Карелия перестала быть Карелией

Аналитика. Тема недели
10:16, 22 Марта 2018
фото: Николай Смирнов / "Столица на Онего"

Главный итог президентских выборов в нашей республике – полное размывание региональной политической идентичности. Мы теперь, как все.

Состоявшиеся 18 марта выборы президента России прошли при явке 67.5%. В Карелии показатель электоральной активности составил 57.2%. С одной стороны, возросший интерес к кампании можно только приветствовать. Шесть месяцев назад на выборах главы республики в голосовании приняли участие только 29.2% избирателей. Мартовские выборы продемонстрировали практически двукратное увеличение данного показателя.  Они в значительно большей степени выявили реальные политические настроения жителей региона.

С другой стороны, мы стали свидетелями использования технологий корпоративно-административного давления и даже принуждения к участию в выборах, появление которых фиксировалось ещё до дня голосования. Эффект от кампании по повышению явки, безусловно, был заметен: уже в интервалах с 8:00 до 10:00 и затем до 12:00 – избирательные участки были полны. Учитывая, что большой интриги на этих выборах не было изначально (что подтверждается отсутствием предусмотренного законом второго тура и почти семикратным электоральным преимуществом победителя), очереди  избирателей с самого утра – это довольно экзотичное явление.

Очевидно, что честными являются выборы, которые проводятся в условиях не только конкурентной, но и свободной кампании, с равными возможностями для участвующих кандидатов, а результаты голосования при свободном участии в нём позволяют с достоверностью определить реальную волю избирателей.

Признавая бесспорное формальное лидерство победившего кандидата, необходимо с сожалением констатировать, что результат был достигнут в ходе несвободной избирательной кампании. Реальная воля избирателей не была сформирована исключительно в результате абсолютно свободных действий.

Полномасштабный мобилизационный режим, притом организованный не столько самим кандидатом номер один и его региональным избирательным штабом, а местными администрациями, в некоторых случаях – в альянсе с городскими и районными партийными структурами "Единой России", фактически привёл к так называемому "нагону явки".

По сообщениям внепартийных наблюдателей, полученным Общественным штабом по наблюдению за выборами в Карелии, надлежит сделать вывод о том, что в день голосования каких-то явных случаев фальсификации, вроде вбросов, массовых каруселей и скупки избирательных бюллетеней не зафиксировано. Хотя, конечно, данный результат мониторинга должен рассматриваться как предварительный с дальнейшей проверкой по имеющимся видеозаписям.

Выявленные неточности и шероховатости в работе участковых избирательных комиссий практически всегда устранялись в "штатном режиме". Само же давление на административно зависимых избирателей применялось до дня голосования, и в указанном смысле 18 марта стоит определять лишь как своеобразный "общий калькулятор" голосов.

Основной итог сугубо политической составляющей президентской кампании в республике позиционируется в категориях практически полного размывания региональной политической идентичности. Карелия проголосовала так же, как десятки рядовых областей. Унифицированный результат нивелировал региональные особенности. И в рассматриваемом контексте Карелия перестала быть Карелией.

Результат действующего президента в большинстве российских регионов выглядит одинаково и колеблется в районе 70-75%. Нужных показателей достигли достаточно специфическими средствами, обнажившими всё большую механистичность современных выборов. По всей стране власти использовали одну и ту же схему мобилизации: явку обеспечивали в организациях и на предприятиях, которые либо принадлежат государству, либо связаны с региональными администрациями системой госконтрактной (бюджетной) зависимости, простым способом – голосовать звали директора или собственники, среди менеджеров среднего звена были определены ответственные за агитацию по явке. Они должны были информировать сотрудников, а потом мягко подталкивать их прийти и проголосовать.

Проведение рейтингового голосования по проектам формирования комфортной городской среды, организация невнятных лотерей и конкурсов, распродаж на участках – из той же серии. Конечно, можно заключить, что в муниципалитетах, где преобладает одно предприятие, примерно так и организуются выборы разного уровня уже много лет. Жители прекрасно знают, за кого голосовать (на региональных и муниципальных кампаниях), их приход на участок внимательно проконтролируют, но в ответ обеспечат вознаграждениями за беспокойство и лояльность.

Благодаря дню голосования 18 марта, эта система не только сделала публичными свои усилия по обеспечению явки среди зависимых избирателей, но и выхолостила то, что последние два десятилетия формировало ткань уникальных региональных особенностей – демократичности, европейскости, приграничности и в какой-то степени ершистости автономной Карелии. Теперь этих особенностей нет.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей