Управление по охране объектов культурного наследия Карелии не раскрывает имена экспертов, отказавших Аллее городов-побратимов в Петрозаводске в статусе достопримечательного места.
Спустя почти месяц после письменного обращения в Управление по охране объектов культурного наследия Карелии, я все-таки получил официальное разъяснение руководителя этого ведомства Юлии Алиповой, почему республиканские власти отказали Аллее городов-побратимов в Петрозаводске в придании ей статуса достопримечательного места. Напомню, этот статус и включение аллеи вместе с расположенной на ней скульптурной композицией "Дерево дружбы" в Перечень выявленных объектов культурного наследия республики позволили бы защитить памятный знак от демонтажа и переноса его с площади Кирова. Однако полученный ответ вызвал еще больше вопросов к карельским чиновникам, которые не назвали имен экспертов, не предоставили копий их заключений или протоколов совещаний, решивших судьбу "Дерева Дружбы".
То, что "Дерево Дружбы" снесут, для многих в Петрозаводске стало очевидно еще летом, когда городская администрация вопреки мнению Союза архитекторов Карелии и решениям нескольких публичных слушаний, определила Аллею городов-побратимов местом размещения стелы "Город воинской славы", которую в карельской столице не могут установить уже четыре года. Единственное, что могло предотвратить возведение типовой стелы на месте "Дерева дружбы", – обретение скульптурной композицией статуса объекта культурного наследия, который памятный знак так и не получил за четыре десятилетия своего существования. Самой подходящей формой для этого было бы официальное объявление аллеи "достопримечательным местом", тем более что фактически она давно им является, и оснований для такого статуса у нее, на мой взгляд, вполне хватает.
Знак дружбы городов-побратимов, вокруг которого сломано столько копий, появился на площади Кирова в июне 1978 года, когда Петрозаводск отмечал свое 275-летие. Металлический шар с гербами Нойбранденбурга, Варкауса, Ла-Рошели, Умео был установлен на главной площади карельской столицы как "символ мира и сотрудничества на земле". "Дерево Дружбы" изготовили на заводе "Петрозаводскмаш" по проекту архитектора Николая Овчинникова и известных в городе скульпторов Михаила Коппалева и Ченки Шуквани, а в торжественном открытии памятного знака принимали участие представители руководства Петрозаводска и его европейских побратимов.
Позднее – в 1986 году – рядом с "Деревом дружбы" посадили березовую аллею. Ее закладка была приурочена к проведению в Петрозаводске первой встречи представителей породненных городов Советского Союза и Швеции, которые приняли "Обращение к городам Европы" с призывом объединять усилия в борьбе против гонки ядерных вооружений и распространения ее на космос, за возврат международных отношений в русло мирного сотрудничества, доверия и разрядки. Участники встречи из Ленинграда и Гетеборга, Петрозаводска и Умео, Вологды и Тимро, Мурманска и Лулео, Волхова и Сундсвялля, Рустави и Кируны, Кандалакши и Питео, Мурманской области и губернии Норботтен, а также обществ дружбы "СССР – Швеция" и "Швеция – СССР" высадили молодые березы возле памятного знака городов-побратимов Петрозаводска.
Собственно, все эти факты были изложены мной в заявлении, которое я направил в конце июня в Управление по охране объектов культурного наследия Карелии с просьбой включить Аллею городов-побратимов вместе с памятным знаком "Дерево дружбы" в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. Согласно федеральному закону "Об объектах культурного наследия", управление должно было в течение 90 суток организовать работу по "установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия". Однако уже через месяц, после того, как республиканское ведомство зарегистрировало мое заявление, исполняющая обязанности начальника Управления по охране объектов культурного наследия Карелии Виктория Гуртова подписала приказ об отказе во включении аллеи в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ.
Никаких обоснований принятого республиканскими чиновниками решения в приказе не было, поэтому в начале августа я направил руководителю управления Юлии Алиповой новое обращение, в котором, в частности, говорилось следующее:
"Прошу указать, кем из специалистов и на каком основании был вынесен отказ в признании Аллеи городов-побратимов в Петрозаводске вновь выявленным объектом культурного наследия. Кроме того, прошу сообщить, какую работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, проводило управление в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия" (ФЗ-73) и кто из специалистов в области охраны объектов культурного наследия был для этого привлечен, а также предоставить мне копии их экспертных заключений".
Никаких копий экспертных заключений я так и не получил. В своем официальном ответе начальник Управления по охране объектов культурного наследия Карелии Юлия Алипова сообщила, что "для принятия решения в отношении заявленного объекта "Аллея городов-побратимов" управлением был организован сбор необходимых сведений и проведено рабочее совещание с участием членов Научно-экспертного совета по историко-культурному наследию Республики Карелия, в том числе двух аттестованных экспертов Минкультуры России, а также двух членов Союза архитекторов". Никаких фамилий "членов Научно-экспертного совета", "аттестованных экспертов Минкультуры России" и "двух членов Союза архитекторов" госпожа Алипова почему-то не указала, но, как утверждает чиновница, "по результатам изучения и анализа сведений об обстоятельствах и времени создания объекта участники совещания пришли к выводу, что по формальному признаку заявленный объект "Аллея городов-побратимов" не отвечает требованиям части 12 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ", регламентирующего порядок включения объектов культурного наследия в реестр – отдельные элементы, входящие в состав заявленного объекта, созданы в разное время – в 1978 году, 1986 году и 2011 году.
"Таким образом, – пишет Алипова. – с момента создания объекта в сложившемся составе прошло менее 40 лет. Кроме того, побратимские отношения Петрозаводска не являются законченным процессом, и, таким образом, о мемориальной ценности заявленного объекта говорить преждевременно".
Далее – еще интереснее:
"Территориально объект не связан с побратимскими отношениями г. Петрозаводска, и, таким образом, не отвечает понятиям "Объект культурного наследия" и "Достопримечательное место", – утверждает руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Карелии, которая как будто не обратила внимания на тот факт, что "Дерево Дружбы" было открыто в 1978 году как знак дружбы городов-побратимов Петрозаводска (выделено автором).
После всего перечисленного хотелось бы все-таки узнать имена тех "членов Научно-экспертного совета по историко-культурному наследию Республики Карелия", "аттестованных экспертов Минкультуры России" и "двух членов Союза архитекторов", которые участвовали в рабочем совещании, решившем судьбу Аллеи городов-побратимов. Особенно если учесть, что такие авторитетные специалисты в области архитектуры и градостроительства, как Елена и Сергей Ициксон, Ирина Гришина, Евгений Фролов и Евгений Таев, которые являются членами научно-экспертного совета, на это совещание приглашены не были.
Валерий Поташов
Фото автора
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание