На какие театры готов тратиться глава республики?
|
О том, что нынешний глава республики Андрей Нелидов не чужой человек для музыки, знают многие. По интернету "гуляют" несколько его аудиозаписей. Кому-то нравится эмоциональное исполнение губернатором хита группы "Ноль" "Человек и кошка", людей постарше не оставляет равнодушным его "И Ленин такой молодой". А вот оперное искусство явно не входит в список пристрастий Андрея Витальевича. Об этом он рассказал членам Совета старшего поколения, представители которого обсудили за чашкой чая с главой республики интересующие их проблемы.
- Не понимаю я ничего в оперном искусстве, - поделился с пенсионерами Андрей Нелидов. – Бог не дал, ведь в лесу опер не слушают. На фестивале в городе Савонлинна я мужественно боролся со сном. Спас от оперы антракт.
Не разбираясь в тонкостях одного из жанров музыкально-драматического искусства, глава республики, вынужденный считать бюджетные деньги, прекрасно понимает, во сколько Карелии обходится содержание Музыкального театра и его собратьев. По словам Нелидова, четыре театра обходятся Карелии в 130 миллионов рублей в год.
- Эта цифра меня сразила насмерть, - сказал Андрей Витальевич на встрече с Советом старшего поколения. – На эти деньги каждый год можно строить 5-6 детских садов!
![]() |
Андрей Нелидов |
- Каждая постановка Музыкального театра стоит полмиллиона долларов, - подсчитал глава республики. – Для 15 спектаклей потребуется 7 миллионов. За эти деньги к нам в течение 10 лет будут ездить солисты Ла Скала, жители Петрозаводска будут слушать звезд мирового масштаба! Так что лучше: иметь свой театр, или целый набор оперных звезд?! Подтянем еще пояса или решим что-то изменить в плане финансирования театров?
Никаких революций в карельском театральном мире Андрей Нелидов пока проводить не намерен. Советуясь с представителями старшего поколения, он заявил, что Национальный театр в Карелии будет сохранен, но своей сценой он вполне может поделиться Театром драмы. Театр кукол, по мнению губернатора, - это вообще святое, у детей должен быть свой театр.
- Отрадно, что Петрозаводск – это центр духовной культуры, - сказал глава республики. – Будем советоваться с экспертами, что нам делать дальше. Но театры стоят очень дорого…
Наталья Соколова
P.S. После публикации материала, вызвавшего бурное обсуждение наших читателей, руководство Музыкального театра решило высказать свою позицию по данному вопросу. "Столица на Онего" с удовольствием предоставляет "трибуну" директору театра Елена Ларионовой.
Елена Ларионова: "Театры достойны того, чтобы о них спорили"
Отрадно, что театры Карелии становятся предметом внимания прессы и правительства. Не так часто выпадает удача, когда глава республики посвящает свою речь такому зыбкому предмету как театральное искусство. (Вот стоматологии, например, не повезло). Но если серьезно - да, театры достойны того, чтобы о них говорили, о них спорили, обсуждали на самом высоком уровне. Очевидно, что привлекательность региона для развития бизнеса, для жителей прямо пропорциональна состоянию культуры, градусу культурной жизни. В этом смысле Петрозаводску и Карелии повезло: замечательные музеи с уникальными коллекциями, своеобразие национальной культуры, профессиональное театральное искусство.
Наши театры сегодня знают далеко за пределами Карелии. Например, каждая премьера Музыкального театра собирает столичных критиков, а в столице по приезде не требуется пространных объяснений при знакомстве, что ты из Карелии, а не из Кореи, что Петрозаводск - это столица республики. Карельское профессиональное искусство давно обозначило себя на культурных пространствах нашей Родины, причем не только тремя «Золотыми Масками». Нашу культуру знают и за пределами страны. (Когда фильм о нашей постановке «Ромео и Джульетты» приезжает снимать французский телеканал – это ли не прямое свидетельство тому?) А капризный турист, чьи потоки мы собираемся наращивать, чем будет любоваться? доской карельской? щебнем? В общем, тезис, что именно культура Карелии с ее профессиональным искусством, музеями, театрами делает Карелию узнаваемой, привлекательной и уникальной, не требует доказательств.
Да, конечно, оперное искусство не «самое демократическое искусство в мире», оно требует подготовленного зрителя, понимающего театральный язык, и не каждому удается проникнуть в этот мир с первого посещения театра. Но Карелии в этом смысле опять повезло: есть Театр кукол, который начинает приучать к искусству буквально с пеленок (опыт постановок для детей от 1 года уникален и по плечу далеко не каждому театру). У нас есть музыкальные школы, училище, консерватория. В общем, очень большая подготовленная аудитория. Только за 2010 года Музыкальный театр посетило более 30 тысяч зрителей – это каждый девятый житель Петрозаводска. То ли оперное искусство не такое уж элитарное, то ли жители сплошь эстеты. А может, надо просто попробовать, а там и войдешь во вкус и откроешь для себя еще одну радость в жизни. Ведь, театральный опыт – это опыт радости. Не бывает безрадостного театра. По окончании спектакля, выходя в фойе, все люди почему-то улыбаются.
Конечно, стоимость содержания всех театров для бюджета немалая цифра. И всегда была такой. Но всегда власть понимала тот синергетический эффект для региона, который осуществляет эти вложения. Это не пустая трата денег налогоплательщиков, а обеспечение достойного уровня жизни. 10% населения в мире считают обязательным наличие театра при выборе места проживания. Да, каждая постановка Музыкального театра может стоить от 2 до 5 миллионов. Дорого? Смотря с чем сравнивать. Дорогие автомобили купленные для профессиональных нужд «слуг народа» вряд ли способны радовать население и поднимать его уровень жизни. И, в конце концов, театр не сидит в ожидании того прекрасного времени, когда наладится финансовая жизнь и бюджетные деньги решат направить на поддержку искусства. Мы сами ищем средства: «Золотую Маску» получили, обеспечив поездку труппы на Фестиваль за счет средств спонсоров (около миллиона рублей), на оперу для детей «Черная курица» получили грантовую поддержку Союза театральный деятелей, и сейчас спектакль идет с полным аншлагом, «Евгения Онегина» ставили за счет средств театра, вкладывая в постановку каждую заработанную копейку.
Существует сегодня в среде экономистов ясное понимание того, что для региона культура может быть тем локомотивом, который сдвинет с места ржавый поезд нашей экономики. Во всем мире и в России идет переоценка приоритетов, и профессиональное искусство выходит на первый план. А власть всегда понимала хрупкость и уязвимость таких сложных видов искусства как опера и балет, и брала под свою опеку и попечение. Один из современных примеров: главным попечителем Михайловского театра в Петербурге является полномочный представитель Президента в СЗФО Илья Клебанов.
И последнее. Очень хочется верить, что статья, побудившая меня сегодня столь открыто высказаться, увидела свет по чьей-то ошибке, и вырванные из непонятного контекста фразы не являются позицией власти и ее руководством к действию.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание