Названы критерии оценки за поведение, которые экспериментально начнут ставить уже с 1 сентября 2025 года в некоторых школах шести регионов России.
Минпросвещения России готовит пилотный проект по введению оценок за поведение, пишет «Российская газета». Как уже заявлял глава ведомства Сергей Кравцов, с 1 сентября 2025 года в некоторых школах шести регионов России — Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия — начнется эксперимент по выставлению оценок за поведение. Он продлится 4 месяца: эксперты будут смотреть, как это влияет на дисциплину, мотивацию школьников и атмосферу в классах, пробовать разные варианты критериев и оценивать, как изменится нагрузка на учителей.
После апробации пройдет широкое обсуждение с учителями и родителями школьников. Только после такой дискуссии будет принято решение о целесообразности поправок в законодательство и введения такой оценки во всех регионах.
«В новом учебном году мы начинаем апробацию системы оценивания поведения школьников. Наша общая задача — создать комфортную и мотивирующую среду для развития каждого ребенка», — отметил Сергей Кравцов.
Главный вопрос, который волнует абсолютно всех, — критерии оценивания. Они должны быть такими, чтобы исключить субъективизм.
«Критерии и порядок выставления оценок сейчас разрабатываются. Обязательно будет соблюден принцип объективности оценки поведения ребенка учителями, — заверили в Минпросвещения. — Главная задача оценок, практика выставления которых положительно зарекомендовала себя в советское время, — укрепление сознательной дисциплины детей, а главным критерием — выполнение своих основных обязанностей. Это старательное обучение, прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно-полезном труде».
Ольга Ульянина, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Московского государственного психолого-педагогического университета:
«Должны ли критерии оценки поведения школьников должны быть едиными для всех школ или гибкими, учитывающими особенности образовательных организаций? Оптимальным представляется гибридный подход. Должен быть разработан единый федеральный перечень базовых критериев, где были бы определены общечеловеческие духовно-нравственные ценности и основные требования к участникам образовательного процесса. А в дополнение к базовым школы должны иметь возможность разрабатывать или адаптировать дополнительные критерии, учитывающие их специфику (тип школы, социальный контекст, приоритеты воспитательной работы, класс/возраст). К разработке этой гибкой части критериев нужно привлекать учителей, родительский комитет и, возможно, органы ученического самоуправления (для старших классов)».
Ключевая функция новой оценки поведения должна быть многоаспектной. Это и формирование понимания социальных норм, ответственности, эмпатии, навыков взаимодействия, и способ профилактики буллинга и создания психологически безопасной школьной среды. Кроме того, так можно увидеть ребят, которые остро нуждаются в поддержке.
Важно, чтобы эта оценка не была просто дополнительным баллом, снижающим средний балл аттестата. Она должна влиять в первую очередь на сам процесс обучения и воспитания. Возможно, она должна быть вынесена в отдельный раздел документа об образовании или портфолио.
В идеале оценка за поведение должна говорить не только о дисциплине, но и об участии в общественной жизни.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание