Жители севера Карелии удивлены возобновлению дискуссии о строительстве мусорного полигона в местечке Майгуба.
В редакцию "Столицы на Онего" обратился руководитель общественного движения "Сегежа-Надвоицы За чистый Север" Алексей Лисенков. Активисты обеспокоены возобновлением дискуссии о возможности строительства в Майгубе мусорного полигона и считают необходимым еще раз обозначить позицию жителей по этому поводу.
Вот что написал Алексей Лисенков:
- Владимир Кванин, который занимается мусорной реформой, говорит, что людям не надо бояться полигона. Он это серьезно? Огромный полигон, в который будут свозить мусор со всей Карелии. Людям не надо этого бояться? Мы уже высказывались по этому поводу, скажем ещё, более конкретно...
Полигон, в каком-то смысле, – отхожее место. Какой бы красивый унитаз ни был, всё равно от него пахнет. А деньги не пахнут. Бизнес – это прибыль и мы, налогоплательщики, это понимаем.
Но для нас, прежде всего, важна экология. И если придётся, мы будем отстаивать своё мнение. Напоминаем, что согласно статьи 3 Конституции РФ, власть принадлежит Народу, то есть людям, и мы хотим, чтобы нас услышали.
Сегежа, Надвоицы, – это не только точки на карте. Здесь живут люди.
За прошлую неделю мы проделали большую работу: собирали информацию, говорили с общественностью, обычными людьми, уточняли их мнение, оно остается прежним: "Мы, люди, народ – решительно против строительства полигона в Сегежском районе. Мы хотим оставить Север Карелии экологически чистым".
Люди уже высказались ранее, подписывались под обращением и своего решения менять не собираются. Вообще, мы удивлены, что это всерьез обсуждается, ведь мы уже всё выяснили в 2019 году.
Нам понравилась идея о том, что при решении мусорной проблемы предполагается использование финских технологий – превращать мусор в субстанцию, которую можно продать за границу.
Но мы не видим никаких плюсов в идее строительстве такого полигона у нас, мы видим реальную угрозу экологии и снижении туристической привлекательности Сегежского района и Карелии в целом.
Общественность категорически против идеи полигона в Сегежском районе.
Мы все люди, часть общества. Люди за несколько десятков лет привыкли не доверять чиновникам и тем более, бизнесу. И мы очень надеемся, что между обществом, чиновниками и бизнесом постепенно будет налаживаться доверие. Доверие – хрупкая вещь. Оно рождается тогда, когда все стороны выигрывают.
Владимир Кванин, вы говорите, что "мусор на луну не закинешь". И не надо, – ищите решения в Орзеге. Перед вами глава Карелии поставил задачу. Есть деньги, ищите решения, прежде всего, технологические, уверен, они найдутся, вам надо найти эти решения.
В 2019 году люди высказались и были услышаны. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия ясно дало понять, что полигон будет один в Орзеге, о чём было сказано в публикациях, в СМИ. Нас это отчасти устраивает. Отчасти, потому что мы предлагали организовать небольшие современные мусорные полигоны в каждом муниципальном образовании.
Мы надеемся на понимание с бизнесом тоже. Вероятно, для бизнеса рентабельней всё укрупнять. Мы понимаем, что проблему мусора надо решать, но уж точно не за счет Сегежского района.
Майгуба – это заболоченная местность: ручьи, подземные воды, подвижки грунта, осадки, ветра и воздействие природных факторов... Природа-матушка сильнее всех упаковок. Будет разрушать сооружения и всё будет попадать в болота, ручьи, в реку Онда, а в итоге – в Беломорско-Балтийский канал. Любой грамотный и независимый эколог скажет: будет риск нарушения экологии. А мы даже малейшего риска допустить не можем.
Почему-то приходит на ум высказывание Владимира Владимировича Путина по поводу наших западных партнёров: "Ваше место у параши. Вот, по сути, как бы это грубо ни звучало, вот это и есть после развала Советского Союза способ поведения в отношении России. Нам пытаются показать, где наше место, а нам не нравится это место. Мы в целом не согласны с такой постановкой вопроса".
Мы миримся, что на ЦБК проблемы с выбросами, загрязнением, мы понимаем, что вредное производство ЦБК даёт рабочие места, платятся зарплаты и налоги. Но этого для Сегежского района достаточно, природа, экосистема должна успевать справляться с нагрузкой.
Вчера я был в лесничестве Сегежского района, беседовал со специалистом и ещё раз убедился, что вырубка зрелого леса нужна, когда делаешь её правильно. В то же время лес нас же и оберегает, помогает поддерживать экологию в хорошем состоянии. Мы надеемся, что ЦБК делает посевы и лесопосадки на месте собранного леса и не будет пилить лес вблизи населённых пунктов.
Когда мы, общественники, в 2019 году собирали подписи в Надвоицах, Майгубе, Сегеже, беседовали с жителями, я спрашивал, почему люди ставят подписи против строительства полигона в Сегежском районе, и мне запомнилось высказывание одного пожилого мужчины из Надвоиц. Он сказал: "Здесь живу я, живут мои дети и внуки, и я хочу, чтобы у них было хорошее будущее, вот, почему я подписываюсь под обращением".
Все мы помним экологическую ситуацию в 70-х годах прошлого столетия. Мы помним свалку на Салме. Свалка отходов сухой футеровки Надвоицкого алюминиевого завода привела к массовой хронической интоксикации большинства жителей Надвоиц. Это вызвало международный общественный резонанс, скандал, продолжавшийся много лет. Нам надо извлечь уроки из прошлого и идти вперёд. Люди, родившиеся в 70-х, ходят с коричневыми зубами, в относительно молодом возрасте испытывают дискомфорт в суставах, в опорно-двигательном аппарате. И если для кого-то это просто история, для них это реальность.
На примерах недавних мусорных историй, мы знаем, как происходили события соседнем северном регионе, в Архангельской области, как проходили общественные обсуждения по поводу строительства полигона в Рикасихе – общество сплотилось и не допустило строительства, в Шиесе люди встали живым щитом, чтобы не допустить проезда транспорта для строительства полигона, жили в палатках. Полигон в итоге не стали строить.
Вы говорите о современном полигоне, но нас, обычных жителей Сегежи и Надвоиц, слово "полигон" в принципе не устраивает. В Министерство природных ресурсов и экологии было направлено более 700 обращений граждан. 26-27 июня 2019 года я лично беседовал с общественниками, отвозил письма от нескольких общественных организаций. Мы своей группой в Сегеже и Надвоицах буквально за один день собрали около тысячи подписей. И это были не просто подписи, за каждой стояло возмущение, негодование людей. В 2019 году население Сегежского района высказались против полигона.
В 2021 году мы, общественники, народ, общество, также однозначно и категорически против идеи строительства мусорного полигона в Сегежском районе.
Проблем много и их нужно решать при поддержке общества, а не вопреки. В Карелии власти слышат общество, и мы этому рады. И самое главное, глава Карелии нас слышит. Артур Олегович Парфенчиков, на наш взгляд, – деятельный и внимательный к обществу человек. Я считаю, что Карелии повезло, – пришёл компетентный руководитель, который слышит людей и заботится о людях. Это моё личное мнение.
И нас сейчас очень волнуют другие смежные вопросы, например, как мы будем развивать туризм. В Надвоицы туристы не только из Москвы и Питера едут. В Надвоицы из Голландии на автокепере приехали люди, чтобы взглянуть на водопад Гремячий Падун. Углеводородный анализ показал, что возраст кострища стоянки древних людей возле водопада – около 10 000 лет. У нас тут Иван-чай растет, из него получается превосходный напиток. Здесь растут целебные травы. Дикая природа. Это привлекает наших туристов и иностранцев. Это всё современные тренды.
Туристов притягивает не только суровость северной природы, водопад, люди, карельский язык, им также интересна история строительства Беломорско-Балтийского канала, дамба из огромных камней, сооружённая вручную, остались свидетели, записи, фотографии, воспоминания. Нам надо это все сохранить и приумножить.
Здесь, в Сегежском районе можно развивать экотуризм, создавать глемпинги (глемпинг, это когда ты живешь в палатке с цивилизацией, у тебя тепло, есть душ и вайфай, а снаружи – дикая природа, закаты и рассветы). Нужно создавать стоянки для автокемперов. Туризм – это то, что привлекает инвестиции, деньги и даёт рабочие места. А Север Карелии особенно красив, мы знаем, потому что мы здесь живём. Вы спросите нас, у нас есть ответы на многие волнующие вас вопросы.
Бизнес готов инвестировать, развивать туризм, но на этом пути много формальностей, преград. Но правильные шаги есть. Наша территория входит в Арктическую зону. Нам очень нравится идея развития Северной Карелии, Сегежского района с помощью федеральной программы "Арктический гектар", которая стартует летом. Это даст новое дыхание предпринимательству, со временем привлечёт идеи развития туризма и живые финансовые средства. Будут развиваться самозанятость и малый бизнес.
Арктический гектар – это хорошо, однако, если земля выдаётся под фермерское хозяйство, то ограничение такое, что это земля с/х назначения. А согласно законодательству, на ней нельзя строиться и организовывать что-то параллельное. В этом парадокс и брешь. Потому что это делает незаконным организацию сельского туризма в фермерском хозяйстве. Сейчас внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект закона о сельском туризме, чтобы как раз-таки урегулировать этот вид деятельности. К сожалению, и ЛПХ не может заниматься сельским туризмом, в Карелии, да и по всей стране занимаются на свой страх и риск. Брешь в законодательстве. Ждем закона, который сейчас прорабатывается на федеральном уровне.
Вернёмся к теме чистоты и экологии родного края. Наши предки в Великую Отечественную войну защищали эту землю для нас, мы их подвиг с благодарностью вспоминаем. И нам надо сберечь природу для следующих поколений. Что мы скажем нашим детям, когда они вырастут и спросят нас?
А что мы скажем туристам? Здесь у нас водопад, вот лес и ягоды, рыбалка, а вот – огромный мусорный полигон? Спасибо, нет! Мы не имеем права на ошибку.
По мнению соседей из Архангельской области, Московских и Питерских и других гостей, приезжающих к нам, – Карелия единственно чистый регион, они постоянно это говорят. И привлекаем туристов мы именно экологией.
Нам необходимо развивать туризм, укреплять имидж экологически чистой природной территории. Рядом Финляндия, с неё надо брать пример.
По поводу наведения порядка в экологии на местах, необходимо опираться на общественность. Буквально неделю назад совместными усилиями общественности был предотвращен несанкционированный вывоз (выброс) мусора в Надвоицком городском поселении возле источника питьевой воды. Виновники убрали мусор и принесли извинения.
Сейчас общественный рычаг набирает силу. Люди активно участвуют в обсуждении социальных и экологических проблем, предлагают помощь, решения, смело высказывают свои пожелания и реализуют конкретные и важные общественные дела.
Я считаю, что наступило время пробуждения, объединения усилий в формировании самых смелых и добрых намерений. Всех нас объединяет одно: мы хотим процветания Карелии. Власть, бизнес, общество могут объединить усилия в укреплении имиджа Карелии как самого чистого региона.
Название нашего общественного движения происходит от смысловой установки общества. "Сегежа-Надвоицы За чистый Север", а дефис между Сегежей и Надвоицами, это Майгуба. Это наш дом, Мы здесь живём и знаем, чего хотят люди. Люди хотят жить в чистоте.
Алексей Лисенков, председатель совета общественного движения "Сегежа-Надвоицы За чистый Север"
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание