"Нет такого театра, который не испытывал бы проблем со зрителем"

Чтиво. Без политики
16:50, 27 Октября 2017
фото: предоставлено пресс-службой Музыкального театра Карелии
Загрузка...

Директор Музыкального театра Елена Ларионова – о трудностях, успехах и планах "карельского Большого".

В Музтеатре Карелии, в рамках проекта "Клуб друзей" состоялась встреча директора учреждения со зрителями. Елена Ларионова руководит главным театром республики восьмой год. До этого в течение семи лет работала директором Театра кукол РК, а в 1990-х – замдиректора Карельской государственной филармонии.


предоставлено пресс-службой Музыкального театра Карелии

Когда Елена Ларионова возглавила "карельский Большой", в здании все еще велась серьезная реконструкция, необходимо было сформировать труппу и многое фактически начинать заново. Во время общения со зрителями директор рассказала, о том, как театр пережил то непростое время и какие сложности испытывает сейчас. Участники встречи также узнали от Елены Геннадьевны о предстоящих премьерах в театре и о том, как лично она относится к идее установить на площади Кирова, где летом шли раскопки, православную часовню.    

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с наиболее интересными, на наш взгляд, ответами Елены Ларионовой.

"После строителей мы еще лет 5 доводили до ума системы жизнеобеспечения здания"

- Вы пришли в Музыкальный театр из Театра кукол. Не страшно было подходить к такому огромному, даже с виду, хозяйству?

- Не страшно, потому что я очень мало знала о Музыкальном театре и, как всякому несведущему человеку, мне казалось, что все просто и все само собой наладится. Страшно было уже потом, когда прошел месяц или два. Я стала понимать, в какую историю ввязалась, насколько мне не хватает квалификации, знаний. Музыкальный театр – это огромный мир, один из самых сложных видов искусства.

- Но начали вы со стройки: здесь тогда полным ходом шла реконструкция. Вам удалось в этом поучаствовать или вы просто принимали объект?

- Тогда уже фактически была финишная прямая, и по-хорошему поругаться со строителями мне не удалось, как я люблю (смеется). Но был сложный момент, когда строители еще не закончили, доделывали что-то, а театр уже сюда въехал.

Где-то шли отделочные работы, где-то что-то достраивалось, а мы тут же, параллельно, репетировали, пытались показывать спектакли. Строители приходили к нам и спрашивали: "Ну что, тренируетесь?" – "Да, тренируемся". В такой спортивной терминологии мы и существовали. Этот период занял полгода. Потом строители ушли: что смогли – достроили, что не смогли – оставили нам недостроенным, и мы еще лет пять доводили до ума все системы жизнеобеспечения этого здания.

- А набор труппы тоже ведь шел в то время?

- Когда театр жил в гостинице "Маски", пережидая тяжелое время стройки, то мы уже там начинали формировать труппу, набирали оркестр… Весь состав театра тогда был около 50 человек: малюсенький оркестр, какие-то осколки; малюсенький хор, по пальцам пересчитать солистов в вокальной труппе; точно так же и в балетной труппе. Мы буквально за два месяца набрали всю труппу полностью, укомплектовали весь театр, и нас вдруг стало 300 с лишним человек.


Юрий Александров

Но чтобы наши гости правильно понимали: набирать труппу – это прерогатива не директора, а художественного руководства. Поэтому Юрий Исаакович Александров, который был и остается художественным руководителем оперы, и Кирилл Алексеевич Симонов (худрук балета, - "Столица на Онего") – это они отбирали, смотрели, ездили по конкурсам, с кем-то договаривались, привозили. А наша задача была – здесь принять, обустроить и включить в общую театральную жизнь.

"Нравится – не нравится" – это не профессиональная категория"

- Как зритель вы можете получить удовольствие от театра?

- Я, безусловно, могу получать удовольствие от спектаклей, но, к сожалению, это спектакли не нашего театра. И совсем не потому, что наши спектакли чем-то хуже. Просто когда ты приходишь в другой театр, садишься в зрительный зал, ты ничего не знаешь: ни что задумывал режиссер, ни как шел репетиционный процесс; не понимаешь, делают ли артисты какие-то отклонения от мизансцены, хорошо ли работает монтировочный цех – от тебя все это сокрыто. Поэтому сидишь, чувствуешь себя полным неофитом и получаешь зрительское удовольствие.

А когда приходишь на спектакли своего театра, когда знаешь все, что должно произойти на сцене, до последней запятой, то – а это такая дурная привычка – отключиться очень сложно, все время контролируешь, что происходит. И получить полное зрительское удовольствие удается крайне редко. Но, тем не менее, у меня есть любимые спектакли, которые я очень жду.

 - Вы пришли на репетицию, и вам что-то не понравилось. Как вы себя поведете? Может ли директор в это вмешаться?

- Теоретически, да. Но, наверное, это будет не самый умный директор, если он будет в это вмешиваться. Потому что самое главное в директорской работе – уважение к творцам, к людям, которые все это сочиняют, придумывают, фантазируют, реализуют. "Нравится – не нравится" – это не профессиональная категория, мы не можем так рассуждать.

Я могу быть с чем-то не согласна и могу попробовать обсудить это с режиссером, художником, художественным руководителем. Их право – прислушаться или нет. В конце концов, как я всегда говорю, на афише спектакля указан конкретный автор. И это не директор.  

"Сезон будем закрывать балетом "Коппелия", а потом вернемся к "Чайке"

- Как формируется репертуар театра и чего ждать в этом сезоне?

- Музыкальный театр – это искусство долгого планирования. Как правило, мы выпускаем крупномасштабные спектакли, оперы и балеты большой формы, и очень много времени уходит на подготовку.


фото: vk.com/mrteatr

Интеллектуальный период рождения спектакля занимает минимум 9 месяцев. По крайней мере, в моей практике более коротких сроков не было… Как ребенок рождается за 9 месяцев, так же важен этот временной промежуток и для любого творческого акта.

Сейчас мы рассматриваем варианты, что будем делать в 2019 году. Конечно, это обязательно происходит в обсуждении, в общении с нашими художественными руководителями, потому что они видят все возможности своей труппы, понимают, какой материал сейчас будет полезен труппе, чтобы расти. Или, например, у нас в труппе есть артистка в совершенно чудесной форме, и мы понимаем, что есть шанс ей помочь реализоваться, исполнить ее заветное желание, роль, о которой она давно мечтала, и тогда мы начинаем выстраивать планы вокруг конкретного артиста. По-разному бывает...

Сейчас, например, мы готовимся к постановке "Сельской чести". Это очень красивая музыка и история, которая идет практически на всех оперных сценах, и мы не будем здесь исключением. Но мы гордимся нашим хором, он маленький, но очень звонкий, замечательный хор. И нам кажется, что сейчас очень важно его творчески поддержать, дать возможность блеснуть в "Сельской чести".

- Расскажите о финансовых возможностях театра на новые постановки.

- Я не работала в советские времена, но поскольку пришла в филармонию в 1994 году и застала отголоски старой системы организации концертного, театрального дела, то я знаю, что тогда вам планировали N-ое количество финансов на постановку спектакля или создание концертных программ, и дальше ваша задача была их освоить. К сожалению или к счастью, такого благоденствия у нас уже нет.

Всегда сначала появляется идея, и задача менеджмента – понять, где найти деньги, кого убедить, куда написать заявку на грант, где найти спонсоров. Хочу сказать огромное спасибо тем людям, которые нам помогали на протяжении этих восьми лет. Без них того репертуара, которым сейчас обладает наш Музыкальный театр (в активном прокате - больше 20 названий), конечно, не было бы.  

- Про оперу вы сказали, а в балете ждать премьер?

- Мы намерены с Кириллом Алексеевичем Симоновым, нашим главным балетмейстером, в конце сезона выпустить балет "Коппелия" на музыку Делиба. Только-только художник начинает рисовать эскизы, впереди у нас – технический совет… Мне кажется, именно этим балетом мы будем закрывать этот театральный сезон.


Константин Симонов

- Слышала о планах Музыкального театра поставить "Чайку" Родиона Щедрина…

- Этот проект в следующем сезоне, наверное, не случится. Идея хороша, но пока под нее нет никаких финансовых ресурсов. Поэтому она должна дождаться своего часа. Поскольку финансовые ресурсы появились на балет "Коппелия", то сначала все-таки будет эта премьера. А потом уже мы вернемся к "Чайке".

- Планируете приглашать звезд из Мариинского театра, чтобы они участвовали в наших спектаклях?

- Стратегической линии на приглашение звезд в нашем театре нет. Мы стараемся выращивать своих, стараемся, чтобы они как можно чаще выходили на сцену, развивались, росли. Это индивидуальная работа, в первую очередь, художественного руководителя и дирижера, музыкального руководителя театра.

"В вопросе воссоздания часовни надо проявлять максимальную осторожность"

- На спектаклях Музыкального театра почти всегда полные залы. Как вы этого добиваетесь?

- Спасибо вам за добрые слова, но нет такого театра, который не испытывал бы проблем со зрителем – это моя глубокая уверенность. Более того, это знание. Уверяю вас, что даже Большой театр, в который билеты не достать, точно так же испытывает проблемы со зрителем. Ведь вопрос заключается не просто в том, как наполнить зрительный зал, а в том, как наполнить его на конкретный спектакль тем зрителем, который готов его увидеть, принять и получить от него удовольствие. Наш большой профессиональный коллектив работает над решением этой неразрешимой задачи…


Фото: vk.com/mrteatr

Если в театре, на сцене не будет происходить какого-то значительного акта искусства, то хоть по 50 рублей билеты делай, хоть весь город афишами обклей – никто никогда не пойдет.

- Как вы относитесь к тому, что возле театра может появиться храм или часовня?

- Это сложный вопрос. Мне кажется, что решать его должны профессионалы, архитектурная общественность. Архитектурный ансамбль, который сложился на площади на сегодняшний момент, на мой непрофессиональный взгляд, я это подчеркиваю, вполне гармоничен и разрушать его... Разрушить легко – восстановить сложно.

Если посмотреть историю, то на площади было такое количество часовен, церквей… Святодуховский собор стоял фактически на месте памятника Кирову. Здесь где ни копни – велик шанс, что найдешь фундамент, следы христианской культуры, церковной культуры. Мне кажется, в этом вопросе нужно проявлять максимальную осторожность. 

- Если завтра предложат стать министром культуры Карелии, вы согласитесь?

- Это провокация!

Записала Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей