Национальные проекты вместо ФЦП

Аналитика. Капитал
14:05, 19 Ноября 2018
фото: duma.gov.ru

В рамках подготовки 100-летнего юбилея Карелии федеральным центром с высокой вероятностью будут реализованы всего два проекта, и оба – в Петрозаводске.

Уже на следующей неделе Государственная дума примет законопроект о федеральном бюджете в третьем, окончательном чтении. Как следует из находящейся в открытом доступе информации, законопроект "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не содержит прямой возможности предоставления государственных субсидий на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой (ФЦП) "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года".

Второе чтение

При рассмотрении проекта федерального бюджета основным считается второе чтение. На этой стадии к документу поступило 676 поправок, из которых 462 внесло правительство России. Депутаты Госдумы внесли 214 поправок.

Как подчеркнул Председатель Госдумы Вячеслав Володин, изменения нужны, чтобы "были реализованы национальные проекты, госпрограммы. От этих решений зависит и развитие страны, и повышение благосостояния наших граждан".


фото с сайта duma.gov.ru

Даже из этой цитаты следует, что в качестве безусловного приоритета и правительство, и парламент определяют инициированные российским президентом так называемые "национальные проекты". В прошлое уходят не только территориально ориентированные ФЦП, но и те целевые программы, которые выстраивались в строго отраслевой логике.

"Руководитель Министерства финансов на протяжении всего времени, которое мы работаем, принимает участие лично в рассмотрении законопроекта о бюджете, – сказал Володин. – Это отличает его от предшественников. Нам крайне важно, чтобы был такой прямой диалог с Министерством финансов, это позволяет рассматривать многие вопросы, которые ставят депутаты, исходя из проблем, которые возникают в регионах. Мы имеем возможность обратной связи".

Основные параметры

В соответствии с рассматриваемым документом, доходы федерального бюджета в 2019 году составят 19,969 трлн рублей, в 2020 году – 20,218 трлн рублей и в 2021 году – 20,978 трлн рублей.

Прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2019 году будет на уровне 8,298 трлн рублей, в 2020 году – 7,936 трлн рублей, в 2021 году – 8,018 трлн рублей.

В свою очередь, расходы в 2019 году предполагаются на уровне 18,037 трлн рублей, в 2020 году – 18,994 трлн рублей, в 2021 году – 20,026 трлн рублей.

Уровень инфляции в 2019 году не превысит 4,3%, в 2020 году – 3,8%, а в 2021 году – 4%.

Предельный объем Фонда развития на 2019 год планируется почти 437 млрд рублей, на 2020 год около 583 млрд рублей и на 2021 год – чуть менее 613 млрд рублей. Стоит напомнить, что Фонд развития формируется, начиная с федерального бюджета на следующий год. Средства Фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ РФ.

Региональный уровень

Представляя проект закона во втором чтении, Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что согласно постановлению Государственной Думы, принятом при рассмотрении документа в первом чтении, была поставлена задача обеспечить распределение средств на реализацию национальных проектов, а также целей и задач, поставленных Президентом РФ.


фото с сайта duma.gov.ru

Одна из целей – распределение субсидий регионам таким образом, чтобы субъекты, в том числе, "смогли увидеть себя в реализации национальных проектов".

"Между первым чтением, когда мы с вами принимали концепцию бюджета и утверждали основные его параметры, и вторым чтением проведена огромная работа Комитетом по бюджету и налогам, нашими профильными комитетами. И вы знаете, мы при принятии законопроекта в первом чтении изначально говорили с Правительством, что нам необходимо будет принять большое количество поправок, которые закрепляют финансирование постатейно", – сказал Вячеслав Володин.

В соответствии с поправками, на три года в рамках реализации национальных проектов предлагается выделить 5 трлн 693 млрд 154 млн рублей. Из них самые большие расходы пойдут на демографию – 1 трлн 588 млрд 295 млн рублей, на здравоохранение – 698 млрд рублей, образование — 362 млрд рублей, жилье и городскую среду – 318 млрд рублей, охрану окружающей среды – 278 млрд рублей.

ФЦП

Означает ли это, что начиная с 2019 года, прекращено финансирование всех Федеральных целевых программ? Оказывается, что нет. Отдельными строками бюджета предусмотрены государственные субсидии в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы", "Развитие единой государственной системы прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)".

Отдельное направление представляет собой закрепление и выделение субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. По данному направлению предусмотрены средства, направляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации "на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, и (или) предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства муниципальной собственности".

Стоило бы предположить, что теперь карельская ФЦП будет "зашита" именно в указанное выше направление … но тут проявляется некоторая закавыка. Дело в том, что, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2018 г. № 233 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"", главным заказчиком и распорядителем средств федерального бюджета на цели республиканской ФЦП является Министерство экономического развития РФ, а не Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.


фото с сайта duma.gov.ru

Именно федеральный Минэк определяет объёмы и источники финансирования ФЦП. Конечно, при условии предоставления Республикой Карелия гарантий обеспечения полного и своевременного финансирования мероприятий ФЦП, реализация которых осуществляется полностью или частично за счёт бюджетных и внебюджетных источников.

Резюме

Означает ли это закрытие ФЦП "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года"?  Говорить именно так было бы некорректно. Сама целевая программа не аннулирована. На софинансирование её некоторых мероприятий в 2019 году в консолидированном бюджете региона заложены определённые средства (сам бюджет пока не принят).

Есть надежда, что в рамках подготовки 100-летнего юбилея республики федеральным центром будут профинансированы хотя бы отдельные предложения. Однако с высокой вероятностью будут реализованы только два столичных проекта:

- Инфраструктурное обеспечение промышленной площадки на территории Петрозаводского городского округа, строительство сетей водопровода и канализации - 6,9 км, электрических сетей 10 кВ - 18,8 км, газопровода - 2 км;

- Реконструкция ул. Куйбышева от пр. Ленина до наб. Варкауса в г. Петрозаводске, 0,8 км.

Все остальные проекты, если и будут поддержаны, то только через финансирование мероприятий, входящих в другие федеральные программы или непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы. Изыщут Министерство экономического развития РФ и, например, Росавтодор бюджетные инвестиции – будут финансироваться проекты. Но абсолютно гарантированных федеральным бюджетом средств нет, и уже точно не будет.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей