Вирусолог рассказал, ждать ли появления экзотических инфекций в нашей стране и почему COVID никогда не станет обычной ОРВИ.
Лихорадка Западного Нила, оспа обезьян и вирус Арапуш — считавшиеся ранее экзотическими инфекции юга и тропиков всё чаще проникают на территории с умеренным климатом, в том числе в европейскую часть России. Как рассказал в интервью «Известиям» научный сотрудник Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН Михаил Болков, это не случайность, а часть объективного процесса, в ходе которого в человеческую популяцию неизбежно будут попадать всё новые вирусы. Например, все шансы стать распространенной инфекцией в РФ и Европе имеет африканский вирус Усуту, переносимый комарами.
Как написали Известия, приход новых инфекций связан с тем, что меняется климат и задали вирусологу уточняющие вопросы.
— Сегодня инфекции, которые раньше казались экзотическими, появляются в северных широтах, всё ближе к средней полосе России. Например, вспышка лихорадки Западного Нила в Татарстане, хотя до этого ее возбудитель был эндемичен для более южного черноморского побережья. Аналогичная ситуация с вирусом Арапуш, который раньше обитал только в лесах Амазонки, а теперь попал на Кубу и дальше в США. Оспа обезьян из Африки добралась до Северной Европы. Нам нужно готовиться к новым вспышкам неизвестных ранее болезней?
— Если без всяких приукрашиваний, то да, это будет распространяться и дальше. Приход новых инфекций связан с тем, что меняется климат и ареал обитания животных. А они резервуар для инфекций. Хотелось бы надеяться, что их переносчики вымрут зимой в морозы, но практика показывает, что иногда, например, малярийные комары переживают отрицательные температуры в теплых сырых подвалах.
Показательный пример — вирус лихорадки Западного Нила. Это «родственник» нашего клещевого энцефалита. Проблема особенно острая для южных регионов РФ. Одна из последних вспышек этой болезни зафиксирована в Волгограде. Во время нее была высокая смертность — 5–7%. В эндемичных регионах смертность гораздо ниже, так как там существует коллективный иммунитет. Но когда инфекция приходит в новые районы, она поначалу как бы прореживает людей, наиболее подверженных заразе.
Еще потенциальный кандидат, который может к нам прийти с юга, — это вирус Усуту. Он также «родственник» вирусов Западного Нила и энцефалита и переносится около 60 видами перелетных птиц и самыми обычными для нашей страны комарами вида Culex pipiens. Он родом из Южной Африки, но в последние годы его следы часто обнаруживают в европейских странах, в том числе в Германии, Хорватии и Польше. Есть также случаи заражения человека, например, в 2018 и 2022 годах регистрировалось несколько происшествий в Италии. Оценить шансы, попадет он или нет в Россию, практически невозможно, так как это полностью в руках случая. Но пути распространения к нам у него имеются.
Однако паниковать не стоит, потому что все эти инфекции трансмиссивные, то есть они переносятся укусами. Поэтому с ними можно бороться, не давая распространяться комарам. К тому же болезнь должна будет найти себе промежуточное животное, как правило, это птицы и грызуны. То есть это еще одна преграда, которую вирус должен преодолеть на пути к нам. У нас большая часть населения живет в городах, где меньше переносчиков. А вот в США, например, ситуация другая. Там большая часть населения живет за городом. Поэтому там инфекции распространяются по-другому.
Но в Россию она не придет, потому что у нас нет того вида комаров, которые ее переносят. Все-таки вирус способен вырастать в определенном микроокружении, это микроокружение связано у него эволюционно с этим комаром, и даже зараженная птица другому комару плохо передаст этот вирус.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание