Закон о маркетплейсах вступает в силу только 1 октября 2026 года.

Но некоторые его положения заставляют многих изучать новости и статьи для бухгалтеров и предпринимателей. Что ждать от него малому бизнесу?
Что ждать малому бизнесу от закона
Главная задача закона — это формализовать реально действующую практику работы маркетплейсов и защитить продавцов в некоторых ситуациях, которые возникают в ходе их работы на этих платформах. Но есть в нем моменты, к которым малому бизнесу придется адаптироваться.
Вот что означает для него вступление в силу этого закона:
● маркетплейс не сможет устраивать распродажи без согласия продавца;
● продавца нельзя будет заблокировать на основании неясных требований, введен закрытый список таких оснований;
● формализация договоров, необходимость заполнения карточек товара и другие требования к ведению учета;
● вводится автоматический обмен данными с госорганами;
● ответственность за качество товаров остается на продавце.
Надо отметить, что в целом эти изменения можно оценивать как положительные для малого бизнеса, который в 2026 году окажется более защищен от произвола маркетплейсов.
При этом продавцы столкнутся с требованиями усилить вопросы информированности и учета. Например, платформы обязаны обеспечить размещение у себя полной информации по товару, естественно, с соблюдением всех правил. А продавцы должны заполнить их описаниями, необходимой маркировкой, гарантией и тому подобного.
Что делать малому бизнесу?
Хотя до начала действия новых положений еще год, подготовку лучше начинать уже сейчас. При этом работу придется проводить в нескольких направлениях:
● обновить договор с маркетплейсом, чтобы формализовать условия скидок, порядок изменения комиссий, причин блокировки, ввести корректные данные в карточки товаров;
● пересмотреть систему ценообразования, для защиты от ситуации, когда площадка требует скидки;
● оценить систему интеграции, с учетом требований автоматизации передачи данных.
Также многие эксперты советуют уже сейчас разработать и внедрить шаблоны и сценарии жалоб на действия маркетплейсов. При этом сам продавец должен побеспокоиться о финансовой подушке, чтобы защитить оперативную деятельность от случаев возврата товара. Конечно, работу необходимо будет синхронизировать с действиями площадок, которые тоже начинают активную работу по адаптации к требованиям Закона.
Реклама ИП Мемрук Евгения Вадимовна
ИНН 772074952763