъект, который отвечает за огромные финансы, по меркам Карелии, наверное, даже неслыханные, и ты подотчетен Корпорации развития, органам власти. Но с другой стороны – когда такая команда за тобой стоит, ты совершенно спокоен. Потому что это юристы, которые немножко по-другому мыслят.  

Скажу честно, я очень хотел пойти на эту работу, потому что для меня "Автоспецтранс" - это новый проект. Работать приходится много, практически круглосуточно. И всякое бывает…  Но то, что мы сделали за два месяца, это огромный шаг вперед. Я сам сейчас удивляюсь, как удавалось выжить в таком сумасшедшем графике. Но мы объездили совместно с Минстроем все районы и встретились со всеми главами и всеми операторами. И как-то хватило сил.

Конечно, при таком графике остается совсем мало времени на семью, поэтому я все свободное время провожу со своими детьми. Моя супруга работает в бюджетной сфере, и у нас сын и дочь. Сыну 15 лет, он хорошо учится, недавно окончил музыкальную школу по классу аккордеона и мечтает заняться электрогитарой. Вот, хотим поддержать его в этом. А дочери 8 лет, она второй класс окончила, просто умница и красавица - показывает хорошие результаты в учебе и увлекается плаваньем.

- Сейчас к компании "Автоспецтранс" приковано много внимания, и если возникают какие-то накладки, все шишки летят в директора. Как Вы справляетесь с ролью "главного по мусору"?

- Скажу честно, приходится нелегко. Я тут как на линии огня. В нашей деятельности сейчас все ломается, все меняется – в сознании, в подходах. Потому что мы стоим у истоков реформ, мы делаем революцию. И осознание того, что мы - первопроходцы, очень сильно мотивирует. Это очень сложно, начинать первыми, потому что, конечно, есть недопонимание.

Но на сегодняшний день я доволен результатами. Нам удалось создать компанию, собрать команду настоящих профессионалов и защитить тариф. Сейчас мы оттачиваем работу с операторами – чтобы жестко соблюдался график. И к 1 января нам нужно прийти уже с идеально отлаженной системой, - с пониманием, какие объекты мы строим, сколько, и откуда берем финансирование. Сделаем это и выйдем на проектирование – будем молодцы.

Беседовала Наталья Захарчук

И в конце, как всегда, селфи на память.

Комментарии

Dfgdfg Dfgdf
2018-06-20 09:10:05
если бы этой лапшой кормили того, кто её (лапшу) варит.
Плейшнер
2018-06-14 09:48:30
"Мы – первопроходцы" -название статьи .
А может будет и так " Мы -проходимцы " . Подождём с .
Кузнецов
2018-06-13 19:32:38
Кто здесь бредит? Плата за вывоз НЕ стала начисляться с человека, а продолжает начисляться с квадратного метра (в Петрозаводске). И при этом выросла в три раза!!!!!!
stranger
2018-06-13 17:15:46
"Бродячий мусорщик, ничтожный золотарь, Над смрадной бочкой наклонив чело, Сказал раздумчиво: "Небесный государь! Почётным кажется мне это ремесло..." Подслушав те слова, напыщенный юнец Ответствовал не в шутку, а всерьёз: "Мы --- сливки общества! А твой удел, глупец, Мести за нами выпавший навоз..." --- "Согласен, --- молвил тот без ложного стыда, --- Но ремесла менять я не хочу. Мой труд для всех необходим всегда: Ведь сливки тоже превращаются в мочу..." Джами.
Только вот ценник услуг мусорщика таков, что дешевле мочу превратить в сливки.
Анна
2018-06-13 15:38:21
У нас все отлично было организовано в частном секторе в Соломенном и стоило 300 руб в месяц - явно Лендкрузеры не были заложены в эту цену, зато раз в неделю четко приезжал мусоровоз, выгружал наш персональный контейнер, который обычно возле дома стоял и куда можно было с крылечка пакеты с мусором выкидывать. А теперь мы, горемычные, с этими пакетами через полдеревни топаем до ближайшего контейнера и в дождь и в холод - и с ужасом ждем зиму. А есть дома еще дальше нашего от заветного контейнера. И живут там пожилые люди, которые тоже не мечтали совершать забеги с мусором.
Так что наш район новшество точно не оценил и этим изменениям не порадовался.
Изя
2018-06-13 13:04:58
Будем смотреть , будет ли толк . Начал " правильно " с " кофе со сливками " , так все начинали , за здравие .
Гость
Выбор читателей

Аналитика

19.06.2018 12:00
Капитал
Власти Карелии хотят создать в Вяртсиля особую экономическую зону.

Чтиво

19.06.2018 09:58
Личное мнение
Во всяком случае, пока идет ЧМ-2018.