Горсовет Беломорска увидел в "птице-оборотне" из древней мифологии "обобщенный символ древней и богатой на события истории города".
В сентябре карельский райцентр Беломорск обзавелся своим гербом. Депутаты местного совета утвердили Положение о гербе и флаге муниципального образования, которых у него не было с 1938 года, когда по указу Президиума Верховного Совета РСФСР бывшее поморское село Сорока и три соседних поселка были объединены в портовый город. Казалось бы, близость к Белому морю, отразившаяся в новом топониме, и многовековая история поморских промыслов займут центральное место в городской символике. Однако неожиданно для многих местные депутаты выбрали в качестве гербовой фигуры Беломорска ... сороку – то ли взлетающую, то ли садящуюся на волны, хотя, как известно, она не относится к водоплавающим птицам.
Замечу, что название старинного поморского села Сорока, которое стало частью города на берегу Белого моря, не имеет никакого отношения к орнитологии. Этот топоним достался поморам от саамов, которые, очевидно, первыми заселили беломорское побережье. Саамское слово "suor'ge" означает один из рукавов реки, и, надо полагать, так древние жители Поморья обозначили территорию в устье Выга, впадающего в Белое море. Кстати, топоним Suorke и сегодня можно встретить в северной Скандинавии, в частности – на севере Швеции, где до сих пор проживает саамское население.
Историкам известны также финская и русская версии происхождения названия села Сорока. В чем-то они похожи, но ни та, ни другая не связаны с наименованием птицы. По финской версии в основу этого топонима легли слова "saari" ("остров") и "joki" ("река"), а по русской версии село Сорока располагалось на сорока островах, которые и дали ему свое имя. Приведу цитату из очерка российского писателя Петра Россиева "Светлое Поморье", опубликованного в журнале "Исторический вестник" в 1907 году:
"Название селу дали 40 островов и островков, на коих, будто бы, разместились его избы; отсюда поправка: не СорОка, а СорокА (Сорок). Будь Сорока, как бы губе не называться Сорочьей? А она называется Сороцкою".
Самое поразительное, что и депутаты Беломорского городского поселения прекрасно осведомлены о том, что название поморского села никак не связано с сорокой. "Несмотря на то, что это название не имеет отношения к одноименной птице, тем не менее, по созвучию, в гербе будет использоваться образ сороки как обобщенный символ древней и богатой на события истории города, а также как символ расположения Беломорска на множестве островов", – так в городском совете попытались объяснить странный выбор гербовой фигуры.
Однако если следовать этой логике, то на гербе другого карельского райцентра Лоухи должны быть изображены лопухи – по созвучию, тем более что многие в Карелии умудряются склонять это несклоняемое название. А если серьезно, то я даже представить себе не могу, как депутаты могли разглядеть в сороке "обобщенный символ древней и богатой на события истории города".
Поясню для депутатского корпуса Беломорска, что эта птица не считается геральдической фигурой. По всей видимости, объясняется это тем, что в мифологии разных народов сорока считалась птицей-оборотнем, в которую часто превращались ведьмы. Не удивительно, что на территории России образ этой птицы использован лишь на гербах города Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области, где протекает река Сорочка.
Не знаю, убедят беломорских депутатов эти аргументы, и они пересмотрят собственное решение, или на гербе карельского райцентра так и останется болтливая птица. В конце концов, если этот образ так близок народным избранникам, то они вполне могли бы сделать его символом своего городского совета.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание