В самый разгар лесных пожаров в России оживилась общественная дискуссия о приватизации лесов.
На сей раз масла в ее огонь подлил глава крупнейшего лесопромышленного холдинга Дальнего Востока RFP Group Константин Лашкевич, который назвал запрет экспорта круглого леса катастрофой и заявил в интервью РБК, что в стране необходимо выделить 2-3% лесных территорий, наиболее пригодных для интенсивного лесопользования, и позволить инвесторам их приватизировать. По словам Лашкевича, на Дальнем Востоке «становится все меньше» спелого леса с качественной, пригодной для переработки древесиной, а на текущих вырубках надо будет ждать ее естественного роста 80–120 лет. Однако заниматься интенсивным лесовосстановлением глава лесопромышленного холдинга, принадлежащего российскому миллиардеру Роману Абрамовичу, не хочет, поскольку, как утверждает господин Лашкевич, «инвестиционную модель невозможно построить без прав на землю или хотя бы насаждения», а пока лес не начнет расти сам, нужны инвестиции порядка 5 тысяч долларов на гектар.
«Дать возможность приватизировать такие земли, дешево страховать лес, закладывать его в банк, увеличивать его стоимость на балансе за счет прироста и привлекать деньги из отечественных и зарубежных фондов, как это делает Новая Зеландия, – дешевые длинные деньги для инвестирования в эту историю. В любые другие модели я не верю. Само государство никогда не будет эффективным собственником. А заставить арендатора заниматься интенсивным лесопользованием – это все равно что арендатора дома заставить его полностью перестроить за свой счет», – считает топ-менеджер лесопромышленного холдинга, который является крупнейшим экспортером кругляка в Китай.
Думаю, это мнение осталось бы для многих в стране незамеченным, если бы на него не отреагировали в российском правительстве, и реакция федеральных чиновников, ответственных за управление лесным фондом, оказалась показательно негативной. Глава Рослесхоза Иван Советников написал в социальной сети Instagram, что его ведомство «категорически против передачи гослесфонда в частную собственность», а в пресс-службе Федерального агентства лесного хозяйства отметили, что «приватизация может поставить под вопрос сохранение целостности государственного лесного фонда». «Новейшая история России подтверждает существование риска возможных нарушений и неправомерного отчуждения национального достояния», – напомнили в Рослесхозе. В свою очередь, один из неназванных чиновников Минприроды России заявил ТАСС, что «никакой речи о приватизации государственного лесного фонда не может быть», поскольку «это – экологическая система, которая охраняется государством», а по Конституции страны, «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Однако новейшая история России подтверждает и тот факт, что ее Конституцию можно в любой момент переписать так, как это необходимо тем, кто находится у власти, и нынешнее категорическое неприятие государственными лицами идеи приватизации лесного фонда завтра может обернуться ее одобрением, как это произошло, к примеру, с повышением пенсионного возраста. К тому же, неоднократные попытки вызвать общественное обсуждение передачи лесов в частную собственность весьма похожи на изучение настроений граждан по отношению к приватизации гослесфонда.
Соглашусь с господином Лашкевичем в том, что государство в России оказалось неэффективным собственником лесов. Достаточно взглянуть на чрезвычайную ситуацию в Карелии, где горят тысячи гектаров лесного фонда, который считается едва ли не главным богатством республики, а спасать его приходится местным жителям. Такую картину почти невозможно представить в соседней Финляндии, где в частной собственности находится около 70% лесов. Однако финский опыт, на мой взгляд, не подходит для России из-за исторически сложившихся различий в лесопользовании и культурных традициях.
Финский лес, даже находящийся в частной собственности, открыт для всех. Любой человек может собирать в нем грибы, ягоды и лекарственные травы, и хозяин лесного участка не может ограничивать других граждан в этом праве. В России даже без частного лесовладения хватает примеров ограничения доступа в лес со стороны пользователей лесных участков. В Карелии еще не забыли противостояние между жителями Приладожья и одной из популярных баз отдыха, которая несколько лет назад установила в лесу забор, чтобы огородить свое охотничье хозяйство. А приватизация лесфонда грозит превратить такие конфликты в массовые.
Между тем в России существует огромный ресурс для развития интенсивного лесопользования, который может способствовать появлению в стране частных лесовладельцев без серьезных конфликтов с населением. Речь идет о заброшенных сельхозугодьях, на которых в последние десятилетия вырос лес. Площадь таких земель оценивается почти в 80 миллионов гектаров, и большая их часть никогда не вернется в сельскохозяйственный оборот.
В сентябре прошлого года правительство России фактически легализовало лесоводство на заброшенных сельхозземлях. По мнению экспертов, это правительственное постановление не было отяжелено бюрократическими условностями и позволяло снять вопрос о приватизации государственного лесного фонда, вовлечь заросшие сельхозугодья в лесное хозяйство и сформировать новый рынок древесной продукции. Однако всего через несколько месяцев министерство природных ресурсов и экологии РФ выступило с инициативой по изменению правительственного постановления, которая жестко регламентировала превращение заросших сельхозземель в лесные плантации. Предложенные министерскими чиновниками поправки перечеркнули саму идею выращивания леса на заброшенных сельхозугодьях, хотя она была бы реальной альтернативой приватизации гослесфонда, которая бы позволила развивать в стране интенсивное лесопользование.
В итоге российские чиновники в очередной раз отделались громкими заявлениями о недопустимости передачи лесов в частную собственность, а вопрос с истощением доступных лесных ресурсов в стране так и остался открытым.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание