У озера

Аналитика. Обществоведение
16:13, 15 Июня 2021
фото: © из фотоархива Бориса Семенова

В советские времена Онежское озеро в Карелии дарило красоту и гордость за родной край, давало многим работу и достаток, возможности досуга и путешествий.

Онежское озеро — главная, уникальная достопримечательность Петрозаводска. Много раз наблюдал, как гости, не видевшие большой воды, с ошеломленным восторгом вглядываются в онежский горизонт на берегу в Петрозаводске, а потом по-детски не скрывают впечатлений по пути в Кижи: «Это же море! Море!».


Рейс из Зимника и Бараньего Берега прибывает в Петрозаводск. Из фотоархива Бориса Семенова.

Я родился, жил, живу у большого озера, и считаю, что в этом мне повезло. Сколько помню себя, помню Онежское озеро. С начала по конец навигации наша семья ездила на теплоходе на дачу в Зимник, и дача была у озера. Зимой мы катались на санках с большой горки в створе улицы Титова, где сейчас лестница, и ходили в походы по зимнику — ледяной дороге в Зимник. Я помню деревянные пассажирские причалы с большими деревянными ангарами и времена, когда не было здания Речного вокзала, памятника Петра Первому рядом с ним и других скульптур вдоль набережной, а сама набережная не была одета камнем. Там, где берег был пологий, можно было подойти к воде с большущими валунами.    


Пассажирские теплоходы на стапелях в порту. Из фотоархива Бориса Семенова.

Цены не «кусались», и рейсов хватало

На Зимник и Бараний Берег ходили колоритные небольшие теплоходы с необычными названиями «Ом-344» и «Днепро-Буг», а родители, бабушки и дедушки вспоминали «Джамбул». Его мы никогда не видели. Со временем на линию вышли «Беломорье» и «Московский-2» нового поколения судов.

Билет до Зимника или Бараньего Берега стоил недорого. Взрослый, помнится, 20 копеек, детский дешевле. Однажды, путешествуя по детскому билету, я загляделся на палубе на добродушного песика, тоже пассажира, а тот взял и сжевал мой билет. Меня это сильно напугало: как же теперь без билета?! Билеты проверяли на выходе из теплохода. Родители меня успокоили, и я продолжил путешествие с новым билетом. А представьте, если сейчас пропадут билеты в Кижи? Песик съест или унесет ветром? Страшно представить… 




Так швартовались пассажирские теплоходы. Из фотоархива Бориса Семенова.
Так вот, билет стоил 20 копеек: стоимость буханки хлеба или стаканчика пломбира. Рейсов было достаточно: в будни утром, днем и вечером, а в выходные «Беломорье» и «Московский» курсировали поочередно весь день, пассажиров было тоже достаточно. На дачу обычно уезжали вечером в пятницу, а возвращались вечером в воскресенье.

Дачи у нас давно нет, в Зимнике и на Бараньем Берегу нет старых добрых причалов, и водного транспорта туда тоже нет.

Бывали поездки и подальше. В советское время стоимость поездки в Кижи не «кусалась», как сейчас, и мне не раз доводилось там бывать — в своей компании или с гостями Карелии. На белоснежной «Комете» я отправился в свою первую редакционную командировку, в Заонежье, в сентябре 1986 года, вместе с легендарным человеком — фоторепортером редакции газеты «Неувосто-Карьяла», кавалером Ордена Славы двух степеней Виктором Васильевичем Трошевым. Скоростные «Кометы» и «Метеоры» обеспечивали удобное, скорое, недорогое сообщение с Заонежьем и Пудожским районом, возили туристов в Кижи.


На ремонтно-эксплуатационной базе флота в Пиндушах. Из фотоархива Бориса Семенова.

При нынешних «кижских» ценах хорошенько подумаешь, куда поехать на экскурсию всей семьей: в Кижи или, например, в Санкт-Петербург. Что посмотреть, где побывать, как провести время, где поесть и передохнуть — с этим в Питере получше будет.  

Предвижу возражения друзей «невидимой руки рынка»: пассажирские перевозки были убыточными, цены на билеты дотационными. Да, при СССР одно компенсировалось другим, в интересах людей, в этом случае пассажиров и туристов. Так неправильно? А как тогда правильно?  

Как провожали теплоходы

Встреча и проводы больших туристических теплоходов — примета Петрозаводска времен СССР. Среди жителей Карелии были популярны путешествия на теплоходах Беломорско-Онежского пароходства «К. Э. Циолковский», возрастом постарше, и «Михаил Ломоносов» — современный и размером побольше. По воде попадали на Волгу, ходили до Астрахани, посещая города на Волжских берегах. Отправление теплохода было событием, сродни празднику. Пассажиры поднимаются по трапу, машут рукой с палубы, а причал переполнен провожающими. Отдать швартовы, гудок, в плавание!


Туристический теплоход К.Э, Циолковский перед отправлением в плаванье. Из фотоархива Бориса Семенова.

А в Петрозаводске почти ежедневно встречали такие же большие туристические суда из других европейских регионов страны. Иногда их стояло по три на причале в пассажирском порту, а в городе тут и там можно было увидеть туристические группы в сопровождении экскурсоводов. Петрозаводск по праву называли портом пяти морей. Водные артерии соединяли регионы и объединяли людей огромной страны — Союза ССР.

Не раз, планируя летний отпуск, мои родители обсуждали поездку по Волге. Но всякий раз выбирали что-то другое. Мы ездили в Крым, Эстонию, Болгарию, Венгрию, папа побывал на Кубе, но проплыть по Волге, выйдя из Петрозаводска, не довелось, и, похоже, не доведется. Пассажирских теплоходов, таких как «К. Э. Циолковский» и «Ломоносова» в свое время, у Карелии больше нет. Все распродали «эффективные менеджеры».


Теплоход К.Э.Циолковский отправляется в плавание. Из фотоархива Бориса Семенова.

Википедия сообщает: «В 1992 году руководство пароходства получило в германском банке KFW кредит в объёме 140 млн немецких марок для строительства 15 новых и реконструкции семи старых судов. Кредит отрабатывался 32 судами БОП под германским менеджментом, однако в течение пяти лет пароходство было вынуждено продать 74 судна для погашения долга». Только вдумайтесь в эти слова! 


Пассажиры туристического теплохода К.Э. Циолковский перед отправлением в путешествие. Из фотоархива Бориса Семенова.

Основанное в предвоенном 1940 году, Беломорско-Онежское пароходство входило в число ведущих предприятий Советской Карелии. Наряду с пассажирскими перевозками, суда БОП осуществляли огромный объем грузовых перевозок. В 1965 года в пароходстве начались перевозки экспортно-импортных грузов в смешанных плаваниях «река-море» за границу.

У многих наших сверстников в БОП работали родители или другие родственники. В школе, во дворе, на УПК были ребята из семей водников — рабочих и инженерно-технических работников Б. П. Например, всю школу нашим одноклассником был Дмитрий Васильев, а Митин папа Евгений Олегович проработал начальником пароходства с 1970 по 1987 год. Именем «Евгений Васильев» названо лоцмейстерское судно.


Работники водного транспорта. Из фотоархива Бориса Семенова.

…Ближе к зиме навигация заканчивалась, на озере не было больше судов, а потом озеро покрывал лед. Зимой на льду, особенно в выходные, виднелись многочисленные фигурки лыжников и рыбаков на подледном лове. В конце зимы на льду Петрозаводской губы проходили ежегодные массовые лыжные праздники — «Онежские страты». 


В Соломенном. Из фотоархива Бориса Семенова.

Онежское озеро щедро делится с людьми своим богатством. Озеро дарило красоту и гордость за родной край, давало многим работу и достаток, возможности досуга и путешествий. Онежская краса вечная — была и будет: до Кижских церквей, при нас, и после нас. С достатком и возможностями оказалось посложнее.


Парад Морского клуба ДОСААФ в 1977 году. Каменной набережной еще нет. Из фотоархива Бориса Семенова.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей