Любовь прошла, никто не вспоминает

Аналитика. Политкухня
13:05, 05 Марта 2019
фото: Сергей Юдин / "Столица на Онего"

Три года назад считалось, что карельские чиновники должны полюбить проектный подход. Помните такую диковинную штуку?

Три года назад, в феврале-марте 2016 года, в Карелии шли интенсивные дебаты о внедрении так называемого "проектного подхода" в государственном и политико-административном управлении. Под эгидой общественного представителя Агентства стратегических инициатив (АСИ) в регионе проходили многоформатные дискуссии и круглые столы.

Сегодня одна из тогдашних новостей: "Проекты по строительству жилья эконом-класса, организации доступа местных производителей на региональные рынки, развитию транспортной инфраструктуры, поддержке бизнеса и кадровому обеспечению экономики станут ключевыми для Карелии в ближайшие несколько лет" читается как диковинная. Её удивительный характер предопределён тем, что, оборачиваясь назад, стоит признать – ни одно из указанных проектных направлений не стало для республики стратегическим.


Руководитель представительства АСИ в Северо-Западном федеральном округе Игорь Девятко. Фото: Правительство Карелии

Три года назад считалось, что региональные чиновники должны полюбить проектный подход. Они будут обязаны овладеть таинством проектного управления и скорее-скорее применять его в своей деятельности.

На заседании республиканского правительства, состоявшемся 2 июня 2016 года, рассматривался вопрос о "широкомасштабном внедрении проектного управления в органах исполнительной власти всех уровней". Именно тогда прозвучало утверждение, в соответствии с которым проекты плана мероприятий ("дорожной карты"), персонального состава проектных офисов, комитетов и штабов будут "утверждены главой республики к концу недели". Однако прошла неделя, затем месяц, но никаких указов, постановлений и распоряжений подписано не было. Тогдашний губернатор Александр Худилайнен идею проектного управления стал спускать на тормозах.

Не это ли лучшая иллюстрация того, как медленная и инерционная бюрократическая машина сопротивлялась внедрению чужеродной новации? Переход на проектное управление подразумевал, среди прочих менее важных вещей, создание весьма своеобразных условий для преобразований. Проектное управление – политически нейтральная рамка. Это не возвращающее в обстоятельства неопределенности слово "реформа", а всё-таки нечто предполагающее завершённость. Именно поэтому инициативы в системе проектного управления удобно финансировать, устанавливать целевые показатели и сдавать по ним отчётность. Но всё это ценности, прежде всего, для самих чиновников. А чем для общества оборачивается внедрение проектного управления в республиканском исполнении?

Как ни странно, отобранные в ходе весенних стратегических сессий пилотные проекты, распределённые по шести тематическим направлениям, оказались нерелевантными, например, с мероприятиями Федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года". Более того, с сожалением приходится констатировать, что не было установлено никакого сопряжения с актуальными для республики крупномасштабными программами институциональных преобразований. Зато был, например, пилотный проект "Формирование в Республике Карелия эффективного земельного рынка". Право, представить, как карельские государевы люди "сформируют рынок", просто невозможно.


Бывший заместитель Премьер-министра Юрий Савельев. Фото: Правительство Карелии

И здесь проявился следующий важный дискурсивный поворот. Существует ли в системе проектного управления мотив личного обогащения? – Скорее всего, нет. Инициаторы проектов такого рода не нуждаются в обогащении в его низменных коррупционных формах. Пилотные проекты выбирались из исключительно высоких соображений. Из официальных речей ответственных руководителей можно заключить, что высокие соображения в наших условиях – это стратегия развития территории. "Мы не будем делать проект, если понимаем, что он не даст каких-то результатов – в этом просто смысла нет".

Тогда насколько эффективно внедрять проектное управление в существующую систему государственного управления на региональном уровне? Как сделать так, чтобы в нём стал глубоко заинтересован кто-то, помимо правительственного начальства? Иначе ничего не получится. Заставить исполнителей дополнительно работать нельзя – не в советское время живём, хотя в последние годы многие черты недемократического "ручного управления" в Карелии проявляются всё отчётливее. Получается, можно только заинтересовать, а заинтересовать приходится лишь через возможность заработать.

Тут возникает сложная развилка. Доплачивать чиновникам, решившим поучаствовать в проектном управлении? Мотивировать за счёт средств госбюджета? Однако это никогда не будет принято обществом. Или же согласиться, что инициаторы пилотных проектов не ориентированы на коррупционное обогащение, а вот все остальные участники процесса – те, кто расположен на нижних уровнях пирамиды распределения средств, всё ещё в нём нуждаются. Но это ведь воспроизводство дикой архаики.

Курьёзность ситуации с приключениями проектного управления в регионе иллюстрируется хотя бы тем, что последним по времени появления тематическим правовым актом стало Распоряжение Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2017 года № 95р-П "О назначении ответственного за проектное управление в РК". После выхода указанного документа ни один элемент проектного управления в деятельность органов исполнительной власти республики внедрён уже не был.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей