Закон четко разграничивает полномочия, однако в вопросе до сих пор возникает путаница.
Депутаты совета Сортавальского муниципального округа 9 октября обратились в министерство природы Карелии по поводу ситуации с вывозом мусора. По мнению народных избранников, в завалах на контейнерных площадках виновен региональный оператор. С целью разобраться в сложившемся положении «Столица на Онего» решила провести рейд по «местам накопления ТКО», а заодно и проштудировать законодательство отрасли.
Результаты инспекции оказались неоднозначны. Большая часть контейнерных площадок действительно окружена грудами мусора. Строительные отходы, нагромождения из бревен-веток и склады автомобильных покрышек — так выглядит прилегающая территория типового «места накопления ТКО» в городе Сортавала. Причем в отдельных случаях горы мусора оказались вопросом не только эстетики и экологии. Так, на одной из площадок целая пирамида из шин заблокировала доступ к пожарному гидранту.
Однако неутешительная картина вокруг контейнерных площадок резко контрастирует с состоянием самих мусорных баков. В большинстве случаев они оказались пустыми или полупустыми. Чтобы не быть голословными, ситуацию в городе ТКО-контрастов мы запечатлели в видеосюжете.
Парадоксальная на первый взгляд ситуация проясняется при обращении к законодательству. А оно гласит: региональный оператор обязан вывозить только те самые твердые коммунальные отходы (ТКО), а содержание площадки — зона ответственности муниципалитета или управляющей компании. Так, если территория находится на балансе городских властей, то именно они отвечают за мусорные завалы веток, бревен и строительного мусора вокруг площадки.
То есть расчистка несанкционированных свалок рядом с площадками — компетенция города или управляющей компании. Как, впрочем, и ряд других обязательств. А именно: содержание площадки, ежедневный подбор и поддержание порядка, дератизация и доступ спецтехники к местам сбора мусора. Всё это прописано в постановлении правительства России от 31.08.2018 за номером 1039 и СанПиНе 2.1.3684-21, а также в правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170.
Таким образом, законодательство давно и однозначно разграничивает зоны ответственности, но в столь простом вопросе до сих пор возникает путаница. Регоператор должен вывозить бытовой мусор, в том числе и крупногабаритный, а хозяин мусорной площадки, так называемый балансодержатель, обязан следить за чистотой и убирать навалы не относящиеся к ТКО.
Также на разграничение полномочий указывает и тарифная политика. В тариф по вывозу ТКО не включены другие виды отходов — ни строительный мусор, ни кустарники, ни автопокрышки. Поэтому мусоровозы регионального оператора, предназначенные для транспортировки бытовых отходов, не могут быть задействованы в уборке несанкционированных свалок. Тем не менее ситуацию нельзя назвать безвыходной.
— Твердые коммунальные отходы, то есть обычный бытовой мусор, из контейнеров, регоператор вывозит строго по графику, без срывов, — поясняют в пресс-службе «Карельского экологического оператора». — С 2022 года в работу КЭО внедрена специальная программа, в которой отражается каждый вывоз с фотофиксацией, по каждой контейнерной площадке и каждый день. Это позволяет жестко контролировать график вывоза и учитывать каждый кубометр отходов. Более того, за прошедшие полгода с Сортавальского округа КЭО транспортировал на 45% больше, чем предусмотрено нормативами и территориальной схемой обращения с отходами. Со своей стороны КЭО готов оперативно организовать вывоз строительных и других видов отходов, отличных от ТКО, при заключении с органом местного самоуправления отдельного договора на эти работы.
Наряду с заключением договора городские власти или управляющая компания могут самостоятельно организовать уборку прилегающей территории. В то же время как гражданам, так и юридическим лицам стоит иметь в виду, что площадки под бытовой мусор не предусмотрены под выброс шин и прочего негабарита. Сдать отходы на переработку или вывезти их на полигон следует либо самостоятельно, либо воспользовавшись услугами специализированных организаций. В противном случае нарушителю закона грозит штраф. Выписать его могут по итогам обращения в министерство природы с приложенными результатами фото- или видеофиксацией нарушения.