Танцовщик и преподаватель современного танца из Петрозаводска Александр Козин рассказал о проектах, вдохновении, грантах.
«Карельская артель» – проект о свободных художниках, которые променяли офис на творчество и научились жить в гармонии с собой. Независимый танцовщик и преподаватель современного танца из Петрозаводска Александр Козин когда-то работал в финансовой организации города, но не побоялся перемен.
«Решиться на автономность сложно, это большой шаг, и он требует времени. Потребовал времени и в моем случае. Но танец никогда не исчезал из моей жизни. У меня отпуска и выходные всегда были совмещены с какими-то поездками на фестивали, мастер-классами, лекциями. Я был готов взять отпуск зимой или осенью, привязка в моем случае была не ко времени года, а к событиям и мероприятиям», – рассказал петрозаводчанин.
При этом за годы работы и саморазвития бэкградунд у танцовщика накопился внушительный: за плечами Александра Козина учеба в престижной школе танца в США, десятки успешных проектов, реализованных в России и за рубежом, работа хореографом в театральных постановках по всей стране и за ее пределами, развитие творческого пространство «Края» в Петрозаводске.
«Когда я дома – в Петрозаводске, то два раза в неделю провожу занятия в нашем творческом пространстве на Ригачина. Для меня важна регулярность танцевальной практики. Приходят ребята, всегда разное количество, и мы занимаемся», – рассказал Саша Козин.
Этой зимой запустил новый формат работы – просмотр спектаклей современного танца. Осознал, что давно ничего не смотрел, труппы, которые специализируются на современном танце, редко приезжают в Петрозаводск. Фестиваль Nord Dance – важное явление для нашего города, но это, скорее, яркая вспышка. На постоянной основе ничего нет. Я не вижу развития независимой сцены, творческих ребят, которые создавали бы свои танцевальные спектакли, проекты, танцевальные перформансы. Чтобы что-то посмотреть, нужно выезжать за пределы города. Если возможности съездить куда-то нет, то остаётся лишь смотреть видео. Именно поэтому родился формат просмотра спектакля с вступительным словом и последующим обсуждением. Он хорошо зашёл. Теперь стараемся собираться раз в две недели, смотрим 2 – 3 работы. Не так давно обсуждали творчество Иржи Килиана – мастера абстрактного танца. Он супермузыкальный хореограф, гений движения. Смотришь на его спектакли и думаешь – вот это хореография, вот это хореограф… Чем мы тут вообще занимаемся? Но очень вдохновляет», – поделился Александр Козин.
Танцовщик рассказал, что пришёл в поле современного танца уже в сознательном возрасте – в 25 – 26 лет. Пригодились навыки, полученные в лёгкой атлетике, а также годы выступлений в карельском фольклорном ансамбле «Крууга» и даже увлечение «гаражным» панк-роком. Вообще, танец – это о состоянии души, а не о цифрах в паспорте.
«Меня очень сильно вдохновляют возрастные танцовщики. Я даже приглашал в Петрозаводск шведского хореографа Бенно Воорхама. Он голландец, но более 30 лет живёт в Стокгольме. Танцор-импровизатор приезжал к нам в 2018 году, на тот момент ему исполнился 61 год. Сейчас ему больше 65, но он отлично двигается, не теряет вдохновения, интереса к танцу и постоянно придумывает новые проекты. Вместе с Бенно мы работали над большим проектом The Factory of Lost and Found Dreams, который проходил в Мурманске, Санкт-Петербурге и Петрозаводске», – рассказал Саша Козин.
В текущей ситуации о международных проектах и приглашении хореографов из-за рубежа говорить не приходится, но это не повод останавливаться и прекращать работу. Одним из самых популярных форматов работы в творческом пространстве «Края» стали танцевальные лаборатории.
«Это такой формат, который, как мне кажется, предельно понятен потенциальным участникам. Есть временные рамки, где за отведенное количество дней (обычно не более недели) мы исследуем какую-то тему, а в конце лаборатории делаем показ. Это помогает привлечь людей и более глубоко разобраться в конкретном направлении. Мы проводили лаборатории буто, синтетического театра, contemporary dance. В конце сентября работали с известным танц-художником из Санкт-Петербурга Ольгой Цветковой», – пояснил Саша Козин.
Но проекты, которые интересны Саше Козину, также не имеют возрастных границ. Так, в рамках одного из них с говорящим названием «Импродетство» Александр вместе с композитором Ириной Смирновой и старшим методистом Центра развития образования Людмилой Фрадковой проводили мастер-классы по импровизации для педагогов детских садов и устраивали весёлые и яркие перфомансы для воспитанников дошкольных учреждений. Малыши развивали фантазию, пытаясь угадать, что необычный танцовщик с бородой зашифровал в танце.
Опыт общения с маленькими детьми у Саши есть, его дочке Софии – годик.
«Я с ней тоже танцую, беру на ручки, двигаюсь. А когда включаю музыку, она начинает исполнять какой-то тверк – ритмично приседает. Стараюсь поддерживать эти танцевальные начинания», – смеётся Саша.
Естественно, часть жизни Саша проводит в разъездах. В это время быт, уход за малышкой всецело ложится на жену Татьяну.
«Преклоняюсь перед супругой, которая мужественно со всем справляется и поддерживает меня, когда я уезжаю в очередную командировку. Я осознаю, что я, конечно, человек творческий, но пока я творил, дома тоже происходили очень серьёзные вещи, даже, может, – более важные и ответственные», – объяснил Саша.
Не редко командировки связаны с работой в театральных постановках. Так, в этом году хореограф был задействован в работе над спектаклем об Илье Муромце для Красноярского театра кукол.
Естественно, работа с артистами отличается от работы с танцорами. Александр Козин считает, что самое важное – избежать искусственности, хорошего результата удастся добиться, если соединить импровизацию и некую хореографическую схему. Актёр должен жить на сцене, а не просто играть.
Такие проекты открывают простор для творчества, но при этом работа независимого танцовщик и хореографа, особенно в Петрозаводске, не гарантирует стабильного дохода. И здесь на помощь приходят гранты.
«Гранты – хороший ресурс, они помогают сделать проект на качественно новом уровне. Пригласить интересного хореографа, фотографа, видеографа, купить костюмы, приобрести оборудование, обзавестись необходимой материально-технической базой. В условиях, когда хочется автономности и творчества, в любом случае нужно уметь писать гранты. Это важный инструмент для развития и расширения
Кого-то пригласить, приобрести оборудование, обновить и расширить материально-техническую базу, позвать фотографа, видеографа, купить костюмы. В условиях автономности тебе, если ты независимый художник, в любом случае нужно уметь это делать. Гранты - важный инструмент для развития. Методом проб и ошибок я научился работать с этим инструментом. Есть немало проектов, которые пока лежат в столе и ждут своего часа. Очень важно, чтобы на момент реализации они оставались актуальными для меня лично, – высказал мнение танцовщик из карельской столицы. – Мне бы очень хотелось, чтобы мой пример вдохновлял других ребят. Чтобы они находили в себе смелость, инициативу и тоже придумывали и создавали свои классные проекты. Со своей же стороны я готов поддержать их инициативы и как зритель, и как участник».
Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание