Новости

Умерла звезда «Крёстного отца» Дайан Китон

00:10

Фура съехала в кювет на трассе в Медвежьегорском районе

22:30

В центре Петрозаводска автомобиль на скорости въехал в машину «Росгвардии»

21:20

В Петрозаводске на перекрестке Октябрьского проспекта и Московской запретили повороты налево

20:00

«Петрозаводску повезло»: для проекта «Открытое пианино» нашли новый инструмент

19:00

Малолетние вандалы разгромили новую остановку на улице Правды в Петрозаводске

18:00

Дождь и мокрый снег: прогноз погоды на 12 октября

17:00

Двое человек спаслись из горящего дома в Шуе

16:00

От журналиста до столяра: как «Винтажный цех» в Петрозаводске собрал людей разных профессий

15:15

Два человека пострадали в массовом ДТП в Пряжинском районе

15:00

В Петрозаводске появился музей под открытым небом в микрорайоне СКЗ

14:00

Олонецкая пара месяцами обманывала кассы самообслуживания

13:00

На улицах Петрозаводска наводят порядок: коммунальщики убирают листву и мусор

12:00

В Карелии ищут пропавшего на рыбалке мужчину

11:00

В Костомукше установили лифт для тех, кто ходит на руках

10:00

Уроженец севера Карелии погиб при выполнении боевого задания

09:00

В Ладожском озере у города Лахденпохья в Карелии ликвидируют разлив нефтепродуктов

08:30

Жителям Карелии рассказали, когда выпадет снег

08:00

В Карелии за неделю резко выросли цены на популярные овощи

07:30

Врач развеял миф об опасности пальмового масла

00:10
Синтез христианства и древних верований: узнали, как карелы провожали в последний путь
21 февраля, 17:20 Общество
Поделиться

Ученые пересматривают роль христианства в погребальных обрядах карелов.

фото: © Карельский научный центр РАН / VK

Этнологи Карельского научного центра РАН переосмысливают роль христианских традиций в погребальных обрядах карелов, уделяя особое внимание позиции народной религии. Как сообщили в группе научного центра, исследование, проведенное научным сотрудником сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Сергеем Минвалеевым, посвящено изучению влияния православных традиций на похоронно-поминальную обрядность карелов-людиков.

Отмечается, что погребальные ритуалы являются одной из наиболее устойчивых к изменениям сфер традиционной культуры. Они до сих пор соблюдаются, особенно жителями деревень. Этот факт делает их важным объектом для изучения.

В советской историографии, в соответствии с атеистическим подходом, значение церковных требований и ритуалов в погребальной сфере практически игнорировалось. В КарНЦ подчеркнули, что современные ученые пересматривают эту тему с точки зрения народной религии — синтеза этнических верований и официальных теологических практик.

Сергей Минвалеев исследовал христианские компоненты обрядов похоронно-поминального цикла людиков — этнолингвистической группы карелов, проживающей в Кондопожском, Прионежском, Пряжинском и Олонецком районах республики.

Уточняется, что современная этнология и антропология подходят к изучению религиозных практик с позиций «народной религии». Этот подход позволяет увидеть, как религиозные практики существуют в народе наряду с формами официальной религии.

Исследование показало, что в людиковской похоронно-поминальной обрядности существует заметный пласт православных обрядов. Церковные традиции дополняли мифоритуальный погребальный комплекс крестьян и соединялись с народными представлениями.

Отмечается, что на похоронах использовались церковные атрибуты, такие как венчик, разрешительная молитва и иконка. Похороны сопровождались исполнением причитаний на карельском языке и чтением молитв на русском. При этом многие аспекты, имеющие христианскую основу, в народной религии людиков получили новую интерпретацию.

«Вообще, если в догматической религии много говорится о спасении души, о жизни после смерти, то в народной религии думали больше про этот свет. Например, исповедовались, чтобы „не переложить“ свои грехи на живых или верили, что без исповеди „тяжело умирать будешь“. Похоронный обряд важно было провести правильно, чтобы помочь душе перебраться на тот свет — если она останется неприкаянной, то будет мучить живых», ━ поделился Сергей Минвалеев.

Православный ритуал погребения сохранялся и в советское время, несмотря на борьбу государства с религией, поделились в КарНЦ. Основные функции священнослужителя стали выполнять верующие пожилые женщины.

Результаты исследования опубликованы в международном журнале Journal of Ethnology and Folkloristics. Автор отмечает, что эта работа является первой ступенью к антропологическому изучению народной религии карелов-людиков.

Обсудить (0) в ленту
В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение