Чтиво. Личное мнение
12:36, 25 Февраля 2019
фото: Сергей Юдин

Деньги не на ветер

Политолог Олег Реут считает, что затраты на поездки карельских чиновников на мероприятия в другие регионы и страны должны быть "разумно минимальными".

В комментарии к одному из предыдущих материалов, а именно к тому, который был посвящён оценке эффективности участия официальной делегации правительства Карелии в работе Российского инвестиционного форума (РИФ-2017), читатель "Столицы на Онего" задал вопрос: "Олег Реут, а какой вывод? Вы лично как считаете, должны руководители принимать участие в таких форумах или нет?".

Полагаю, что есть все основания дать развёрнутый ответ. Вопрос об эффективности участия правительственных представителей в разного рода инвестиционных форумах действительно является актуальным, и он будет вставать ещё не раз.

Для полного ответа его стоит разделить на две составляющие – затраты и результаты. Эффективность любого дела измеряется соотношением этих двух параметров.

Затраты на участие в инвестфорумах

Расходная часть поездки участника мероприятия формируется из статей на оплату регистрационного взноса, перелётов Петрозаводск – Москва, Москва – Сочи и обратно (в случае РИФ, который традиционно проходит на берегу Чёрного моря), трансферов из аэропортов, проживания в гостинице или найма жилого помещения, суточных, транспортного сопровождения и представительских расходов.

Регистрационный взнос – довольно существенная сумма. Для планируемого инвестфорума по развитию Арктики (он состоится в Санкт-Петербурге в начале апреля) пакет "Премиум" стоит 156 000 рублей, "Стандарт" – 90 000 руб. В обоих случаях оплативший получает одну единственную вещь – бейдж участника форума. Разница заключается лишь в том, что по пакету "Премиум" предполагается возможность присутствия в зале пленарных заседаний во время выступления российского президента или премьера.

Согласитесь, что когда в подобном форуме участие принимает делегация из 10-15 человек, то только затраты на регистрацию превышают 1,5 миллиона рублей.

Это не было бы проблемой, если бы оплата не производилась за счёт средств бюджета Карелии, то есть налогоплательщиков. Возможно ли иное? Конечно. Существуют три варианта.

Во-первых, для некоторых участников форума оплата производится за счёт принимающей стороны. Организатором РИФа уже много лет выступает Фонд "Росконгресс". Он заинтересован иметь сильных и ярких докладчиков на пленарных выступлениях, тех, кто добился значительных успехов в бизнесе и государственном управлении и был бы готов представить свои знания и опыт перед аудиторией. Таких спикеров "Росконгресс" приглашает за счёт… именно регистрационных взносов, которые оплачивают рядовые участники мероприятия.

Во-вторых, ситуация была бы другой, если бы участие в форуме было оплачено за счёт средств федерального бюджета. Такое происходит довольно часто при организации международных миссий высокого уровня. Правительство России осознаёт, что участие губернатора или части региональной управленческой команды является важным элементом программы визита, и покрывает все расходы.

В-третьих, никаких возражений не было бы, если участие в мероприятиях по поиску перспективных источников инвестирования полностью финансировалось бы за счёт прибыли "Корпорации развития Карелии", созданной решением республиканского правительства. В этом случае была бы полностью понятна схема. "Корпорация развития" хорошо работает, имеет прибыль, которую распределяет по ранее согласованной формуле. Например, 10% прибыли идёт на оплату участия в российских инвестфорумах, 10% – в зарубежных. Но и здесь затык. К сожалению, "Корпорация развития Карелия" не является прибыльным предприятием. На протяжении всех последних лет она убыточна.

Что получается? Получается, что единственным источником финансирования поездок выступает бюджет Карелии. На РИФе республиканская делегация была представительной. Глава Карелии Артур Парфенчиков, его заместитель и одновременно постоянный представитель при Президенте России Владимир Тимофеев, три заместителя премьер-министра региона – по вопросам экономики Дмитрий Родионов, по развитию инфраструктуры Оксана Чебунина, пресс-секретарь губернатора Марина Кабатюк, глава Петрозаводского городского округа Ирина Мирошник, директор Фонда развития промышленности Республики Карелия Артем Красулин, гендиректор "Корпорации развития Карелии" Юрий Савельев. Наверняка, здесь не все перечислены. В официальных информационных материалах, как правило, не упоминаются помощники, референты, советники и консультанты первых лиц, но они всегда сопровождают высокопоставленных чиновников.

Полагаю, что в ближайшее время можно будет направить журналистский запрос в администрацию главы Карелии с просьбой сообщить сведения о расходах на командировку членов официальной делегации республиканского правительства. Многие читатели "Столицы на Онего" и сами без труда представляют, например, стоимость авиабилета до Сочи и обратно, средний чек за проживание в гостинице или аренду гостевого дома в сочинском кластере.

Результаты участия

Переходя к рассмотрению результатов участия в работе инвестфорумов, необходимо понимать, что к части подписанных соглашений есть смысл вернуться через год или два, только тогда станет понятным, работают они или нет. В отношении другой части достигнутых договорённостей уже сейчас могут появиться обоснованные сомнения.

Так, например, 14 февраля на РИФе Фондом развития промышленности Республики Карелия было подписано соглашение с Российским фондом технологического развития (Фонд развития промышленности, ФРП). Подписи под документом поставили директор российского ФРП Роман Петруца и директор Фонда развития промышленности Карелия Артем Красулин. "Документом предусматривается возможность льготного софинансирования проектов… выдачи совместных федерально-региональных займов по программам льготного финансирования".

Стоит напомнить, что карельский Фонд развития промышленности был создан 5 июня 2018 года. Распоряжением Правительства РК А. Красулин был назначен директором фонда 9 августа 2018 года. Возникают естественны вопросы. А чем занимался фонд и его директор всё это время? Почему соглашение с общенациональным ФРП не было подписано в первые дни или недели? Ведь получается, что созданный восемь месяцев назад фонд не софинансировал и не предоставил займы ни одному проекту. В соответствии с известной формулой доля федерального ФРП в займе должна составлять не более 70%, а не менее 30% должно приходиться на региональный институт развития.

Как нам удалось выяснить, директор Фонда ездил в Сочи за свой счет и даже регистрационный сбор платил из собственных средств. Так что в данном случае о бюджетных тратах речи не идет. 

Но вот другой пример. 15 февраля генеральный директор "Корпорация развития Республики Карелия" Ю. Савельев подписал меморандум о вхождении корпорации в Национальную ассоциацию агентств инвестиций и развития (НААИР). Подписание документа состоялось на РИФе в рамках круглого стола "Практики работы региональных агентств инвестиций и корпораций развития". Как известно, НААИР обеспечивает методическую, правовую, кадровую и организационную поддержку работы региональных агентств в области инвестиционного продвижения и развития.

Важный меморандум? Наверное. Но может его следовало оформить, подписать и передать сторонам путём заказного почтового сообщения? Зачем тратить огромные бюджетные средства для минутного росчерка пера, тем более, если это не контракт и не договор (за неисполнение которых предполагаются санкции, штрафы и неустойки), а соглашение о взаимопонимании, договорённость о намерениях или рамочный меморандум?

Третий пример. Официальный Интернет-портал Республики Карелия сообщил, что "новый железнодорожный маршрут был анонсирован в Сочи на РИФе руководителями трех регионов Северо-Западного федерального округа – главой Карелии Артуром Парфенчиковым, губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым и губернатором Новгородской области Андреем Никитиным – и заместителем генерального директора ОАО "РЖД" Дмитрием Пеговым. Все участники церемонии сошлись во мнении, что запуск "Ласточки" между тремя региональными столицами – это историческое событие".

В данном случае вообще ничего не подписывалось. "Российские железные дороги" анонсировали запуск данной "Ласточки" ещё в конце прошлого года. Даже если три губернатора не встретились бы в Сочи, и не было бы никакого пресс-подхода, то межрегиональный маршрут всё равно с 22 февраля начал бы функционировать. Так же, как начинают, например, в летний сезон работать новые или дополнительные направления железнодорожного сообщения.

Выводы

К сожалению, подобных протокольных мероприятий, на которых оформляются или только проговариваются рамочные соглашения, на инвестиционных форумах с участием карельской делегации довольно много.

В сентябре 2018 года республиканские чиновники принимали участие в работе Восточного экономического форума во Владивостоке. Затраты на участие были ещё больше, чем на поездку в Сочи. Кто-то почувствовал изменение в лучшую сторону социально-экономического положения в республике? Начал реализовываться хоть один проект, по которому была достигнута принципиальная договорённость с инвесторами на Дальнем Востоке?

Возвращаясь к вопросу "Должны ли руководители принимать участие в таких форумах?", думаю, что правильный ответ формулируется следующим образом. Да, должны, но только если затраты разумно минимальны (например, при участии в Петербургском международном экономическом форуме, который традиционно проходит в начале июня), а целью участия является непосредственное подписание взаимообязывающих договоров и контрактов, тщательно проработанных на предварительной стадии и заранее полностью согласованных с инвесторами.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

однозначно
2019-02-25 19:43:07
Считаю, что затраты на политологов, которые кормятся с бюджета, тоже должны быть разумно минимальными. Учитывая ихнюю весьма сомнительную пользу для общества.
Изя
2019-02-25 19:29:12
Да , вот интересно , а прокуратура и СК в этой республике есть ? Я бы так проверку организовал целесообразности использования бюджетных средств , а им наверное всё равно .
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 13:09
Обществоведение
Обезлюдивание республики не смогут остановить даже мигранты.
15.07.2019 12:54

Чтиво

Сегодня 11:19
Без политики
"РКС-Петрозаводск" и жилищно-коммунальная служба Тюбингена "Stadtwerke Tubingen" (SWT) сотрудничают уже давно, с 1993 года.

Опрос

У вас есть кредит?