Нововведения прокомментировал специалист автошколы "Престиж" старший преподаватель автошколы "Престиж" Олег Шарагович.
На прошлой неделе ГИБДД озвучила новые инициативы в сфере допуска к управлению транспортными средствами. Проще говоря, Госавтоинспекция проинформировала, как будут "по-новому" выдаваться водительские права. Данная инициатива еще не вступил в действие, но вероятность ее утверждения на государственном уровне (по большинству пунктов) весьма высока.
Итак, сложнее станет получить доступ к вождению мотоцикла. Минимальный возраст получения прав категории А предлагается повысить с 18 до 20 лет (еще недавно было 16). Кроме того, перед этим нужно будет два года "отъездить" на маломощном, но тяжелом мотоцикле — для этого вводится новая подкатегория прав А2.
Сегодня, напомним, им выдают права категории A (мотоциклы тяжелее А1), А1 (легкие мотоциклы мощностью не более 15 л. с. с двигателем объемом до 125 куб. см), М (мопеды с двигателем до 50 куб. см). Права категории А можно получить в 18 лет, А1 и М — в 16 лет.
Сейчас ГИБДД предлагает ступенчатую схему: категорию А можно будет открыть не ранее 20 лет, при этом сначала нужно научиться водить относительно маломощный аппарат. Для этого вводится новая подкатегория А2. Она позволяет управлять техникой мощностью не более 47 л. с., при этом он не должен быть слишком легким (соотношение мощности к массе — не более 200 ватт (0,27 л. с.) на 1 кг. Под эту категорию подпадают, к примеру, так называемые максискутеры с объемом двигателя не более 400–500 куб. см (например, Sym MaxSym 400i или Honda PCX-150) или легкие мотоциклы серии KTM Duke. Если опыта вождения вообще нет, то права категории А можно будет открыть не раньше 24 лет!
А вот за руль автомобиля, наоборот, предлагается начать пускать с 17 лет. Но только при условии нахождения рядом более опытного водителя. Сегодня успешно сдавшим экзамен после обучения приходится ждать год до выдачи прав. По новым правилам подростку можно будет водить машину с "сопровождающим" лицом. Требования к ним будут прописаны в постановлении правительства. По данным издания "КоммерсантЪ", речь идет о лицах со стажем вождения не менее пяти лет, возрастом не моложе 23 лет.
Что касается доступа к управлению грузовиками и автобусами, то при отсутствии водительского стажа, минимальный возраст для получения категории С (грузовики максимальной массой от 3,5 т) будет планируется повысить с 18 до 21 года, категории D (автобусы) — с 18 до 24 лет. Кроме того, невозможно станет "открыть" права этих категорий, не имея опыта вождения легковой машины в течение года.
Большая часть предложенных нововведений – плод анализа зарубежного опыта. Так, например, законодательная норма о разрешении управлять автомобилем с 17 лет (когда в качестве сопровождающего выступает близкий родственник, водитель с большим стажем вождения, не имеющий серьезных нарушений) действует в Австрии. Статистика показывает чрезвычайно низкий уровень аварийности в данных условиях.
Целесообразны данные нововведения?
Пожалуй, вреда от этого точно не будет. Начнем с того, что доля "дорожного инфантилизма", свойственная молодежи, заметна сегодня невооруженным глазом, в связи с чем увеличение возраста допуска можно рассматривать как благо. Тем более, что ограничения касаются не допуска вообще, а допуска именно к мощным, наиболее опасным образцам техники.
То же самое касается допусков к С и D. Медики подтверждают, что к 18 годам большинство автолюбителей еще физиологически и психологически не готовы брать на себя ответственность за ряд житейских проблем, в том числе, за происходящее на дороге. Таким образом, увеличение возрастного ценза может привести к некоторому снижению аварийности, хотя, как представляется нам, возраст в проблеме автокатастроф (как фактор риска) сегодня далеко не на первом месте. Как показывает статистика, причины аварий с большим количеством жертв совсем другие.
А вот разрешение водить машину с 17 лет в присутствии опытного водителя, результат даст, скорее всего, положительный. Это и опыт, и минимальный риск, и появление привычки к дисциплине на дороге.
Скажутся ли нововведения на деятельности автошкол и как следствие на цене за обучение?
Нам представляется, что не скажутся совсем или скажутся минимально, так как условий для повышения цен нет: запрета на управление двухколесной техникой не предлагается, просто регламентируется допуск по мощности. Это значит, что изменения желающих получить права категории А не будет.
Доля лиц, получающих права на С и D, от общего количества учеников настолько мала, что говорить о каком-то заметно влиянии на общий валовый доход не приходится. Тем более, что большинство автошкол на эти категории водителей не готовит. Если уж по кому и ударит данная норма, так это по ДОСААФ, который готовит молодых людей для службы в армии, давая им специальность водителя.
Вождение с 17 лет также к автошколам почти никак не относится. Уже сегодня есть ученики проходящие подготовку в 16-17 лет и сдающие экзамен ГИБДД до несовершеннолетия. И если теперь они ждут дня рождения, чтобы пойти и забрать права, то завтра они просто сядут за руль, чтобы начать нарабатывать свой первый опыт.
Таким образом, данные изменения в целом носят позитивный характер и должны привести к снижению аварийности на дорогах. Неплохо и то, что ГИБДД обратила внимание на позитивный зарубежный опыт и взяла его на вооружение, при этом адаптировав его к нашим реалиям. Какие из предложенных нововведений будут приняты окончательно узнаем в ближайшее время.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание