Руководитель районного «Водоканала» Юрий Морозов рассказал, как современные технологии помогают чинить трубы.
фото: © МУП «Водоканал» Лахденпохского района
Своему мобильному приложению коммунальщики Лахденпохского района дали название «Водолей». Собственная разработка уже позволила оптимизировать работу муниципального предприятия «Водоканал». По словам его директора Юрия Морозова, с помощью телефона он может контролировать работу насосов, следить за оборотами двигателя, потребляемой энергией, давлением в сети и температурой оборудования в каждом населенном пункте.
Мобильное приложение также позволяет дистанционно управлять работой техники. Благодаря этому предприятие справляется с некоторыми проблемами, не выезжая на место. Например, можно справиться с последствиями попадания воздуха в систему. В таком случае насос выключают удаленно и включают, когда он вновь заполняется водой. А потребитель не замечает никаких изменений. Как отмечает Юрий Морозов, аналогов их разработке в республике пока нет.
— Когда я только пришел в сферу ЖКХ, сотрудникам «Водоканала» приходилось решать многие проблемы в ручном режиме. Мы могли узнать об аварии в отдаленном поселке только со слов жителей. После чего было необходимо выехать туда, найти причину, отправиться обратно за нужным оборудованием. Это очень много потерянного времени. Теперь же я всегда узнаю о причинах аварий первым, — объясняет Юрий Морозов.

Приложение «Водолей» предоставляет информацию о состоянии сетей в виде графиков. Так, коммунальщики могут оптимизировать работу своего оборудования и обратить внимания на проблемы, которые ранее никто не замечал. Своим словам сотрудники муниципального предприятия приводят сразу несколько примеров.
В поселке Ласанен насос ранее давал давление в 6,5 бар. При этом вода с трудом доходила до жителей на пятом этаже. Благодаря данным, предоставленным приложением, была обнаружена утечка. Устранив её, давление в сети понизили до 4,2 бар, а жители всех этажей стали получать воду под мощным напором. Больше утечек там не появлялось.
В поселке Ихала насос ранее потреблял 12 киловатт электроэнергии, что всем казалось нормой. При этом постоянно фиксировался либо перелив водонапорной башни, либо исчезновение воды в периоды полива огородов. После подключения приложения и сделанных выводов, потребление энергии снизили до 2,7 киловатт днем и 1,7 киловатт ночью. Также в поселке отказались от водонапорной башни, которая была сборщиком нечистот и слизи. Теперь на всей сети сохраняется постоянное стабильное давление. А в периоды увеличения разбора воды увеличиваются и обороты двигателя, чтобы поддерживать установленное давление.
В мобильное приложение лахденпохские коммунальщики постоянно добавляют новые функции. Недавно система начала реагировать на открывание дверей. Теперь в муниципальном предприятии могут отслеживать все случаи проникновения на свои объекты. В планах также начать дистанционно измерять качество подачи воды в удаленные районы и регулировать перемещение служебного транспорта.
Юрий Морозов считает, что возможностей для развития у разработанного приложения множество. Из основных идей — подключить его на региональном уровне или внедрить в Единую диспетчерскую службу. Также информацией из него смогут пользоваться в районной администрации.

Отметим, что МУП «Водоканал» теперь обеспечивает водой всех жителей Лахденпохского района, имеющих подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. Сейчас в районном центре коммунальщики, применяя приложение, поэтапно повышают давление в системе. В предприятии пояснили, что до их прихода оно держалось на самом низком допустимом значении — 2,8 бар. Из-за этого в отдаленных районах города вода могла не появляться в течение двух недель после завершения аварийных работ. Теперь давление на городском водозаборе в период увеличения разбора достигает 3,5 бар. Вода поступает к самым дальним улицам почти сразу после запуска насосов. На зимний период теперь имеется возможность незначительно снизить давление. Эти меры также помогут избежать аварий в зимнее время.

