Почему люди начинают не доверять медиа – политолог Олег Реут размышляет о природе и эффективности телевизионной пропаганды.
Во время записи передачи на "ТНТ-Онего" ведущий Денис Базанков, реагируя на критический настрой в отношении эффективности экономической политики регионального правительства, справедливо заметил: "Но почему тогда на Первом канале говорят, что в стране всё хорошо?". Уверен, что на самом деле ответ ему хорошо известен. Первый канал российского телевидения как флагман большой пропагандистской машины уже давно оторвался от актуальной общественной повестки и конструирует свою собственную реальность.
С ней, однако, всё чаще происходят какие-то накладки и несуразности. Так, например, Первый канал был вынужден призвать, что в детском "Голосе" были сфальсифицированы результаты итогового голосования. Несмотря на некий откат назад, во время которого все финалисты песенного конкурса были объявлены победителями и получили заветные призы, проявился очень важный эффект – руководство канала продекларировало, что транслировало неправду.
Здесь, конечно, самое место перейти к теоретическим рассуждениям. Истина объективна и опирается на факты, правда субъективна – это факты, пропущенные через личное восприятие, правда у каждого своя. Современный телевизионный мир утверждает торжество именно правды. Ответственность за сказанное снимается. Любое высказывание априори признается мнением (факт или истина выносится за скобки), а критика этого мнения или, что хуже, псевдомнения (прямой лжи) называется травлей.
Можно нести любую чушь, не опасаясь, что тебе ответят и укажут на неправоту. Если ответят, стоит кричать: ущемляют мнение и свободу слова, и защитники обязательно найдутся. Провластной пропаганде такое увлечение правдой и отказ от критики крайне выгодны. Вот только жить в мире, где говорящий или пишущий не несёт ответственность за высказывание и кичится своими заблуждениями и ошибками, становится слишком сложно.
В усложнении общественных отношений нет ничего плохого. В какой-то степени - это даже благо. Вот только новая реальность предъявляет к аудитории новые требования. Ей надлежит разбираться в том, что есть факты, а что их многочисленные интерпретации. Со временем такая аудитория будет более критически мыслящей, разбирающейся. Сомнения со стороны такой аудитории уже сейчас вызывают бессильную злобу пропагандистов, которую они худо-бедно стараются замаскировать иронией и сарказмом, но с каждым разом получается всё равно как-то по-глупому.
Пропаганда как инструмент управления общественными настроениями известна много-много лет. Пропаганда далеко не обязательно является обманом, и даже не всегда является лживой. Её задача в другом – воздействовать на аудиторию таким образом, чтобы эта аудитория сформировала или изменила своё отношение к чему-либо.
Базовое отличие пропаганды от других видов фейков заключается в том, что она – полностью, на все сто процентов осознанная медиа-практика. Даже дезинформация может быть искренней – человек-коммуникатор может сам верить в ложь, и совершенно искренне её распространять. Манипуляция контекстом иногда может быть следствием заблуждений. Последнее россияне наблюдают сейчас, когда пропагандистская телемашина явно не понимает, как позиционировать недавно избранного украинского президента Владимира Зеленского. Что он вообще себе позволяет? Где предполагавшиеся бесчинства бандеровской хунты? Где кураторы-кукловоды из Вашингтона и Брюсселя?
Воспринимая пропаганду, часть аудитории находит в этих сообщениях что-то, чему хочется верить и следовать. Если эта часть становится статистически значимой – меняется и сама реальность. Негативной стороной этих процессов выступает кризис доверия. Люди начинают не доверять медиа, власти, а потом и разным сегментам самого общества. В таких обстоятельствах остаётся только надеяться, что аудитория рано или поздно начнёт строительство новых, более совершенных и устойчивых структур медиапотребления. И тут уж главное, чтобы Интернет не вырубили.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание