Накануне Международного дня стоматолога (9 февраля) гостем рубрики "Кофе со сливками" стал генеральный директор сети стоматологических клиник "Кардент" Владимир Ольшевский.
Владимир Ольшевский – человек-легенда. Полвека живет в Карелии и все эти годы занимается стоматологическими проблемами ее жителей. Семь лет был главным нештатным специалистом Минздрава, являлся одним из разработчиков республиканской программы профилактики болезней зубов у детей. Он – автор популярных, изданных еще в советское время книг о том, как сохранить зубы здоровыми. Многие годы работал в челюстно-лицевом отделении республиканской больницы, защитил кандидатскую диссертацию. Отмечен почетным званием "Заслуженный врач Карелии". Успешно сочетал лечебную работу с педагогической – преподавал хирургическую стоматологию будущим зубным врачам в медицинском училище; создал и 17 лет заведовал курсом стоматологии Петрозаводского университета, обучал азам стоматологии студентов медицинского факультета.
В 1991 году Владимир Андреевич принял удивившее многих решение – зарегистрировал первое в Карелии закрытое акционерное общество по оказанию стоматологической помощи, ЗАО "Кардент". Начинали с одного арендуемого кабинета и двух врачей. Сегодня "Кардент" - это сеть стоматологических клиник двух юридических лиц с общей численностью более 100 сотрудников. В одной из них, в клинике на улице Попова, любимом детище Владимира Андреевича, мы и встретились за чашкой кофе.
- Владимир Андреевич, что побудило Вас, доцента университета, пойти на столь рискованный шаг в те лихие девяностые – создать первую в Карелии стоматологию с негосударственной формой собственности?
- В 1970 году я окончил Ленинградский институт и был направлен врачом-стоматологом в отделенческую больницу на станции Петрозаводск. В те годы "железка" была очень продвинутым медицинским учреждением. Стоматология славилась наличием санации рта под наркозом. За 3 года я выполнил их более 600 и считался очень востребованным специалистом в "столичной" больнице. Но когда меня отправили в командировку на "линию", в Суккозеро, я столкнулся с реальной ведомственной стоматологией и был буквально шокирован. Десятки измученных зубной болью железнодорожников, с 6 утра осаждающих двери амбулатории. Вибрирующая бормашина с приводным шнуром, кипятящиеся стеклянные шприцы, изношенные инструменты и одна медсестра Тоня, мечущаяся между тремя кабинетами, до сих пор стоят перед моими глазами.
Потом была ординатура в родном Ленинградском институте и возвращение в Карелию уже в статусе челюстно-лицевого хирурга Республиканской больницы. Здесь в те годы существовала практика курирования медицинской помощи в районах, и все специалисты республиканской больницы периодически туда выезжали. Имел возможность не раз убедиться в печальном уровне оказания зубоврачебной помощи населению.
Разваливающееся оборудование стоматологических кабинетов, отсутствие эффективных обезболивающихся препаратов, пломбы, которые выпадали от тряски в транспорте, – вот реальная картина стоматологии тех дней. Не случайно люди, пережившие в школьные годы посещение таких кабинетов, до сих пор вспоминают их, как комнаты "пыток".
Поэтому нетрудно себе представить, что испытал я, оказавшись в конце восьмидесятых в стоматологическом кабинете центра здоровья маленького финского городка Китее. В те годы я уже работал в ПГУ и участвовал в международном проекте по изучению состояния зубов у жителей приграничных территорий. Тогда я впервые увидел, что пациент не сидит, а лежит в стоматологическом кресле и два специалиста – врач и ассистент - лечат его "в четыре руки" на скоростной турбинной установке. А пациент почти дремлет в комфортных условиях простого "сельского" государственного финского кабинета.
Потом были поездки в Германию и Израиль, где стоматология практически полностью передана в частные руки. Уровень её оказался столь высоким, что нам, советским врачам, было неловко участвовать в дискуссиях. Какая имплантация титановых зубов?! Да у нас не только оснащения, даже масок одноразовых не было в то время, и коллеги нам их дарили в качестве презента! Было до слез обидно за профессию, за страну. Вопрос "а почему" был в голове у каждого думающего. Ответ очевиден: при всех экономических проблемах того периода государству было не до зубов.
Поэтому, когда в 1991 году правительство заявило о легализации частной собственности, я решил попытаться реализовать мечты о "другой" стоматологии для наших жителей. Нашел людей, которые поддержали идею создания современной клиники в Карелии, организацию, которая авансировала в счет будущего лечения расходы на приобретение необходимого оборудования, специалистов, которые рискнули пойти за мной в это рискованное плаванье в те тревожные годы. Сомнений и опасений было, конечно, много, но в декабре 1991-го мы зарегистрировали ЗАО "Кардент".
Это был первый частный стоматологический кабинет с одной установкой, который располагался в арендуемом помещении республиканской поликлиники.
- Кто придумал название и что оно означает?
- Так случилось, что во время поездки к моему сокурснику по Ленинградскому мединституту, уехавшему на ПМЖ в Финляндию, я был приглашен на фирму "Финндент", выпускавшую стоматологические установки. Одним из покупателей там оказался стоматолог из Эстонии, из клиники "Таллдент".
Нетрудно представить, какое название родилось в моей голове, когда я задумал создать клинику в Карелии. Правда, когда позже нас попытались "обложить" налогом за использование названия республики в коммерческих целях, пришлось придумать, что "кар" от слова кариес, а "дент" - это зуб по латыни. От оплаты в итоге освободили.
- Тридцатилетняя история "Кардента" – это история становления частной стоматологии в Карелии. Многие годы Вы были монополистами в этой области негосударственной медицины, а сегодня, по нашим данным, зарегистрировано более 50 фирм. Как Вы оцениваете появление все новых и новых зубных клиник в Петрозаводске?
- Действительно, лет пять многие присматривались, как будет развиваться ситуация с альтернативной стоматологией в стране и в Карелии. Несмотря на массу проблем, с которыми столкнулся частный бизнес в те годы (помните нашумевшие истории про ОПГ и "крышевание" - мы же через все это прошли!), мы выжили, стали расширяться и завоевывать авторитет у населения. На сегодня "Кардент", это два юридических лица, это сеть из четырех современных стоматологических клиник, в которых ежегодно тысячи человек получают все виды современной стоматологической помощи.
То, что в Карелии сегодня зарегистрировано более 50 стоматологических негосударственных учреждений, меня нисколько не смущает. Здоровая конкуренция стимулирует поддержание необходимого уровня и стремление к развитию. И это касается не только частных клиник.
Что касается спроса на услуги, он велик. Остается высокой заболеваемость зубов, более половины населения Карелии после 40 лет уже нуждаются в протезировании. Так что работы хватит всем на многие годы.
- Все мы являемся свидетелями очевидных перемен в организации оказания стоматологической помощи населению и ее качестве. Какова, на Ваш взгляд, роль частной стоматологии вообще и "Кардента", в частности, в этих процессах?
- На этапе создания "Кардента" мы приняли решение приобретать только современное оборудование и осваивать только новые технологии лечения. Поэтому многие годы все зарабатываемые средства мы вкладывали в развитие. Покупали за рубежом только качественное оборудование и материалы, направляли своих специалистов на обучение за границу. Первыми стали в "четыре руки" лечить зубы в положении пациента "лежа".
За счет использования современных анестетиков и специальных карпульных шприцов избавили наших пациентов от боли и страха перед стоматологическим вмешательством. Приобрели первый в Карелии визиограф для компьютерного исследования зубов. За счет этого принципиально улучшили диагностику и качество лечения. Мы первыми стали ставить пломбы светового отверждения. Пожалуй, самый главный вклад "Кардента" в развитие карельской стоматологии - это внедрение имплантации. Приятно осознавать, что первый в Карелии зубной протез на имплантате был установлен именно нами еще 25 лет назад.
Что же касается оценки перемен – она неоднозначна. Сегодня мы наблюдаем большой прогресс в качестве стоматологической помощи в Петрозаводске и ряде городов Карелии. В то же время, очевидно, что в ряде районов доступность стоматологической помощи стала хуже, чем раньше. Имеются серьезные проблемы с врачебными кадрами. Зубных врачей больше не выпускают, а стоматологи ехать "на село" не хотят по известным причинам. Население вынуждено ездить "за зубами" в крупные города, либо пользоваться услугами приезжающих неизвестных дантистов.
Никто точно не считал, но, зная количество и загруженность частных клиник, совершенно очевидно, что большую долю стоматологических проблем частники берут на себя. Все мы видим, что уменьшились, а где-то и исчезли очереди за номерком в государственных поликлиниках.
- Как в таком случае складываются у Вас отношения с властью, с государственным здравоохранением?
- С властью никак. Вернее многие из госслужащих являются нашими пациентами и не более того. За 30 лет своей работы я "пережил" пять министров здравоохранения. Не припомню случая, чтобы кто-то из них интересовался работой частных стоматологов. Кроме проверок Роспотребнадзора, разумеется.
С государственной стоматологией отношения спокойные. Возможно, потому что в отличие от других регионов России, я, руководитель частной клиники, много лет возглавлял стоматологическую ассоциацию республики и представлял специалистов всех форм собственности Карелии в Москве. Был награжден орденом "За заслуги перед стоматологией России", чем горжусь.
- Известно, что качественная стоматологическая помощь – один из самых дорогих видов медицины. О вашей клинике тоже говорят, как об одной из "труднодоступных" для населения. С чем это связано? Почему цены на красивые зубы так высоки?
- Современная качественная стоматологическая помощь самая материалоемкая. Ни одному специалисту не нужно столько дорогостоящего оборудования и расходных материалов, чтобы достичь желаемого результата в лечении. К сожалению, абсолютно все нашим поставщикам приходится покупать за рубежом. И мы покупаем это за огромные деньги.
К примеру, компьютерный 3D-томограф стоит несколько миллионов. У нас их два. Столько же пришлось потратить на линию по изготовлению циркониевых протезов. Имплантаты покупаем тысячами и только импортные. Достойных отечественных аналогов, к сожалению, нет. Понятно, что зарплата специалистов, оказывающих высокотехнологичную помощь тоже должна быть достойной. Я не говорю о налогах, размер которых только от нашей фирмы измеряется шестизначными цифрами. Все эти расходы мы, разумеется, закладываем в расценки. Что касается высокой стоимости лечения именно в "Карденте", то это заблуждение. По типичным позициям (лечение и удаление зубов и др.) наши цены не выше, чем в других частных и государственных платных кабинетах. Разумеется, у нас есть услуги, которые стоят очень дорого – протезирование всей челюсти на имплантатах, костная пластика и т.д. Но это уникальные технологии, которых нет у многих, и стоят они действительно больших денег во всем мире.
- Самый злободневный вопрос – как стоматологи работают в условиях пандемии коронавируса? Удалось избежать локдауна?
- Стоматологи ни на один день не прекращали прием пациентов. Был период, когда это была только неотложная помощь. Постепенно вернулись ко всем видам лечения и протезирования. Разумеется, работать стало сложнее. Необходимые дополнительные средства индивидуальной защиты – двойные халаты, перчатки и маски никак не добавляют комфорта сотрудникам. Имеется психологический фактор угрозы заражения из-за постоянного близкого контакта с большим числом пациентов. Но коллектив держится, никто не уволился.
- В расписании приема врачей "Кардента", по-прежнему, стоит фамилия "Ольшевский". Зачем, когда уже можно спокойно, как говорится, почивать на лаврах?
- Действительно, даже не верится, что так давно влюблен в стоматологию. В августе 2020 года исполнилось 50 лет моей работы стоматологом. Сейчас веду только консультативный прием. Уже приходят внуки тех, кого я когда-то лечил, и пенсионеры, которых я когда-то учил "на врача". Имея замечательное диагностическое оборудование и большой клинический опыт, стараюсь каждому обратившемуся внятно разъяснить ситуацию с зубами и предложить оптимальный план решения его проблем. Когда слышу от пациентов слова благодарности - испытываю удовлетворение от каждого трудового дня. Приятно осознавать, что ты еще нужен.
Рад ежедневному общению со своими замечательными сотрудниками. Прекрасно помню, что каждый из них своим ежедневным трудом создает и поддерживает достойный авторитет клиники. Признателен всему коллективу за любовь и преданность "Карденту".
Ну а что касается перспектив… Я реально оцениваю свой возраст и постепенно передаю руководство "Кардентом" моему младшему сыну. Антон имеет высшее экономическое и незаконченное высшее стоматологическое образование. Много лет помогал мне в вопросах экономики, а теперь уже сам является руководителем. Подрастают трое внуков и внучка, двое уже проявляют явный интерес к медицине. Так что за будущее я спокоен.
Беседовала Наталья Захарчук
И селфи на память.
Более подробную информацию и сведения смотрите на сайте kardent.ru.
Ждем вас в сети стоматологических клиник в Петрозаводске:
ул. Ленинградская, 22, (8142) 78-33-39
пр. Ленина, 10, (8142) 76-15-15
ул. Кирова, 19, (8142) 78-33-78
ул. Попова 15, (8142) 35-34-34
Клиника "Кардент" в социальных сетях:
https://m.facebook.com/spkardent
https://mobile.twitter.com/SPKardent
О противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом. Лицензия ЛО-10-01-001033 от 25 мая 2016 года. Выдана Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание