Регионы готовят к несменяемой власти

Аналитика. Политкухня
15:48, 29 Сентября 2021
фото: ©Валерий Поташов/Столица на Онего

«Команда Парфенчикова» может рассчитывать в Карелии на долгую перспективу.

В конце сентября в Государственную Думу страны был внесен законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», авторами которого выступили два «единоросса» – сенатор Андрей Клишас и председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Законопроект снимает действующее ограничение для глав российских регионов занимать губернаторскую должность более двух сроков подряд, но при этом упраздняет само название «губернатор». По замыслу господ Клишаса и Крашенинникова, все руководители субъектов федерации должны именоваться «главами», однако регионы вправе устанавливать дополнительные названия своего высшего должностного лица – «с учетом исторических, национальных и иных традиций». При этом президент в стране останется только один – в российских республиках, округах и областях его быть не должно.

Примечательно, что и отрешить главу региона от должности по-прежнему сможет только президент страны, даже если избранному руководителю субъекта федерации выразит недоверие региональный парламент. Но сенатор Клишас и депутат Госдумы Крашенинников предложили расширить основания для досрочной отставки главы российского региона: если до сих пор одним из главных таких оснований являлась утрата президентского доверия, то в случае принятия «единороссовского» законопроекта региональный руководитель может потерять свой пост, если в течение месяца не отреагирует на объявленные президентом страны предупреждение или выговор и не устранит причин, которые послужили поводом для этого выговора. Прежде такие меры ответственности для губернаторов, как предупреждение и выговор, в российском законодательстве отсутствовали, и, скажем, небезызвестный выговор бывшему главе Карелии Александру Худилайнену за срыв сроков расселения аварийного жилья ничем особо президентскому назначенцу не грозил.    


Фото: kremlin.ru

Как считают некоторые политологи, появление очередной инициативы по изменению системы региональной власти в России вызвано необходимостью «обнуления» губернаторских сроков для мэра Москвы Сергея Собянина и руководителя Московской области Андрея Воробьева, полномочия которых по действующему законодательству истекают в 2023 году. В отличие от столичного региона в Карелии вопрос сохранения лояльного Кремлю руководителя субъекта федерации пока не стоит – нынешний глава Артур Парфенчиков занимает свою должность только первый срок, и, несмотря на то, что республику в следующем году ждут губернаторские выборы, реального конкурента ему со стороны парламентских и непарламентских партий сейчас попросту нет, а возможность самовыдвижения претендентов на этот пост, которая бы допускала участие в избирательной кампании независимых кандидатов, карельским законодательством не предусмотрена. К тому же, в Карелии нет необходимости изменения названия высшего должностного лица региона – он и так именуется «главой республики» на протяжении последних двух десятилетий.

Однако законопроект Клишаса-Крашенинникова, безусловно, затрагивает и Карелию, поскольку явно нацелен не только на то, чтобы помочь Собянину и Воробьеву остаться в руководстве Москвы и Подмосковья. Снятие ограничений на сроки исполнения губернаторских полномочий почти не оставляет регионам шансов на сменяемость власти – особенно в ситуации, когда половина или даже больше половины их населения отказывается от участия в выборах, а местное политическое поле зачищено от более или менее влиятельной оппозиции. В такой ситуации едва ли не единственным критерием для смены регионального руководства становится утрата президентского доверия, что еще больше усиливает зависимость российских губернаторов от Кремля: любой намек на самостоятельную политику может быть расценен в президентской администрации как проявление нелояльности – вне зависимости от того, как называется высшее должностное лицо субъекта федерации.


Фото © otr-online.ru

И даже если допустить приход к власти в какой-либо российской республике или области кандидата от оппозиции, законопроект Клишаса-Крашенинникова позволяет федеральному центру без особого труда контролировать политическую ситуацию в этом регионе. В случае необходимости президент страны всегда может объявить неугодному главе предупреждение или выговор, а спустя месяц – отрешить его от должности, воспользовавшись формальным поводом не устранения причин объявленного выговора. Для этого больше не нужны уголовные дела, как в истории с Никитой Белых в Кировской области или Сергеем Фургалом в Хабаровском крае.  

Очевидно, что вслед за установлением несменяемой власти на федеральном уровне Россия переходит к формированию такой власти в регионах. Причем, Карелия оказалась для этого одним из самых подготовленных субъектов федерации, несмотря на довольно высокую – по сравнению с другими областями – долю протестного голосования на последних выборах в Госдуму и республиканский парламент. Из-за слабых позиций парламентских и непарламентских партий и отсутствия независимых кандидатов «Единая Россия» вновь получила в Законодательном собрании Карелии большинство депутатских мандатов, что обеспечивает ей почти полный контроль за принятием важнейших региональных решений даже при победе на губернаторских выборах 2022 года кандидата от оппозиции. Но, как отмечалось выше, такой кандидат в республике сегодня вообще не просматривается, и одержавшая в сентябре победу «команда Парфенчикова» вполне может рассчитывать в Карелии на долгую перспективу.

Валерий Поташов   

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей