Много удовольствия, мало пользы

Аналитика. Капитал
09:50, 12 Февраля 2019
фото: roscongress.org

Инвестиционные форумы, конференции, семинары, деловые завтраки и обеды - всё это, конечно, очень здорово. А выхлоп – нулевой.

14-15 февраля карельская делегация примет участие в работе Российского инвестиционного форума в Сочи. Как сообщает официальный Интернет-портал Карелии, в состав делегации региона "под руководством главы Республики Карелия Артура Парфенчикова войдут члены правительства Республики Карелия, представители администрации Петрозаводского городского округа, министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия и АО "Корпорация развития Республики Карелия".

Сочинский форум два года назад стал первым "выездным" мероприятием для только что назначенного врио губернатора Артура Парфенчикова. Обратившись к материалам информационного сопровождения тогдашнего визита не менее представительной официальной делегации республики, можно объективно оценить, что удалось сделать из запланированного и обещанного, а что нет.

27 февраля 2017 года Артур Парфенчиков встретился с министром транспорта Российской Федерации Максимом Соколовым. "Встреча прошла в рамках работы российского инвестиционного форума в Сочи […] Темой обсуждения стал вопрос реконструкции пункта пропуска "Вяртсиля" на Российско-финляндской границе. Проект также включен в Федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года". В настоящий момент речь идет о его соответствии международному статусу и о модернизации железнодорожной инфраструктуры. Как рассказал Артур Парфенчиков, АО "Федеральная пассажирская компания" выразила заинтересованность в возобновлении международных пассажирских перевозок через пограничный переход".

Как известно, после того, как Соколов не был переназначен в новый состав российского правительства и не получил новую должность на госслужбе, в июне 2018 года он полностью ушёл из транспортной отрасли и стал членом совета директоров ПАО "Группа ЛСР", а в августе – генеральным директором.

Все обсуждавшиеся с ним вопросы самоустранились. В результате двойной корректировки ФЦП проект реконструкции пункта пропуска "Вяртсиля" был исключён из перечня мероприятий. По абсолютно неизвестной причине приоритет отдали проекту строительства международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Сювяоро" и таможенно-логистического терминала в Лахденпохском районе. При этом из технико-экономического обоснования МАПП "Сювяоро" следует, что в ближайшие годы в связи с недостаточной загруженностью уже существующих пунктов пропуска на российско-финляндской границе строительство нового экономически нецелесообразно. Неудивительно, что за два года найти частного инвестора, готового вложить в "Сювяоро" 7 млрд. рублей так и не удалось.

Ссылка Парфенчикова на то, что "Федеральная пассажирская компания" имеет заинтересованность в возобновлении международных железнодорожных пассажирских перевозок через Вяртсиля, не была ничем обоснована. Ни "РЖД", ни "ФПК" проекты развития маршрутов Петрозаводск – Вяртсиля – Йоэнсуу, Санкт-Петербург – Сортавала – Вяртсиля – Йоэнсуу не поддерживают. Запущенный в декабре 2012 года поезд сообщением Петрозаводск – Йоэнсуу в следующем году был отменён.

27 февраля 2017 года состоялась встреча врио главы Карелии Артура Парфенчикова с главой Карачаево-Черкесской республики Рашидом Темрезовым. "На встрече обсуждались вопросы развития сотрудничества между двумя республиками. Руководители регионов обсудили вопросы укрепления экономических связей […] Как пояснил Рашид Темрезов, с учетом активно развивающегося туристического кластера в регионе, особый интерес вызывают поставки из Карелии готовых деревянных конструкций для домостроения. По итогам встречи стороны договорились о визите делегации Карачаево-Черкесии в Карелию с целью знакомства с деревообрабатывающим производством. Также главы регионов выразили готовность подписать соглашение о сотрудничестве двух республик".

Действительно, летом 2017 года в Санкт-Петербурге между Карелией и Карачаево-Черкесией был подписан формальный договор о межрегиональном сотрудничестве. Однако визит делегации Карачаево-Черкесии в Карелию до настоящего времени не состоялся. На правительственном уровне соглашение о "поставках готовых деревянных конструкций для домостроения" подписано не было. Ни об одном значимом инвестиционном проекте с Карачаево-Черкессией, начатом к реализации в Карелии, СМИ республики не сообщали.

27 февраля 2017 года на Сочинском инвестиционном форуме подписано соглашение о сотрудничестве в сфере транспортного обслуживания между правительством Республики Карелия и правительством Вологодской области. В частности, оно предусматривало решение "задачи перевозки пассажиров авиатранспортом, вопросы пожарной безопасности и санавиации".

Естественно, от самого факта подписания соглашения регулярные авиационные рейсы между нашими регионами не появились. У республики нет своего собственного авиапредприятия. Базирующаяся в Череповце авиакомпания "Северсталь" ранее выполняла рейсы на Петрозаводск, но потом от них отказалась.

Интересно, что летом 2018 года правительство Карелии обращалось к авиапредприятию "Северсталь" с просьбой рассмотреть возможность выполнения рейсов по маршруту Петрозаводск – Симферополь, Петрозаводск – Сочи, но в этом было отказано. Как следует из официального сообщения, "в текущем (2018-ом) году технической возможности выполнения регулярных рейсов по указанным маршрутам у предприятия нет […] Одним из факторов, который может привлечь авиаперевозчика, является возможность софинансирования организации полетов по маршруту Петрозаводск-Симферополь из бюджета Республики Карелия наряду с федеральным финансированием". Однако, как известно, ни в 2018-ом, ни в наступившем 2019-ом году бюджетное софинансирование пассажирских авиаперевозок Законодательным собранием Карелии не поддержано.

28 февраля 2017 года на полях сочинского форума Артур Парфенчиков "встретился с президентом и председателем правления Сбербанка России Германом Грефом и председателем совета директоров АФК "Система" Владимиром Евтушенковым". На встрече делегации Карелии с руководством АФК "Система" обсуждался вопрос дальнейшего сотрудничества с правительством Карелии. Как заявил Владимир Евтушенков, компания "готова рассмотреть участие в инвестиционном проекте по реконструкции аэровокзального комплекса "Петрозаводск"".

Из многочисленных сообщений республиканских СМИ жители Карелии знают, что никакого частно-государственного инвестиционного проекта по реконструкции петрозаводского аэрокомплекса в настоящее время нет. Строительство объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Бесовец" осуществляется за счёт прямой субсидии из федерального бюджета (при условии частичного софинансирования из консолидированного бюджета Карелии). К нынешнему проекту АФК "Система" не имеет никакого отношения.

Что, как говорится, в сухом остатке? Какие достигнутые два года назад в Сочи договорённости превратились в обязательные в правовом отношении договоры, а если быть последовательным, то в уже реализованные проекты, эффект от которых сказался на развитии республиканской экономической системы?

Инвестиционные форумы, конференции, семинары, деловые завтраки и обеды. Всё это, конечно, очень здорово и, как правило, приятно для участников. Особенно если содержательной частью мероприятий занимаются профессионалы. Но необходимо помнить, что участие чиновников, особенно в формате многочисленной делегаций, это довольно ощутимые затраты из республиканского бюджета.

Кто-то назовёт это дорогостоящим удовольствием, кто-то – инвестицией и отложенными на время доходами. Объективный взгляд на участие карельской делегации в работе Российского инвестиционного форума-2017 свидетельствует, что пока, к сожалению, удовольствие остаётся очень дорогостоящим, а бюджетные инвестиции в будущее себя не окупают.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей