Что ждет торговые центры и кинотеатры под прессом санкций

Аналитика. Капитал
14:07, 13 Мая 2022
фото: © Николай Смирнов / «Столица на Онего»

Смогут ли торговые центры и кинотеатры Карелии продолжить работу в условиях санкционного давления, когда раскрученные бренды уходят, а кинопремьеры отменяются.

В торговых центрах Петрозаводска закрылись некоторые отделы популярных брендов. А в кинозалах, расположенных в тех же ТЦ, придется менять репертуар. Западные производители блокбастеров прекратили сотрудничество с Россией. Череда отмен произошла после начала «спецоперации» российских войск на территории Украины.

Торговые центры, которые в последние годы сконцентрировали в своих стенах не только торговлю, но и досуг, рискуют потерять прибыль. А покупатели и посетители кинотеатров, уставшие за время пандемии от изоляции, оказались поставлены перед новым фактом: прежних стандартов потребления больше нет.

Смотреть российское, носить иранское

Крупнейшие зарубежные киностудии остановили прокат своих лент в России после начала СВО. Оставшиеся без западных премьер кинотеатры страны могут потерять до 80% планируемой выручки — с таким заявлением выступила Ассоциация владельцев кинотеатров. Также представители бизнеса сообщили, что запасы кинооборудования и комплектующих иссякнут до середины этого года: российских аналогов необходимых комплектующих нет. Хозяева кинотеатров попросили поддержки у российских властей.

Минкульт пообещал «импортозаместить» западное кино отечественным. В то же время киносети сообщили, что продукция Голливуда приносила им до 80% дохода, поэтому спасти ситуацию может только возвращение иностранного кино.

В начале марта в торговом центре «Лотос Plaza» закрылись магазины одежды «H&M» и точка продаж фирменной продукции «Apple». В конце марта там же прекратили работу магазины, торговавшие одеждой брендов «Reserved», «Cropp», «Sinsay», «Mohito» и «House».

В апреле Российский совет торговых центров заявил о заинтересованности в открытии магазинов иранских брендов одежды в освободившихся нишах, которые покинули западные бренды.

Как помочь бизнесу?

«Столица на Онего» задала вопросы бизнес-омбудсмену Карелии Елене Гнетовой о перспективах работы торговых центров в режиме нарастания санкций.


фото: © сайт уполномоченного по защите прав предпринимателей в РК

— Ряд отделов, продающих одежду в торговых центрах Петрозаводска, закрыт. Как данные обстоятельства повлияли на работу ТЦ?

— Думаю, что для крупных торговых центров не является критичным уход части арендаторов. Во-первых, контракты подписываются на длительные сроки. Долгосрочные арендные договоры страхуют стороны от рисков в случае одностороннего расторжения таких договоров. В этом случае предусмотрены штрафные санкции, что покрывает потери арендодателей. Во-вторых, ритейл-бизнес — это всегда живой процесс: одни арендаторы уходят, другие приходят.

— Чем можно заменить выбывшие бренды одежды?

— Другими брендами,  мультибрендовыми супермаркетами. Возможно, сегмент «fashion» заменить на другой концепт, например, — «косметика и парфюмерия», «товары для дома», «спорт». Если владельцы торговых площадей будут заинтересованы в скорейшей реализации освободившейся площади, то разработают и предложат специальные условия аренды для локальных местных брендов.

— Есть ли к вам обращения от предпринимателей, работающих в ТЦ и столкнувшихся с трудностями из-за санкций? На что они жалуются?

— Пока таких жалоб не поступало.

— Как можно помочь бизнесу, который занимается торговлей брендами техники и одежды, которые ушли из РФ?

— На первом этапе таким предприятиям надо помочь сохранить рабочие коллективы. Для государства сохранение занятости является приоритетом, меры федеральной поддержки работодателей разработаны, и предприятия могут ими воспользоваться. Далее компаниям необходимо помочь найти новых поставщиков. Государство в этом также помогает. При Минпромторге России работает сервис импортозамещения. Если раньше у большинства отечественных брендов не было возможности широко представлять свою продукцию и конкурировать с мировыми брендами, то сейчас ситуация меняется, открываются новые возможности для российских компаний-производителей. Если есть заинтересованность в подборе зарубежного поставщика, можно воспользоваться сервисом федеральной платформы «Подбор маркетплейсов». На платформе представлены иностранные и международные электронные торговые площадки по разным направлениям деятельности. В Карелии на базе Корпорации развития работает экспортный центр, где предпринимателям помогут подобрать иностранных партнеров, проконсультируют по таможенным и финансовым вопросам. Отмечу, что в текущей ситуации кардинально изменилась логистика. Полагаю, что одной из востребованных мер поддержки торгового бизнеса в связи с уходом иностранных компаний может стать компенсация затрат на доставку товаров, частичная компенсация таможенных платежей.

— Как вы оцениваете стабильность работы предпринимателей в торговых центрах столицы Карелии «Макси», «Лотос Plaza», «Тетрис» в условиях снижения покупательной способности населения и ухода брендов?

— Если под «стабильностью» иметь в виду постоянность и неизменность, то меняющиеся внешние условия и обстоятельства не способствуют стабильности. Но в то же время термин «стабильность» означает и способность функционировать, сохраняя свою структуру и поддерживая равновесие. Следуя этому принципу, сохранить стабильность возможно при готовности предприятий изменяться, приспосабливаться под существующие условия при сохранении своей внутренней структуры.

— Западные компании ограничили прокат фильмов в РФ. Как эта ситуация повлияет на кинотеатры в Петрозаводске? Чем заменить западный прокат?

— Этот вопрос активно обсуждается в министерстве культуры Российской Федерации. Некоторые эксперты высказывают предложения, аналогичные введённому недавно принципу параллельного импорта, — внести изменения в законодательство, разрешив прокат фильмов без лицензии правообладателя. Обсуждается поддержка российских киностудий. Недавно Совет Федерации одобрил закон о полном государственном финансировании некоторых художественных, документальных и анимационных фильмов российского производства.

— Существуют ли действенные меры поддержки местных кинотеатров в условиях санкций?

— Есть федеральные и региональные меры финансовой поддержки, налоговой, кредитной, которой также могут воспользоваться и предприятия киноиндустрии. Минкультуры РФ совместно с Ассоциацией владельцев кинотеатров, институтом уполномоченных прорабатывает меры государственной поддержки кинопроката. Обсуждаются прямые субсидии в объеме и по методике 2020 года, когда правительство поддержало отрасль в период пандемии, финансирование проката отечественного кино в кинотеатрах. Интересен московский опыт, где кинотеатрам предоставляются гранты на продвижение и рекламу отечественного кино в прокате и привлечение зрителей в кинозалы. Можно отметить и программы поддержки Фонда кино. В настоящее время, например, идёт прием заявок на финансирование модернизации кинозалов. Кинотеатры в российских населенных пунктах, где проживает до 500 тысяч человек, могут получить субсидию до 9 миллионов рублей на оборудование кинозалов современной цифровой техникой. Что касается необходимых мер поддержки, то кроме прямых субсидий, кинотеатры просят обнулить выплаты по кредитам, которые выдавались пострадавшим отраслям во время пандемии для выплаты зарплат персоналу, налоговые льготы.

— Существует мнение, что число кинотеатров в ТЦ Петрозаводска может сократиться, поскольку изменился прокат и по этой причине уменьшится спрос со стороны публики? Насколько рациональна такая оценка?

— Я думаю, что кинотеатры найдут своего зрителя, постепенно ситуация изменится, в том числе при государственной поддержке как кинотеатров, так и отечественной киноиндустрии.

Вопросы задавал Александр Гнетнев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей