Группа компаний «РКС-Петрозаводск» намерена привлечь инфраструктурный кредит из федерального фонда ЖКХ на модернизацию очистных сооружений в столице Карелии.
«РКС-Петрозаводск» планирует получить более 600 млн рублей в виде инфраструктурного кредита, выдача которого будет осуществлена через инфраструктурный Фонд ЖКХ. Средства компания планирует направить на реконструкцию четвертого блока петрозаводских водоочистных сооружений. Об этом «Столице на Онего» сообщила директор по экономике и финансам группы компаний «РКС-Петрозаводск» Ольга Никитина.
Также инфраструктурные бюджетные кредиты возможны к привлечению и Республикой Карелия. Регион планирует взять более миллиарда рублей из федеральной казны на реализацию коммунальных инфраструктурных проектов, в частности, для возможного создания коммунальной инфраструктуры новым жилым домам для расселения аварийного фонда.
Как сообщила Ольга Никитина, правительство РФ предоставляет федеральные инфраструктурные кредиты под низкие проценты на длительный срок, что делает их более выгодными, нежели стандартные банковские продукты.
О том, что такое инфраструктурный кредит и зачем он нужен коммунальщикам и карельскому правительству, рассказала директор по экономике и финансам группы компаний «РКС-Петрозаводск» Ольга Никитина.
Что такое инфраструктурные кредиты и чем они важны компании «РКС»?
— В этом году правительство Российской Федерации разработало новое инфраструктурное меню, которое включает в себя программы льготного финансирования за счет бюджетных федеральных денег. Оно включает в себя и льготные займы, и льготные бюджетные кредиты, которые выдаются субъекту Федерации, то есть Республике Карелия, и льготные кредиты через Фонд ЖКХ, которые выдаются непосредственно тем заявителям (ресурсоснабжающим или строительным компаниям), которые будут реализовывать проекты.
Для чего вообще это все создано: мы понимаем, что сейчас стоит остро вопрос о том, что необходимо обновлять инфраструктуру городов и поселков, будь то социальная инфраструктура — школы, детские сады, больницы, строительство автомобильных дорог или коммунальной инфраструктуры, строительство новых жилых домов. В том числе и по различным программам — расселения аварийного жилья или комплексного развития территории. То есть достаточно много различных программ. Почему это хороший механизм и инструмент: эти инфраструктурные бюджетные кредиты и займы стоят очень дешево, под три процента годовых. Если это сравнивать со ставками на банковском рынке, то сейчас стоимость кредитов для крупных компаний составляет 8-10% годовых на срок 2-3 года. Плюс мы сейчас понимаем, что банковское кредитование в любом случае будет дорожать в ближайшей перспективе, потому что сейчас политика Центробанка заключается в повышении ключевой ставки. Например, на последнем заседании Центрального банка ключевую ставку опять подняли до 6,5% годовых. Соответственно, мы в какой-то ближайшей перспективе и как обычные потребители, и как юридические лица получим удорожание банковских продуктов.
Какие инфраструктурные проекты вы намерены реализовать на полученный кредит?
Мы рассматриваем прямые льготные инфраструктурные кредиты на реконструкцию четвертого блока водоочистных сооружений на набережной Варкауса. Мы завершили в этом году стадию проектирования. Стоимость проекта сейчас 900 млн рублей. Из них работы по проекту на сумму порядка 270 млн рублей в настоящий момент включены в инвестиционную программу до 2025 года. Но для полной реализации проекта необходимо привлечение прочих источников финансирования. Соответственно, для того, чтобы его полностью реализовать, как только будет открыто инфраструктурное финансирование, мы планируем поучаствовать со своим проектом в привлечении такого льготного кредита. Тогда мы сможем привлечь долгосрочный кредит на 15-20 лет и ставкой 3-3,5% годовых, что позволит удешевить проект для потребителей. То есть возврат будет идти поэтапно в течение 15-20 лет, но при этом позволит получить реконструированные очистные сооружения в ближайшие несколько лет.
Второе направление, которое рассматривается, это участие Республики Карелия в бюджетных инфраструктурных кредитах на создание коммунальной инфраструктуры под расселение аварийного жилого фонда. Один из возможных проектов, которые мы сейчас обсуждаем, — это так называемая реновация двухэтажного жилого фонда Октябрьского района. Соответственно, для того, чтобы построить там жилые дома, которые уже будут строиться, конечно, не двухэтажными, а более высокой этажности, а соответственно и большего количества квартир, необходимо обновлять коммунальную инфраструктуру. Те трубы, которые проложены к деревянным домам, — водопроводные, канализационные, тепловые — не подойдут к новым домам, которые будут потреблять гораздо больше ресурсов. Поэтому, если проект будет одобрен, то строительство инженерных сетей можно будет реализовать за счет льготного бюджетного инфраструктурного финансирования. Источником финансирования будут долгосрочные федеральные бюджетные кредиты. «Длинные», дешевые деньги, которые можно эффективно использовать.
В чем эффективность для республики: во-первых, будет развиваться строительная отрасль, а это налоговые поступления. Соответственно, решаются социальные проблемы в том числе с расселением аварийного жилья.
Ну и в любом случае, это продажа новых жилых метров, которые должны быть дешевле, чем обычное коммерческое жилье, потому что фактически в его стоимость не будет входить стоимость подключения к инженерным коммуникациям.
На самом деле, возможности для участия в программе инфраструктурного финансирования могут не ограничиваться проектами по расселению аварийного жилья. Это могут быть и проекты по обеспечению инфраструктурой земельных участков, которые выдаются под строительство жилья многодетным семьям.
Какой размер кредита потребуется на создание коммунальной инфраструктуры для строительства нового жилья?
В целом по программе инфраструктурного кредитования на Карелию выделен лимит — 1 млрд 200 млн рублей на проекты. Таким образом, эти средства республика может использовать на те проекты, которые будут проходить по этим критериям. Все проекты будут рассматривать правительственная комиссия и Минстрой России.
Когда эти кредиты будут привлекаться? В каком статусе сейчас работа?
В конце июля 2021 года вышли все первые нормативные документы: порядок и правила отбора проектов для инфраструктурного финансирования. Республика Карелия должна до 01 октября 2021 года подать заявку по проектам на инфраструктурное кредитование. Сейчас Минстрой РК провел уже несколько рабочих совещаний по обсуждению этих проектов и формированию заявки от Карелии. В случае согласования проекта или нескольких проектов в течение 2022–2024 годов они должны быть профинансированы и реализованы.
В чем может быть интерес простого потребителя в том, что ваша организация получит инфраструктурный кредит и приступит к реализации проектов?
Наша деятельность как коммунальных предприятий подлежит тарифному регулированию. Мы ограничены предельным ростом тарифа для граждан. Нашей задачей является сохранения баланса интересов потребителя с одной стороны, выраженной в ценовой и технической доступности к коммунальным ресурсам, и в то же время сохранению надежности поставки данного ресурса. Стоимость коммунальных ресурсов фактически состоит из затрат, которые также ежегодно растут. Например, 60-70 процентов всех годовых затрат — это фонд оплаты труда персонала, затраты на эксплуатацию и ремонт коммунальных объектов, уплата налогов и социальных отчислений. Мы — социально ориентированное предприятие у нас нет никаких «серых» схем с точки зрения налогообложения, выплаты заработной платы и начисления и оплаты социальных взносов. Поэтому это достаточно большая нагрузка с точки зрения социальных отчислений, налоговых — НДС, НДФЛ, налога на прибыль. Затраты на материалы, ремонты, выполнение инвестиционных программ и покупка основных средств, которые состоят на 80% из стоимости материалов. Стоимость материалов у нас растет по факту прошлых лет выше, чем ИПЦ (индекс потребительских цен — ред.). В этом году стоимость металла увеличилась уже более, чем в 2 раза. Дорожают комплектующие к оборудованию.
Поэтому, мы понимаем что с одной стороны, мы ограничены четырьмя процентами роста стоимости наших услуг; с другой стороны, внутри наши затраты растут выше, чем четыре процента. И для того, чтобы нам быть эффективными, нам постоянно нужно находить мероприятия по снижению и оптимизации наших затрат. Для того, чтобы получить средства для реализации инвестиционных программ и дальше вкладывать их в перекладку сетей, модернизацию оборудования. Вот эти инфраструктурные кредиты нам дают возможность эффективно использовать вложения и деньги.
Мы, например, в позапрошлом году автоматизировали работу всех котельных города Петрозаводска, теперь они работают без персонала и управляются из централизованной диспетчерской. Финансирование данного мероприятия мы осуществляли за счет собственных средств с привлечением рыночного кредитного финансирования.
А вот если бы два года назад был такой механизм льготного кредитования, то реализация данного проекта была бы еще более эффективной. Моя задача, как финансового директора найти «дешевое» финансирование. Сейчас, наши кредитные продукты 8,5% — это та стоимость денег, которые мы берем у банков. Если это будет 3%, конечно, будет хорошая экономия.
Условно, освободилось 3 млн рублей с банковских кредитов. Мы эти 3 млн рублей направим на дальнейшее развитие производства для того, чтобы в будущем также получить эффект.
Это все позволяет, во-первых, предприятию работать эффективно с прибылью, а, следовательно, платить налоги — это плюс и для города, и для республики, и для непосредственно жителей Петрозаводска. Мы — один из крупнейших налогоплательщиков. И, соответственно, наши средства налоговых отчислений через бюджет и межбюджетные отношения между городским и республиканским бюджетами также направляются на содержание городской инфраструктуры, городских социальных учреждений, детских садов, школ. Нашими компаниями ежегодно уплачивается более 500 млн руб. налогов.
Для потребителя это, наверно, достаточно сложно, и не видна эта «цепочка», но вот это бюджетное инфраструктурное финансирование фактически при правильном использовании дает эффективность в целом работы всего города и республики.