"Протесты людей закрытие школ не остановят"

Чтиво. Личное мнение
11:43, 18 Февраля 2019
фото: Валерий Поташов, "Столица на Онего"
Загрузка...

Как выглядит "оптимизация" сельского образования по-норвежски.

"Мы будем закрывать школы, хотя людям это не нравится!", – эту фразу я услышал на прошлой неделе не от главы или министра образования Карелии, которую накрыло новой волной "оптимизации" социальной сферы, а от мэра вполне благополучного норвежского городка Киркенес Рюне Рафаэльсена. Оказавшись на севере одной из самых обеспеченных стран мира, я не мог не поинтересоваться тем, как обстоят у нее дела с содержанием маленьких сельских школ. Тем более, что приграничная коммуна Сер-Варангер, административным центром которой является Киркенес, весьма похожа на север Карелии своей низкой плотностью населения и суровым климатом.

Финансовому благосостоянию этого норвежского муниципалитета, где проживает всего около 10 тысяч человек, пожалуй, могла бы позавидовать даже карельская столица, не говоря уже о районах и сельских поселениях республики. Бюджет коммуны составляет миллиард крон, это почти 7,7 миллиарда рублей, хотя, конечно же, напрямую сравнивать муниципальные бюджеты норвежского севера и Карелии нельзя из-за огромной ценовой разницы между Норвегией и Россией.

Тем не менее, как сообщил глава коммуны и мэр Киркенеса Рюне Рафаэльсен, муниципалитет "зарабатывает" сегодня существенно больше средств, чем их тратит на свои нужды – даже при том, что в норвежскую казну уходит около 80 процентов собранных в Сер-Варангере налогов. Профицит муниципального бюджета оценивается сейчас в 28 миллионов крон – это почти 216 миллионов рублей. Однако, по словам Рафаэльсена, руководству коммуны все равно приходится урезать социальные затраты, доля которых в муниципальном бюджете составляет 65 процентов, и под удар этой "оптимизации" по-норвежски попали маленькие сельские школы.


Валерий Поташов, "Столица на Онего"

Нынешний глава коммуны занимает свою должность с 2015 года, и за это время в Сер-Варангере была закрыта одна, выражаясь языком российских чиновников, "малокомплектная" школа. В ближайшее время муниципальные власти намерены прекратить деятельность еще одной такой школы. Ее нескольких учащихся будут возить на учебу в другое образовательное учреждение.

"Нам очень сложно содержать школу, в которых учится три-четыре человека,  – объясняет Рюне Рафаэльсен. – Встает вопрос не только об эффективности бюджетных расходов, но и о качестве образования, которое получает учащиеся такой школы, и об их социализации".

Как рассказал глава коммуны, муниципалитет тратит на содержание своих школ около 180 миллионов крон, большую часть этой суммы – 140 миллионов – он получает из государственного бюджета, однако оставшиеся 40 миллионов местным властям приходится изыскивать самим. "Мы вынуждены закрывать школы, в которых учится всего несколько человек, и протесты людей это не остановят", – говорит Рюне Рафаельсен. 

Когда властям Сер-Варангера пришлось пойти на закрытие школы в местечке Нейден, на главу коммуны обрушился настоящий шквал критики. Местные жители собирали подписи за сохранение образовательного учреждения, выступали в прессе, но это никак не повлияло на его судьбу.

– А кто принимает окончательное решение о закрытии или сохранении школы? – спрашиваю я у главы коммуны.

– Правление муниципалитета, в который входит 27 человек.

– Но если местное население будет категорически против закрытия сельской школы, у них есть шанс ее отстоять?

– Ее все равно закроют, – убежденно отвечает глава.

"Когда-то в школе Нейдена учились около ста детей, но когда мы ее закрывали, в ней оставалось всего четыре ученика,  – рассказывает Рюне Рафаэльсен. – Конечно, людям хотелось сохранить школу в своей деревне, но когда ты политик, тебе приходится определять приоритеты".

Одним из таких приоритетов, судя по словам главы коммуны, станет строительство в Сер-Варангере нового образовательного учреждения, где смогут обучаться учащиеся из "оптимизируемых" маленьких школ. В том, что "оптимизация" затронет не одну сельскую школу в этой приграничной коммуне, свидетельствуют демографические данные. В последние годы количество учащихся в муниципалитете сократилось на двести человек, и норвежские власти вынуждены урезать ассигнования на содержание школ.

Картина, в общем, напоминает то, что происходит сегодня в Карелии. Ситуация с маленькими сельскими школами не идеальна даже в стране с самым высоким в мире уровнем жизни. Однако отмечу несколько серьезных отличий между "оптимизацией" по-норвежски и "оптимизацией" по-карельски.

Во-первых, закрытие маленьких школ не приобрело на севере Норвегии такого ужасающе массового характера, как это уже случилось в Карелии, и, в особенности, как это рекомендовало республиканское министерство образования. Во-вторых, под "оптимизацию" в норвежской "глубинке" попадают по-настоящему маленькие образовательные учреждения, где учится всего несколько детей. В-третьих, в Норвегии невозможно представить, чтобы учеников подвозили на автобусах, которые вот-вот развалятся, а сельские дороги зимой чистят лучше, чем улицы карельской столицы к приезду высокопоставленных федеральных чиновников. Наконец, в приграничной коммуне, где мне удалось побывать, нет никакого "интернатного обучения", которое предлагают республиканские власти детям из отдаленных карельских поселков и деревень, и норвежские дети остаются жить в своих семьях. И никаких кадетских корпусов в Норвегии, разумеется, тоже нет.

Примечательно, что когда мы затронули в беседе с Рене Рафаэльсеном, тему "оптимизации" маленьких сельских школ, он заметил, что она станет одной из самых острых на предстоящих в этом году муниципальных выборах. Нынешний мэр собирается в них участвовать, и не исключено, что закрытие школ еще обернется для него поражением.

Валерий Поташов,
Киркенес, фото автора.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей