Ход строительства проверили начальник управления Президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков и глава Карелии Артур Парфенчиков.
Цифровая верфь, которую строят на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе, заработает уже в этом году. Возводят ее по поручению Владимира Путина. А инициатором этого уникального для страны проекта выступил помощник Президента Николай Патрушев. Будучи Секретарем Совета безопасности России, он возглавлял Госкомиссию по подготовке к 100-летию Карелии. И вместе с главой республики Артуром Парфенчиковым и директором завода Владимиром Майзусом лично участвовал в возрождении предприятия в Петрозаводске.
Сегодня завод строит новые типы судов — краболовы, мелкосидящие ледоколы. А с запуском цифровой верфи станет площадкой для развития самых передовых технологий в судостроении, которые будут впоследствии применяться по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока.
«Опыт создания этой уникальной современной цифровой верфи в дальнейшем мы можем масштабировать и распространять на территорию Российской Федерации. У нас сегодня большая потребность в строительстве судов, множество заказов по строительству кораблей для военно-морского флота. Нам нужна современная судостроительная промышленность», — подчеркнул Сергей Вахруков.
Капитан и рулевой карельского судостроения
Директор завода Владимир Майзус, под руководством которого возводится цифровая верфь, — капитан и рулевой карельского судостроения. Он подробно рассказал о том, что сделано.
«Строительство идет по графику. В этом году этот блок корпусных цехов начнет производить продукцию. Уже идет пусконаладка одного из сложных видов технологического оборудования для плазменной резки», — пояснил Владимир Майзус.
Строительство цифровой верфи в Петрозаводске — это еще и пример очень успешного импортозамещения в отечественной промышленности. Практически всё оборудование — российского производства. Западные санкции не только не остановили реализацию проекта, но даже сыграли в плюс. По словам Владимира Майзуса, на предприятии ни разу не пожалели, что поменяли поставщиков на отечественных. География поставок — Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Обнинск.
«С производителями у нас постоянный контакт. Эффективно решаем вопросы по пусконаладке, есть уверенность в гарантийном обслуживании», — отметил директор завода.
Программное обеспечение верфи — тоже российское.
Кадры решают
Основные работы на объекте близки к завершению. Осенью придет оставшееся оборудование. С помощью республики на завод подвели дополнительные мощности по электрообеспечению и холодному водоснабжению. Впереди — газификация цехов.
И, конечно, один из главных вопросов — кадры.
«При поддержке и личном участии Артура Олеговича Парфенчикова на базе Петрозаводского автотранспортного техникума открыли судостроительное отделение. Ребята учатся в современных мастерских и проходят практику на нашем заводе. Сейчас вместе с главой республики прорабатываем вопрос подготовки специалистов с нашим Петрозаводским госуниверситетом и знаменитой питерской «Корабелкой» (Санкт-Петербургским морским техническим университетом — прим.ред.) — рассказал Владимир Майзус.
Кадров — высококвалифицированных, умеющих работать на сложнейшем оборудовании — заводу будет требоваться всё больше. По словам Артура Парфенчикова, модернизация предприятия продолжится. На эти цели из федерального бюджета дополнительно выделили два миллиарда рублей.
«Новая цифровая верфь — проект, крайне важный для всей страны. Такие производства (а Карелия будет первооткрывателем) выведут российское судостроение на новый уровень и обеспечат нашу технологическую независимость. Это задача, которую нам ставит Президент России», — подчеркнул глава Карелии.
Напомним, что модернизация Онежского судостроительно-судоремонтного завода идет в рамках Стратегии развития судостроительной промышленности России на период до 2035 года.