Колокола древнего Валаама звонят над Финляндией

Чтиво. Без политики
10:00, 30 Ноября 2018
фото: Валерий Поташов
Загрузка...

Как соседняя страна спасла монастырскую традицию от советской власти.


"Валаам покинул я спокойно и бомбардировку Валаама перенес благодушно. Во время тревог не бегал прятаться в убежище, хотя оно было у нас в соборе, но сидел в своей келлии и читал Святое Евангелие. От грома бомб корпус дрожал, стекла в окнах вдребезги разлетались и двери открывались, а у меня какое-то было внутреннее убеждение, что останусь жив", – так описывал в одном из своих писем события зимы 1939-1940 годов старец Валаамского монастыря, схиигумен Иоанн.

Он ушел из древней обители на Ладоге вместе с двумястами русскими монахами в глубь Финляндии, чтобы спасти валаамские святыни от советских войск, захвативших Северное Приладожье. Братия забрала с собой иконы, церковную утварь, книги и даже колокола, и сегодня их звон можно услышать над лесным озером Юоярви в Хейнявеси, где валаамские монахи основали новый монастырь, известный теперь как Новый Валаам.

Храм из амбаров

От прежней валаамской братии уже давно никого не осталось в живых. О русских иноках в Новом Валааме сегодня напоминают лишь старые могильные плиты на монастырском кладбище с одинаковыми для всех погребенных словами "Раб божий...", над которыми возвышаются деревянные кресты с именами монахов на финском языке. Обитель в Хейнявеси заговорила по-фински еще в 70-е годы прошлого столетия, и накануне очередной годовщины начала Зимней войны мы вспомнили драматическую историю Нововалаамского монастыря с его финским настоятелем архимандритом Сергеем.

"Уже в декабре 1939 года с Валаама стали эвакуировать больных иноков, – рассказывает настоятель. – Положение было очень напряженным. Эвакуация продолжалась до марта 1940 года, и когда между Советским Союзом и Финляндией был заключен мир, по его условиям эта территория отошла СССР. Финская армия предоставила обители 40 грузовиков для перевозки людей и имущества монастыря. Но советская армия заняла Валаам раньше договоренностей, и, когда на острове появились солдаты, в монастыре еще оставались иноки. Правда, все обошлось мирно, и монахи смогли вывезти колокола, иконы, церковные сосуды, облачение, книги и большую часть архива".

Поначалу валаамские монахи обосновались в местечке Каннонкоски, однако из-за отсутствия медицинской помощи и нехватки лекарств братия потеряла двадцать старцев, которых пришлось похоронить на местном лютеранском кладбище. Лишь в июне 1940 года около двухсот оставшихся монахов смогли перебраться в Хейнявеси, где обитель приобрела усадьбу с 300 гектарами леса и 50 гектарами пашни. В этом монастырю помог тогдашний президент Финляндии Кюести Каллио, предложивший купить имение у одного из финских министров.

"Братия отремонтировала здания для жилья, а из двух амбаров построила храм, который служил ей и трапезной. Но монастырь оставался русским, лишь некоторые иноки были карелами, и новые послушники в него не приходили. К концу 60-х годов из прежней братии осталось всего четыре престарелых монаха. Казалось, что монастырь обречен на смерть. Однако у Бога были другие виды, и в начале 70-х обитель приняла новых послушников из числа финнов. Благодаря тогдашнему архиепископу Карельскому и всей Финляндии Павлу в стране было учреждено общество "Друзья Валаама", которое начало сбор средств на строительство в монастыре нового храма. Это стало очень важным этапом в истории обители. После возведения нового храма в него пришли новые иноки", – говорит архимандрит Сергей.

Последний приют поэта-бунтаря

Интересно, что Новый Валаам привлекал к себе не только православных жителей Финляндии, многие из которых имеют карельские корни. В монастырь на озере Юоярви не раз приезжал культовый финский поэт второй половины XX века, бунтарь и знаток богемной жизни Пентти Саарикоски. Он работал здесь трудником, писал стихи, а в конце своего земного пути обрел покой на монастырском кладбище. Его могила находится рядом со скромными деревянными крестами валаамских иноков, и к ней постоянно приходят поклонники творчества "левого поэта", которые вместо цветов и свечей приносят своему кумиру авторучки.

С нынешним епископом Йоэнсуу Арсением – в миру Йормой Хейккиненом – мы также познакомились в Новом Валааме около тридцати лет назад, когда будущий иерарх Финляндской православной церкви подвизался в единственном мужском монастыре соседней страны.

"Я вырос в лютеранской семье, но мои родители не были набожными. В храм мы ходили только на Рождество. Однако в школе я увлекся книгами и стал много читать о православии, а когда мне исполнилось 17 лет, решил принять православное крещение", – вспоминает епископ Йоэнсуу.

Впервые он побывал в Новом Валааме еще в начале 70-х годов. Впечатление от посещения обители и встречи с ее священниками оказалось настолько сильным, что через несколько лет Йорма Хейккинен принял монашеский постриг с именем новгородского святого Арсения Коневского, основавшего монастырь на одном из ладожских островов. Клирик Финляндской православной церкви получил богословское образование в Ленинградской духовной академии, где тогда преподавал архимандрит Мануил, ставший впоследствии епископом Московского патриархата и первым карельским митрополитом. Кстати, покойный ныне митрополит Мануил и постригал Йорму Хейккинена в монахи.

Настоятель с карельскими корнями

Нынешнего настоятеля Нововалаамского монастыря с Карелией связывают его далекие предки.

"Мой отец родом из местечка Суолахти, которое находится в 40 километрах от Вяртсиля на берегу озера Янисъярви, поэтому я получил православное крещение еще в детстве, – поясняет архимандрит Сергей. – Два года назад я ездил на свою родину вместе с митрополитом Пантелеймоном (бывшим настоятелем монастыря в Новом Валааме – прим. автора). Это было впечатляющее путешествие! Старое кладбище в Суолахти располагается на пригорке, с которого открывается потрясающий вид на поля и озеро Янисъярви. Мы отслужили с митрополитом Пантелеймоном литию, и я помянул всех карельских родственников. Я знаю, где они похоронены. Дело в том, что в финских приходах сохранились книги регистрации, по которым можно составить свою родословную. Наш род жил в Карелии еще с XVIII столетия, и все мои карельские предки были православными".

Как отмечает архимандрит Сергей, обитель в Новом Валааме старается поддерживать связи и с Валаамским монастырем на Ладоге:

"Когда там начались реставрационные работы, мы безвозмездно передали обители копии всех чертежей, которые сохранились в нашем архиве. Мы передали монастырю и фотографии икон, по которым был восстановлен иконостас Спасо-Преображенского собора".

Примечательно, что главный храм Нового Валаама также называется Спасо-Преображенским, однако он совсем не похож на величественный собор ладожского острова. Белоснежная каменная церковь в Хейнявеси была возведена в 1977 году по проекту финского архитектора русского происхождения Ивана Кудрявцева. Построенный в традициях средневековых храмов Новгорода и Пскова храм был освящен к 800-летию православия в Финляндии.


Шведский стол, виски и многовековая традиция

Сейчас в Новом Валааме насчитывается всего девять монахов и один послушник. Однако эта небольшая обитель известна далеко за пределами Финляндии – ежегодно монастырь принимает около ста тысяч паломников и туристов, которые приезжают сюда не только поклониться валаамским святыням, но и отведать местного ягодного вина и даже собственного виски.

Многих россиян, которые посещают Новый Валаам впервые, удивляет отсутствие в монастыре строгих правил, традиционных для православной обители. Приехать сюда может любой желающий, для этого не нужно благословения настоятеля. Монастырские церкви также открыты для всех гостей, которые могут принять участие в богослужении вне зависимости от своего вероисповедания: мне доводилось встречать на литургиях и католиков, и лютеран, и даже японских буддистов. Никто в Ново-Валаамском монастыре не укорит вошедшую в храм женщину за отсутствие платка на голове или брюки. Правда, к причастию допускаются только православные верующие, но священник не требует от них ни исповеди, ни поста. В монастырской трапезной ежедневно накрывают шведский стол с мясными и рыбными блюдами, всевозможными разносолами, домашним квасом и ароматным валаамским чаем.

Тем не менее, как подчеркивает архимандрит Сергей, Новый Валаам хранит многовековую традицию обители на Ладоге и по праву называется в Финляндии Валаамским монастырем:

"Фактически мы являемся настоящим Валаамом, потому что наша монастырская традиция не прерывалась. Обитель лишь поменяла место своего нахождения. Когда монастырь покупал усадьбу, ему понадобилась не вся ее большая территория, а только часть, но новому земельному владению нужно было дать новое наименование, и тогда решили назвать это место Новым Валаамом. Наше официальное название – Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, однако поскольку люди говорят о старом Валааме на Ладоге, мы также именуем нашу обитель Новым Валаамом. Нам это нисколько не мешает, потому что мы помним свою историю, да и все монастырские святыни находятся здесь".

Валерий Поташов.

Новый Валаам-Петрозаводск.
Фото автора.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

31.12.2024 12:00
Обществоведение
«Столица на Онего» предлагает вспомнить важные события в политике, общественной и культурной жизни уходящего года.