"Ну что, коллега, полечим правильно?"

Чтиво. Без политики
11:54, 31 Января 2019
Загрузка...

К нам в Петрозаводск в Офтальмологический центр Карелии из Костромской области приехал настоящий земский доктор Андрей Александрович Воронцов - врач по профессии, диагност – по призванию.

И это не шутка. В столицу Карелии действительно приехал жить и работать врач-офтальмолог, диагност Андрей Воронцов, который в 2015 году в Костромской области был удостоен звания лучший земский доктор, за него отдали голоса 75 тысяч местных жителей. Их он лечил, спасал, консультировал, а теперь по приглашению учредителя Офтальмологического центра Карелии Олега Ковригина приехал к нам в республику.

Корреспондент "Столицы на Онего" встретилась со специалистом и все о нем узнала. Доктор Воронцов стал первым персонажем большой галереи героев Офтальмологического центра.

В течение года мы будем знакомить вас со специалистами глазной клиники, чтобы показать, что за белым халатом скрываются удивительные люди, которые умеют не только высокопрофессионально выполнять свою работу, но еще являются, например, известными блогерами или отличными кулинарами, гонщиками, музыкантами и путешественниками… Вы узнаете, как известный офтальмолог, хирург Юрий Тоболевич, приезжающий в Карелию оперировать, в детстве получил травму глаза, а теперь сам стал врачом и спасает людям зрение. Или как диагност Воронцов из Ивановской области – края невест нашел любимую в Минске, а женился в Петрозаводске.

И возможно, познакомившись поближе с докторами, к которым вы приходите на прием, вам будет легче общаться, появится доверие и уйдет боязнь человека в белом халате. Все это будет лишь способствовать скорейшему решению ваших офтальмологических проблем и выздоровлению.

Итак, наш первый герой – врач-офтальмолог первой категории, диагност Офтальмологического центра Карелии Андрей Александрович Воронцов!

"Я был единственным офтальмологом на пять районов"

Андрей Александрович, откуда вы приехали в Петрозаводск?

- Я родился в небольшом городке Андреаполь в Тверской области, жил и учился в Ивановской области, сначала в обычной сельской школе, затем в медико-биологическом классе Ивановской Международной Школы-Интернат (знаменитый "Интердом"), и наконец, в Ивановской медицинской академии. Работал офтальмологом в Костромской области практически 6 лет и приехал в Карелию в мае 2018 года работать. Я по образованию врач-офтальмолог первой категории. До Офтальмологического центра Карелии я работал в Костромской области в селе, где был единственным офтальмологом на пять районов. У меня в селе был очень хорошо оборудованный кабинет, поэтому я был доволен. Это было мое первое место работы после учебы.


фото: Столица на Онего

"Я влюбился"

Как попали в Офтальмологический центр Карелии?

- Тут получилось очень интересно. Дело в том, что когда я работал на селе в Костромской области, я нашел в интернете сообщество "Терра-Офтальмика" где зарегистрированы офтальмологи. Мы в сообществе в качестве профессионального интереса устраиваем стажировки для офтальмологов, а так как у меня было много разнообразных пациентов и был хороший кабинет, хорошее оборудование, было место где остановиться, я приглашал коллег-ординаторов, чтобы пройти стажировку у меня.

На стажировку приезжали из Мурома, Костромы, Сочи, Санкт-Петербурга. Последняя девушка была из Минска. В нее я влюбился и решил жениться. Я собрался ехать в Беларусь работать, стали искать клинику, где можно было бы устроиться с первой категорией.

Нашли клинику в Минске "Новое зрение". Я еще не успел выйти на работу, как мне позвонил мой бывший преподаватель Алексей Владимирович Селезнев из Ивановской медакадемии и сказал, что в Петрозаводске открылась клиника и учредитель Олег Ковригин ищет диагноста, а это как раз моя область, мне интересен весь спектр диагностики.

Мне сказали написать резюме - и вот через месяц я здесь. Переехал сюда вместе со своей девушкой. Она тоже врач-офтальмолог и работает в Офтальмологическом центре. В Петрозаводске мы расписались - вдвоем, без гостей и свидетелей, пошли в местный ЗАГС и зарегистрировались 18 июля 18-го года.


фото: Столица на Онего / фасад здания клиники «Новое зрение» в Минск

Сейчас снимаем квартиру на Варкауса, в 5 минутах ходьбы до работы. Специально так искали, потому что работа – это пока у нас основное. Врачебная деятельность очень много времени занимает. Я что в селе, что здесь в основном занимаюсь работой. То есть если ты не на работе, то все равно работаешь, потому что надо развиваться, узнавать информацию, читать, поддерживать свои знания.

"Лучше бы я эту категорию и не имел вовсе"

Вы хотите получить высшую категорию?

- Хочу, но я не придаю особого значения категориям. Нет смысла врачей делить на категории, как рыбу разной свежести. Например, за рубежом нет понятия "категория" - есть врач и он должен лечить по протоколу. А второй, первой или высшей категории - это не показатель твоего уровня знаний. Ты можешь прийти к врачу высшей категории и получить неадекватный диагноз. Ну и что, что у меня 1 категория, лучше бы я ее и не имел вовсе. Потому что когда ты пишешь отчёт для повышения категории, ты вынужден тратить много времени, вместо того, чтобы какую-нибудь умную книжку почитать, повысить профессиональный уровень знаний, ты должен написать работу, что и как ты сделал за прошлые годы профессиональной деятельности, причем с графиками и статистикой. Где-то ошибешься, тебе могут не дать эту категорию. Раз в 5 лет кучу бумажек собираешь, отправляешь это все в комиссию, там все рассматривают, приглашают тебя и задают вопросы, а потом решают, дадут тебе категорию или нет.

Я понятия не имею, зависит ли зарплата от категории или нет. Я один из тех, кто писал категорию не ради зарплаты, а чтобы уехать к жене в Беларусь, где не принимают без категории в хорошие клиники на работу. Надо было давно этой категорией заниматься, но когда решил, что хочу жениться, довел ее до ума. Но это точно не то, к чему нужно стремиться.

"Однажды утром проснулся и решил стать окулистом"

Почему выбрали профессию врача?

- У меня родители скромные люди, живут в деревне, до 9 класса я учился в обычной школе, так как я учился хорошо, учитель биологии предложила поехать в Ивановскую школу-интернат - интердом. Это была крутая школа с разными уклонами. Я туда подал заявление, прошел вступительные экзамены и поступил в 10-11 класс.

Там началась интенсивная учеба. Если там учиться хорошо, то грех не поступить в медакадемию. После Интердома я с легкостью поступил в медакадемию - и там понеслось.


фото: Столица на Онего

Однажды утром проснулся и решил, что хочу быть окулистом, понятия не имел, что это такое, просто сходил, купил книжку, начал читать, проникся и с 20 лет начал этим жить.

"Надежда была только на себя"

Вы предполагали, что после учебы можете уехать работать в село?

- Я себя настраивал, что буду работать где-то в селе в Костромской области, не осознавая где это. Я должен был туда поехать один на 5 лет. Поэтому поставил себе цель охватить весь спектр офтальмологических патологий, чтобы знать, как диагностировать, что диагностировать и что за оборудование я должен иметь у себя в кабинете. Надежда была только на себя, поэтому еще во время учебы в академии я много читал, постоянно читал, устроился на работу в глазное отделение в областную клиническую больницу, где были все реалии жизни. Провел там 270 ночных дежурств.

Я знал, что когда приеду в село, то ближайшими моими друзьями будут книжки. Тех книг, которые я привез, мне надолго не хватило, я очень быстро их прочитал. Мне стало не хватать знаний, и я стал их искать: открывал интернет, искал литературу. Интернет там был ужасно медленный, я мучился, но нашел медицинские форумы, потом нашел сообщество "Терра-Офтальмика", там было на тот момент всего 40 человек, а сейчас 10 тысяч человек, и я являюсь администратором. Это отнимает много времени, но все равно в интернете я занимаюсь учебой. В сообществе мы делимся книжками, обучаемся.

"Поставьте свечку доктору"

В вашей практике уже был случай, который вы не забудете никогда?

- Наверно, мне очень сильно запал в душу случай, когда я был в селе в Костромской области 12 июня 2013 года как раз в праздник День России. Там я всегда работал, мой телефон был у всех жителей района, не было выходных, звонили по любому поводу, вызывали: один врач.

И вот звонок, я пришел на пункт скорой помощи. Привели женщину, лет 65-ти, которая упала и ударилась глазом. У нее был огромный разрыв склеры, глаз заплыл кровью. Куда ее отправлять с такой тяжелой травмой? До Костромы 330 км от села. Оперировать в поликлинике нельзя, но я делал, потому что там некуда было отправлять. Разумеется, оперировал не высокотехнологичные катаракты или отслойки сетчатки, которые я не имею право и навыка оперировать. Но лечил травмы, которые точно приведут к потере глаза, зрения, слепоте, если не оказать немедленную помощь.

У меня тогда были взяты с собой из областной больницы инструменты, шовные материалы… Никаких микроскопов, я просто включил лампочку, положил человека на кушетку, фельдшер мне держала свет, а я в течение 2,5 часов пытался удалять выпавшее стекловидное тело, зашивать разорванную склеру, а когда зашил, положил пациентку в терапевтическое отделение,  антибиотики, противовоспалительное выписал. Долго мы ее лечили, и я сразу сказал, что там вряд ли какое-то зрение будет. Но каким-то чудесным образом она стала этим глазом лучше видеть, чем другим. Там, оказывается, и сетчатка сохранна осталась. Я ее потом к хирургам в областную больницу отправил. Главный офтальмолог Ивановской области, витреоретинальный хирург Тимофеев Дмитрий Николаевич когда посмотрел пациентку, произнёс: "поставьте свечку доктору".


gubdaily.ru

Наверно, в поликлинике этого делать не следовало, я должен был отправить ее, неважно, сколько она будет ехать в дороге.

Просто я на адреналине взялся, но могло бы закончиться это все с вероятностью 95% неудачно, потому что травма тяжелая. И в лучших операционных она могла закончиться неудачно, здесь просто повезло. Я просто зашил глаз - и Бог уберег всех - и меня, и ее.

Сейчас, оглядываясь назад, наверное, уже не поступил бы так. Но тогда невозможно было поступить по-другому.

"Нет конечной точки в офтальмологическом развитии"

В Офтальмологическом центре Карелии оперируете?

- Я диагност, здесь нельзя делать все, как я в селе. Я занимаюсь обширной диагностикой - и мне это нравится. Я читаю литературу, чтобы узнавать новые глазные болезни, и пытаюсь расширить спектр диагностических возможностей. Изучаю аппаратуру для диагностики. Моя жена тоже диагност. Дома мы часто обсуждаем работу. Хотя редко получается побыть дома. Все время расписано. Основное – это, конечно, работа. Приходишь домой, надо проверить форумы, сообщество, сварить поесть на завтра, а завтра другой день - надо идти на работу. Жизнь идет своим чередом, точнее летит.

Я просто живу работой - офтальмологией. У меня нет стремления к накопительству: что к 30-ти у тебя должен обязательно быть дом, как хочешь, хоть в ипотеку влезь или обязательно, чтобы материальные ценности наживать. Мне больше нравится саморазвитие, сам процесс. Нет конечной точки в офтальмологическом развитии.

Мы сейчас с женой ведем свой блог АWА – Анастасия и Андрей Воронцовы, у нас там уже, кстати, почти 400 подписчиков, хотя мы думали, что будет только двое. Рассказываем там какие-то интересные случаи из историй болезни, делимся офтальмологическими полезняшками, ведём рабочий дневничок, чтобы быстро найти что-то важное. Например, на днях изучали лекцию на английском по отслойке сетчатки.


фото: Столица на Онего

Здесь в офтальмологическом центре стоит новейшее оборудование, все очень нравится. Из того, к чему приходится привыкать: немножко другая специфика работы. Там в селе я был один сам себе хозяин, сам под себя подстраиваешься, здесь мне достаточно сложно сориентировать по потокам. Много народу приходит в клинику и тебе в этот  поток надо влиться и знать, что куда идет. Например, пациент пришел на операцию, но ты должен не забыть посмотреть все назначенные услуги, чтобы после диагностики не отправить его домой, когда ему на самом деле пациента надо готовиться к операции.

"На звание земского доктора за меня проголосовала 75 тысяч человек"

Работа в Офтальмологическом центре Карелии сильно отличается от работы на селе в Костромской области?

- Там я тоже налаживал работу. Народ стекался: по 50 человек в день принимал. Здесь до 15-20 человек прием, но это гораздо тяжелее. Здесь объем работы больше, нужно больше информации собрать, больше диагностических исследований провести, хорошо что оптометристы выполняют много работы, без них было бы трудно. Здесь всех через линзу Гольдманна контактно надо посмотреть. Увидел болезни - идешь на томограмму, УЗИ, лазер и т.д.. Потом долго заносишь в компьютер, распечатываешь, беседуешь с пациентом, чтобы он понял, что дальше делать с глазом - работа с людьми.

В селе я сам выбирал объём и последовательность диагностики для конкретного пациента в зависимости от ресурсов.

Да – это правда: в 2015 году в Костромской области я занял первое место в областном конкурсе "Земской Доктор" и выиграл ретиноскоп для обследования рефракции у детей. Главный врач больницы Соколова Вера Ермолаевна позвала к себе перед конкурсом и объявила, что завтра приедут  журналисты брать интервью. Я никогда с ними не общался, не люблю, когда меня снимают, показывают. Сильно волновался, ночь не спал перед встречей. А потом они приехали, камеры включили, стали расспрашивать, как мне тут на селе после Иваново живётся и работается. Мы с медсестрой приготовили им кофе, показали кабинет, я рассказывал им про офтальмологию, жизнь на селе и доказательную медицину. Это как раз та общепринятая в мире научная медицина, по которой работает Офтальмологический центр Карелии.


gubdaily.ru

"Английский сейчас является языком медицины"

Что такое доказательная медицина?

- Во всем мире сейчас принято лечить строго по протоколам, которые составляются на основании больших клинических исследований. Например, возьмем глаукому. 10 врачей, которые учились в разных школах, все имеют разное мнение на счет лечения глаукомы. Но это мнение может быть диаметрально противоположным. Вы можете обойти сто врачей – и не знать, кому верить.

Если вы едете в клинику, где работают по научным международным стандартам, вы такого не встретите. Вас обследуют в Америке, Финляндии и Германии и скажут одно и то же: у вас имеется глаукома, и ее лечат снижением внутриглазного давления, начиная с капель либо подключают операции лазерные либо фильтрующие, лечить глаукому витаминками, ноотропами, сосудистыми или, например, полипептидами сетчатки глаз животных никто не будет, потому что нет убедительных и качественных исследований их пользы при глаукоме.

В нашей стране принципы доказательной медицины тоже начинают внедряться.

Мы здесь в Офтальмологическом центре действуем по отработанной схеме, которая налажена, проверена и когда-то дала уже свои результаты. Это мне нравится, это работает.

Работая на селе, я уже знал, что такое доказательная медицина, изучал соответствующую литературу. Мой преподаватель в интернатуре меня уже направил, что каждый случай, с которым ты встречаешься, любой глазной симптом нужно строго дифференцировать, почитать новую литературу, так как скорее всего он уже когда-то был исследован. Например, боль в спокойном глазу. Тебе надо на английском в специальных базах данных найти: боль в спокойном глазу. На английском, потому что английский сейчас является языком медицины. Все страны все свои статьи дублируют на английском и отправляют в специальные базы данных типа "Медлайн".

На английском охват больше и шире. Если мне нужна какая-то узкая тема, на русском я найду 3%, а на английском 103.

"Полечим правильно"

Вы только в книжках и сообществах информацию находите или были учителя?

- Есть люди, которые заразили этой профессией, азартом, это Алексей Владимирович Селезнев, заведующий кафедрой Ивановской медакадемии - он азартный человек в своем деле и умеет заражать офтальмологией всех кругом. Дмитрий Николаевич Тимофеев, главный офтальмолог, он меня заражал. Здесь у нас в клинике в Петрозаводске Павел Чеславович Завадский - зажигалочка, у него драйва много, идей.


© Fotolia / Kara

Помню, еще в областной больнице мой преподаватель подходил и говорил: ну что, коллега, полечим правильно? Он брал карточку и говорил: там пациент, иди поставь ему диагноз правильный. Ты приходишь, смотришь, нервничаешь как бы чего не пропустить, потом возвращаешься к преподавателю и говоришь: я думаю, что здесь то-то и то-то, например. Он говорит - да, ну что, полечим правильно. Полечим правильно, это значит, что ты должен открыть новую информацию, новые книжки почитать, сравнить все и обоснованно подойти сказать пациенту: у вас такое заболевание, оно может быть вылечено так-то и так, можно назначит то и то. По данным исследователей, если людей лечить от этого так-то, то они выздоравливают быстрее, мы вам предлагаем такое лечение, которое используется в мире. Если он согласен, мы назначаем препараты и видим через 5 дней значительное улучшение, а не так, если бы назначить по старинке.

Рина Васильева


Фразы доктора Воронцова, которые не вошли в интервью

- Как-то я потратил 60 тысяч рублей на книжки. Все деньги, заработанные ночными дежурствами и подработкой в магазинах на 3-6 курсах. Еще потратил на линзы, офтальмоскоп, чтобы в село не с пустыми руками приехать.

- Я диагност, я упорный, я найду или хотя бы постараюсь.

- Если пациент придет ко мне, то он может быть уверен, что никакая страшная патология не будет пропущена, и если я не знаю диагноз, я спать не буду ночами, пока не найду.

- Офтальмология - это не один учебник, это ежедневный труд над собой, с пациентами.

- Обязательно всем медикам надо учить английский. Это очень важно, и начинать читать книжки по профессии на английском, медицинскую литературу, вступать в сообщества по специальности, потому что когда ты один, ты думаешь, что знаешь все, а на самом деле ты отстал от того, что творится в мире.

- Ты работаешь с пациентами весь день, тебе постоянно задают вопросы, ты перерываешь горы информации, чтобы найти ответ, всё это выматывает к вечеру, но утром просыпаешься - и опять хочется идти на работу, потому что это интересно.

- Я загорелся офтальмологией в 20 лет и продолжаю ею гореть.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей