У озера

Аналитика. Обществоведение
16:13, 15 Июня 2021
фото: © из фотоархива Бориса Семенова
Загрузка...

В советские времена Онежское озеро в Карелии дарило красоту и гордость за родной край, давало многим работу и достаток, возможности досуга и путешествий.

Онежское озеро — главная, уникальная достопримечательность Петрозаводска. Много раз наблюдал, как гости, не видевшие большой воды, с ошеломленным восторгом вглядываются в онежский горизонт на берегу в Петрозаводске, а потом по-детски не скрывают впечатлений по пути в Кижи: «Это же море! Море!».


Рейс из Зимника и Бараньего Берега прибывает в Петрозаводск. Из фотоархива Бориса Семенова.

Я родился, жил, живу у большого озера, и считаю, что в этом мне повезло. Сколько помню себя, помню Онежское озеро. С начала по конец навигации наша семья ездила на теплоходе на дачу в Зимник, и дача была у озера. Зимой мы катались на санках с большой горки в створе улицы Титова, где сейчас лестница, и ходили в походы по зимнику — ледяной дороге в Зимник. Я помню деревянные пассажирские причалы с большими деревянными ангарами и времена, когда не было здания Речного вокзала, памятника Петра Первому рядом с ним и других скульптур вдоль набережной, а сама набережная не была одета камнем. Там, где берег был пологий, можно было подойти к воде с большущими валунами.    


Пассажирские теплоходы на стапелях в порту. Из фотоархива Бориса Семенова.

Цены не «кусались», и рейсов хватало

На Зимник и Бараний Берег ходили колоритные небольшие теплоходы с необычными названиями «Ом-344» и «Днепро-Буг», а родители, бабушки и дедушки вспоминали «Джамбул». Его мы никогда не видели. Со временем на линию вышли «Беломорье» и «Московский-2» нового поколения судов.

Билет до Зимника или Бараньего Берега стоил недорого. Взрослый, помнится, 20 копеек, детский дешевле. Однажды, путешествуя по детскому билету, я загляделся на палубе на добродушного песика, тоже пассажира, а тот взял и сжевал мой билет. Меня это сильно напугало: как же теперь без билета?! Билеты проверяли на выходе из теплохода. Родители меня успокоили, и я продолжил путешествие с новым билетом. А представьте, если сейчас пропадут билеты в Кижи? Песик съест или унесет ветром? Страшно представить… 




Так швартовались пассажирские теплоходы. Из фотоархива Бориса Семенова.
Так вот, билет стоил 20 копеек: стоимость буханки хлеба или стаканчика пломбира. Рейсов было достаточно: в будни утром, днем и вечером, а в выходные «Беломорье» и «Московский» курсировали поочередно весь день, пассажиров было тоже достаточно. На дачу обычно уезжали вечером в пятницу, а возвращались вечером в воскресенье.

Дачи у нас давно нет, в Зимнике и на Бараньем Берегу нет старых добрых причалов, и водного транспорта туда тоже нет.

Бывали поездки и подальше. В советское время стоимость поездки в Кижи не «кусалась», как сейчас, и мне не раз доводилось там бывать — в своей компании или с гостями Карелии. На белоснежной «Комете» я отправился в свою первую редакционную командировку, в Заонежье, в сентябре 1986 года, вместе с легендарным человеком — фоторепортером редакции газеты «Неувосто-Карьяла», кавалером Ордена Славы двух степеней Виктором Васильевичем Трошевым. Скоростные «Кометы» и «Метеоры» обеспечивали удобное, скорое, недорогое сообщение с Заонежьем и Пудожским районом, возили туристов в Кижи.


На ремонтно-эксплуатационной базе флота в Пиндушах. Из фотоархива Бориса Семенова.

При нынешних «кижских» ценах хорошенько подумаешь, куда поехать на экскурсию всей семьей: в Кижи или, например, в Санкт-Петербург. Что посмотреть, где побывать, как провести время, где поесть и передохнуть — с этим в Питере получше будет.  

Предвижу возражения друзей «невидимой руки рынка»: пассажирские перевозки были убыточными, цены на билеты дотационными. Да, при СССР одно компенсировалось другим, в интересах людей, в этом случае пассажиров и туристов. Так неправильно? А как тогда правильно?  

Как провожали теплоходы

Встреча и проводы больших туристических теплоходов — примета Петрозаводска времен СССР. Среди жителей Карелии были популярны путешествия на теплоходах Беломорско-Онежского пароходства «К. Э. Циолковский», возрастом постарше, и «Михаил Ломоносов» — современный и размером побольше. По воде попадали на Волгу, ходили до Астрахани, посещая города на Волжских берегах. Отправление теплохода было событием, сродни празднику. Пассажиры поднимаются по трапу, машут рукой с палубы, а причал переполнен провожающими. Отдать швартовы, гудок, в плавание!


Туристический теплоход К.Э, Циолковский перед отправлением в плаванье. Из фотоархива Бориса Семенова.

А в Петрозаводске почти ежедневно встречали такие же большие туристические суда из других европейских регионов страны. Иногда их стояло по три на причале в пассажирском порту, а в городе тут и там можно было увидеть туристические группы в сопровождении экскурсоводов. Петрозаводск по праву называли портом пяти морей. Водные артерии соединяли регионы и объединяли людей огромной страны — Союза ССР.

Не раз, планируя летний отпуск, мои родители обсуждали поездку по Волге. Но всякий раз выбирали что-то другое. Мы ездили в Крым, Эстонию, Болгарию, Венгрию, папа побывал на Кубе, но проплыть по Волге, выйдя из Петрозаводска, не довелось, и, похоже, не доведется. Пассажирских теплоходов, таких как «К. Э. Циолковский» и «Ломоносова» в свое время, у Карелии больше нет. Все распродали «эффективные менеджеры».


Теплоход К.Э.Циолковский отправляется в плавание. Из фотоархива Бориса Семенова.

Википедия сообщает: «В 1992 году руководство пароходства получило в германском банке KFW кредит в объёме 140 млн немецких марок для строительства 15 новых и реконструкции семи старых судов. Кредит отрабатывался 32 судами БОП под германским менеджментом, однако в течение пяти лет пароходство было вынуждено продать 74 судна для погашения долга». Только вдумайтесь в эти слова! 


Пассажиры туристического теплохода К.Э. Циолковский перед отправлением в путешествие. Из фотоархива Бориса Семенова.

Основанное в предвоенном 1940 году, Беломорско-Онежское пароходство входило в число ведущих предприятий Советской Карелии. Наряду с пассажирскими перевозками, суда БОП осуществляли огромный объем грузовых перевозок. В 1965 года в пароходстве начались перевозки экспортно-импортных грузов в смешанных плаваниях «река-море» за границу.

У многих наших сверстников в БОП работали родители или другие родственники. В школе, во дворе, на УПК были ребята из семей водников — рабочих и инженерно-технических работников Б. П. Например, всю школу нашим одноклассником был Дмитрий Васильев, а Митин папа Евгений Олегович проработал начальником пароходства с 1970 по 1987 год. Именем «Евгений Васильев» названо лоцмейстерское судно.


Работники водного транспорта. Из фотоархива Бориса Семенова.

…Ближе к зиме навигация заканчивалась, на озере не было больше судов, а потом озеро покрывал лед. Зимой на льду, особенно в выходные, виднелись многочисленные фигурки лыжников и рыбаков на подледном лове. В конце зимы на льду Петрозаводской губы проходили ежегодные массовые лыжные праздники — «Онежские страты». 


В Соломенном. Из фотоархива Бориса Семенова.

Онежское озеро щедро делится с людьми своим богатством. Озеро дарило красоту и гордость за родной край, давало многим работу и достаток, возможности досуга и путешествий. Онежская краса вечная — была и будет: до Кижских церквей, при нас, и после нас. С достатком и возможностями оказалось посложнее.


Парад Морского клуба ДОСААФ в 1977 году. Каменной набережной еще нет. Из фотоархива Бориса Семенова.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Os
2021-06-19 15:30:07
Транспорт был намного более развит в СССР потому что не так важна была прибыль от него. Даже на некоторых небольших озерах были пассажирские водные линии. Нынешний строй существует уже больше половины времени существования СССР, но несмотря на технический прогресс, самолетов ежедневных из Петрозаводска в Калевалу не появилось, да и новых быстроходных пассажирских судов на Онего тоже.
Андрей
2021-06-18 18:50:57
СССР? - Никогда больше!
Тимофей
2021-06-16 09:40:28
Обидно . всю инфраструктуру и флот развалили . так ничего и не создав в замен . Тридцать лет в развитии ПТЗ просто потеряны .
Татьяна Самченко
2021-06-16 09:22:10
Мне 59 лет, но я н за какие деньги не хотела бы вернуться в СССР!
Гость
Выбор читателей

Чтиво

30.07.2021 11:53
Без политики
Жители Петрозаводска хотят установить в городе памятник Олегу Далю на месте съемок советской драмы «Отпуск в сентябре».